Археологические институты и археологические школы. Школы зарубежной археологии Археологическая школа

Музейная археологическая школа приглашает ребят от 10 лет, их старших сестер и братишек, родителей и всех интересующихся историей родного края в увлекательное путешествие в древний мир.

Занятия представляет собой эксперимент, разъясняющий ключевые понятия археологии. Под руководством научного сотрудника музея девчонки и мальчишки «превратятся» в настоящих археологов, реставраторов и музейных сотрудников. В ходе занятия ребята смогут увидеть и подержать в руках различные инструменты и шанцевый инвентарь, проверить себя на готовность к жизни в полевых условиях, а в завершении все желающие попробуют самостоятельно расчистить «погребение».

Все занятия построены на игровых методиках, что позволяет детям в доступной форме знакомятся с историей родного края и постичь такую интересную науку – археологию.

Ждем вас в школе юного археолога и надеемся, что познание истории края будет для всех увлекательным и эмоционально насыщенным.

Все мероприятия проводятся для групп от 10 человек.
Запись групп по телефону: 25-30-09

Мероприятия

Главная отличительная особенность археологической площадки - это отсутствие классического музейного запрета «руками не трогать», напротив, всем желающим можно не только посмотреть, но и подержать в руках интересующие их экспонаты. Кроме того, под руководством научного сотрудника музея, дети смогут почувствовать себя настоящими археологами и реставраторами, проверить свою готовность к жизни в полевых условиях и попробовать самостоятельно расчистить «погребение». Археологическая площадка включает в себя имитацию пещеры человека периода каменного века и его захоронения, игровую зону с воссозданной обстановкой жизни древнего обитателя степей Южного Урала, выставочные витрины для коллекционного показа предметов археологии из фондов музея и многое другое. Мы всегда рады видеть Вас.

СМИ о нас

Отзывы посетителей

Очень яркая, интересная, позитивная детская площадка, которая доставляет эстетическое и интеллектуальное удовольствие. Большое спасибо музейным сотрудникам.

Студенты исторического факультета ОГТИ

Мне все очень-очень понравилось. Особенно кости животных. Я даже не верю своим глазам, все супер.

От Кати Д. Школа № 4, 4 класс

Археологическая площадка вызывает интерес и восторг у детей разного возраста и взрослых. Спасибо за душу, вложенную сотрудниками музея в создание детской площадки и возможность прикоснуться к истории родного края.

Школа № 35

Все экспонаты очень интересные, но особенно мне понравились раскопки скелетов древних животных и горшочков. Спасибо, обязательно приду еще.

Настя, 11 лет

Уважаемые сотрудники Орского краеведческого музея, спасибо вам за труд и благодарим за то, что сохраняете и доносите до будущих поколений нашу древнюю историю. Дети в восторге.

Уже в период между первой и второй мировой войной формируются основные направления или школы библейско-археологических исследований, которые достаточно ярко проявляются во второй половине XX века.

Европейская школа

В отличие от немецкой и французской школы, у которых в это время наблюдается некоторый упадок, сохранила свое значение английская школа библейско-археологических исследований. С 1937 года ею издается журнал «Библейский археолог» («Biblical Archaeologist»), отдельные ученые проводят раскопки Иерусалима. Представительницей именно этого научного направления была Кетлин Кеньон, проводившая раскопки Иерихона и Иерусалима с использованием нового метода, названного ее именем. Кеньон вела раскопки в Иерусалиме на холме Офел с 1961 по 1967 г. и достигла значительных результатов. Она проложила глубокую траншею вдоль восточного склона города Давида, на основании чего сделала первое общее описание всех культурных слоев Иерусалима. Она определила местоположение Иевуса и нашла городскую стену времени Давида (внизу холма, ближе к источнику Тихон, чем считалось ранее).

В 1960-1980 годы возвращается интерес к вопросам библейской археологии в Германии, но уже на уровне размежевания между светскими исследователями древнего Востока и представителями библейской археологии.

Американская школа

Сформировалась в начале XX века под сильным влиянием американского протестантизма и вначале ставила цель собирать археологические сведения, подтверждающие Библию. Американская библейская археология существовала параллельно со светской археологией.

Созданные в 1900 г. Американские школы восточных исследований (ASOR) проводили свою деятельность в русле библеистики. Этому немало способствовало то, что школы много лет возглавлял упомянутый В. Олбрайт. При нем журнал («Bulletin of the ASOR») и ежегодник («Annual of the ASOR») школ (издающиеся с 1921 г.) стали важнейшими периодическими изданиями по библейской археологии. Кроме школы в Филадельфии, были основаны еще три школы: в Иерусалиме - для исследования Палестины, в Багдаде - для исследования Междуречья (была закрыта в 1991 г. в связи с войной в Кувейте), и на Кипре - для исследования Малой Азии и прилегающих территорий.

Археологическими исследованиями на Ближнем Востоке занимаются также ученые Американского университета в Бейруте. Они действуют, исходя из принципа региональной археологии и изучают все памятники Ливана от каменного века до периода арабского завоевания.

Особое внимание американские библейские археологи уделяли теме, долго разрабатывавшейся В. Олбрайтом - археологическому подтверждению завоевания Палестины израильтянами во времена Иисуса Навина и в период Судей, как палестинскими, так и другими ближневосточными памятниками.

Американская школа библейской археологии обладала еще двумя особенностями. Первая - разработка новозаветной археологии, продолжающей традиции католического аббата Ф. Вигуру, но базирующейся при этом на протестантском понимании истории Нового Завета. Вторая - популяризация своих достижений.

Одним из первых американских археологов, не побрезговавшим популяризацией своих трудов, был Самуил Крамер. Он был гебраистом, египтологом, ассириологом и шумерологом, написал более двухсот работ, в том числе двадцать семь монографий. В 1956 г. он опубликовал книгу «История начинается в Шумере», изданную позже во многих странах, в том числе и в СССР, в которой на хорошем научном уровне, но при этом доступным языком изложил историю Шумера.

Подобно С. Крамеру, многие американские ученые издавали популярные книги, в которых обобщали и анализировали результаты археологических исследований древних народов, подогревая тем самым общественный интерес к своим исследованиям.

Следствием подобной целенаправленной политики американских археологов-библеистов стало открытие в 1930-1950 гг. во многих университетах США кафедр археологии Ближнего Востока.

Израильская школа

Израильская археология как таковая стала формироваться в 20-30-е гг. XX в., когда на Святую Землю стали приезжать из разных стран Европы исследователи-евреи, желавшие не просто собрать материал о далеком прошлом своего народа, но и обосновать его права на эту землю. Так, вспоминая о раскопках 1936 г. в Бет-Шериме, Б. Мазар говорил: «Каждый был глубоко заинтересован в раскопках, поскольку обнаружение еврейских памятников древности усиливало значение сионизма и подкрепляло основания для создания еврейского государства. Мы были заинтересованы в создании своей родины, а еврейские памятники древности явились частью ее основы». Подобный подход к целям археологического исследования свойственен и современным израильским ученым.

Одним из первых археологов-израильтян был Н. Авигад (N. Avigad). В 1960-1970 годах он проводил раскопки в центре еврейского квартала старого города в Иерусалиме. Он обнаружил немало артефактов Хасмонейского периода и еще больше - времени Ирода Великого, свидетельствовавших, что в то время знать Иерусалима жила в необычайной роскоши. Он также открыл, что ко времени вавилонского завоевания Иерусалим в четыре раза превышал по своим размерам город времен Соломона и, следовательно, его жители в VIII-VII вв. до н.э. составляли подавляющее большинство городских жителей Иудеи.

Современник Авигада, Еммануил Сукеник (E. L. Sukenik), до второй мировой войны занимался раскопками разных объектов в Палестине, в том числе и в Иерусалиме. После войны он стал известен как первый исследователь рукописей Мертвого моря. По сути, им не только основана школа израильского кумрановедения; его взгляды оказывали влияние на всех ученых-кумрановедов вплоть до конца XX века.

Среди исследователей Иерусалима следует особо отметить Й. Шило (Y. Shiloh). В Иерусалиме он продолжил раскопки К. Кеньон в городе Давида и установил, что поселение в этом месте существует, начиная с IV тысячелетия до н.э. - т. е., Иерусалим является одним из древнейших городов мира. Й. Шило также исследовал три сложных системы водоснабжения древнего Иерусалима, которые, как оказалось, были связаны с источником Гион.

Археология библейских стран на протяжении всего времени изучения данной науки вызывает множество споров, дебаты ведутся до сих пор. Множество направлений, своих школ, - яркий тому пример .

Некоторые школы археологической теории

Можно сказать, что до некоторой степени только что обсуждавшиеся подходы к интерпретации прошлого и сегодня остаются с нами. Вместо того чтобы заменять друг друга, они продолжают существовать - в сегодняшней археологии есть мириады теоретических подходов. Культурно-историческую, процессуальную и постпроцессуальную археологию можно рассматривать как основные, всеобъемлющие парадигмы о том, как должно концептуализироваться прошлое, как оценивать археологические данные, каковыми должны быть цели археологического исследования. Рассматривать четко разграниченные школы было бы неверно, так как практически каждая из них часто берет что-то от другой (обсуждение принципиальных различий в новых пояснительных парадигмах см.: Бинтклифф - Bintcliff, 1991, 1993.)

Чтобы объяснить культуры прошлого, для концептуализации своей работы и моделирования социальных, политических и культурных систем ученые привлекают много других теорий и концепций. Многие из таких теорий относятся к философии и антропологии культуры, но в качестве источников также используются социология, политические науки, эволюционная биология и даже литературная критика. Эти меняющиеся перспективы помогают археологам концептуализировать и моделировать социальные системы прошлого. Хотя некоторые из них могут лучше подходить к процессуальным и постпроцессуальным взглядам на прошлое, но ни одна из них не может быть легко разбита на части. Например, процессуальная археология в большей степени может быть посвящена адаптации человека к среде обитания, а интерпретация идеологий, религий и мировосприятия в прошлом являются главными вопросами когнитивно-процессуального подхода (Флэннери и Маркус - Flannery and Marcus, 1993). А вопрос полов был в центре внимания как процессуальной археологии, так и постпроцессуальной (Хейс-Гилпин и Уитли - Hays-Gilpin and Whitley, 1998). Теоретических подходов к археологии много, среди них можно выделить следующие.

Эволюционные подходы являлись неотъемлемой частью археологии начиная с XIX века. В то время как теория однолинейной эволюции человеческих сообществ была отброшена (глава 2), концепция полилинейной культурной эволюции многогранно связана с современными археологическими исследованиями. Она полезна при концептуализации изменений в сообществах прошлого (см., в частности, Эрл - Earle, 1997).

Некоторые ученые следуют идеям эволюционных процессов при рассмотрении социальной и культурной адаптации и адаптации к окружающей среде. Археологи, придерживающиеся таких убеждений, считают, что естественный отбор ограничивает мысль и действия человека. Следовательно, то, как люди вели себя, может быть понято посредством понимания тех ограничений, что были наложены на разум человека в течение его длительной эволюции. С этой точки зрения естественный отбор произвел культуру путем «дарования» репродуктивных преимуществ ее носителям. Таким образом, мысль и действие были направлены естественным отбором по разным каналам, являвшимся адаптивными для возникновения Homo sapiens. Суть естественного отбора в том, что человек мыслит и действует определенным образом, и никак не другим. В результате проявилась тенденция к конформизму в мыслях и действиях среди разнообразных сообществ с самыми разными институциями и верованиями.

Экологические подходы особое внимание уделяют изучению древних сообществ в естественной среде обитания. Как мы видели при обсуждении экологии культуры, теория изменения культуры как процесса приспособления к среде возникла в середине XX века и сыграла важную роль при зарождении процессуальной археологии, которая изначально рассматривала культуру как экстрасоматическую адаптацию к внешней среде (Крамли - Crumley, 1994).

Марксистские взгляды , развившиеся из работ Фридриха Энгельса и Карла Маркса, давно и сильно влияют на археологические теории. Классические марксистские воззрения особо подчеркивают противоречия между экономическими отношениями (особенно между производством и обменом), классовые противоречия и неравенство как движущую силу социокультурной эволюции. Маркс и Энгельс рассматривали в качестве основной однолинейную эволюционную модель, выдвинутую Льюисом Генри Морганом (глава 2), применительно к эволюции древних сообществ. В своих собственных работах они детально разрабатывали теорию эволюции капитализма, социализма и коммунизма. Марксистские взгляды значительно повлияли на В. Гордона Чайлда, особенно те аспекты, которые затрагивали изменения в обществе при переходе к земледелию и усложнение социополитического устройства, на его понимание изменений общественного устройства (Триггер - Trigger, 1980).

Некоторые исследователи обращались к марксизму для обрамления своих дискуссий и выработки концепций. Многие теории были выдвинуты учеными-марксистами, такими как Антонио Грамши, Анри Лефевр и Клод Мелассо (МакГуайр - McGuire, 1992). Диалектический марксизм, к примеру, подчеркивает понимание взаимосвязанных отношений явлений внутри общества. Следовательно, существование, пол, класс и раса рассматриваются как неотъемлемые части всей социальной системы, а не как независимые конструкции. Марксистские теории и аналитические концепции были очень важны для археологов-историков, исследующих археологию капитализма и экспансию Европы в незападный мир (М. Джонсон - M. Johnson, 1993; Орсер - Orser, 1966). Другая часть марксистской археологии фокусируется на современных контекстах, в которых действуют археологи, и является частью критической археологии.

Критическая археология считает, что поскольку археологи являются актерами в современной культуре, то они должны активно влиять на общество (Шэнкс и Тили - Shanks and Tilley, 1987a, 1987b). Одним из экстремумов является марксистский взгляд на археологию, согласно которому все знание является классовым и поэтому археология формирует историю с классовыми целями (МакГуайр - McGuire,1992). Таким образом, реконструкции прошлого имеют социальную функцию, и, следовательно, археология не может быть нейтральной, объективной наукой. Обращаясь к критическому анализу, археология может исследовать отношения между реконструкцией прошлого и идеологией, которая помогла создать эту реконструкцию.

Критическая археология является процессом, при котором археологи становятся более критичными в отношении собственного места в развивающейся западной научной школе (Триггер - Trigger, 1984, 1989). Большая часть критической археологии сосредоточена на понимании. Другими словами, нас должны беспокоить культурные корни нашей работы.

Культурный материализм вырос из марксистских воззрений, но здесь подчеркивается роль существования и технологии существования как основного источника социокультурных явлений. В основе всех социокультурных явлений лежит инфраструктура, в которую входят средства существования и основные нужды, такие как пища, одежда и кров. Эти явления оказывают выборочное давление на остальные элементы общества, включая структуру семьи, разделение труда, классы, религию, науку, обычаи и идеологии (М. Хэррис - M. Harris, 1968, 1979, 1999). Хотя и другие культурные явления могут влиять на культурную эволюцию, факторы инфраструктуры рассматриваются здесь как намного более важные.

Культурный материализм особенно привлекателен для археологов, потому что в нем подчеркивается важность технологий и окружающей среды, как раз тех аспектов сообществ прошлого, которые хорошо сохраняются в археологическом материале и подвергаются оценке.

Теория мировых систем , разработанная социологом Эммануилом Валлерштайном (1974, 1979, 1980), утверждает, что социоэкономические различия между сообществами являются продуктом взаимозависимой всемирной экономики. Все сообщества размещаются по трем общим категориям: сердцевинные (core) сообщества - это мощные промышленные нации, доминирующие над другими регионами и нациями; полупериферические сообщества также индустриализованы, но у них нет мощи первых; периферические общества находятся вне сердцевины и никак не могут контролировать экономическую экспансию сердцевины. Взаимоотношения развитых и развивающихся стран в современном мире рассматриваются здесь в свете сердцевинно-периферических отношений.

Не удивительно, что теория мировых систем дала археологам-историкам, исследующим пересечение Европы с остальным миром, важную модель (ДеКорс - DeCorse, 2001a, 2001b). Хотя и археологи, изучающие докапиталистические общества, нашли много полезных для себя концепций, рассматривая отношения в старших и меньших «мировых системах», например социополитические усложнения в Месопотамии и Центральной Америке (Chase-Dunn and Hall, 1991).

С археологической точки зрения термин когнитивная археология охватывает широкий спектр поведенческих моделей человека, особенно религию и верования, а также развитие и выражение сознания человека. Иногда ее называют археологией разума.

Некоторые археологи исповедуют когнитивно-процессуальный подход с принципиально новой основой, чтобы сблизить старые и новые модели и методы. В этом подходе подчеркивается тщательная оценка данных, что характерно для процессуальной археологии. «Когнитивные процессуалисты» никогда не станут утверждать, что они знают, о чем думали люди прошлого, но они могут проникнуть в то, как они думали (Ренфрю - Renfrew, 1993a, 1993b; Скибо и другие - Scibo and others, 1995).

Структурные подходы рассматривают человеческие культуры как структуры символов, являющиеся кумулятивными порождениями человеческого разума. Другими словами, люди думают и упорядочивают свои миры посредством «основных, мощных и гибких символов» (Леон и другие - Leone and others, 1987). Целью структурного анализа является обнаружение этих универсальных принципов человеческого разума. Подобный подход ассоциируется, в частности, с французским антропологом Клодом Леви-Стросом. Это попытки добраться до сознательного и подсознательного мышления человека. Леви-Строс утверждал, что мышление основано на бинарных противоположностях (1966), то есть мы все делим на противоположные типы - горячее и холодное, сырое и приготовленное, природа и культура. Такие бинарные противоположности обнаруживаются в любом обществе, и их можно идентифицировать посредством анализа.

Когнитивно-нематериалистическая природа структурализма затрудняет его применение при рассмотрении материального, и, следовательно, структурализм применим ограниченно. Однако некоторые постпроцессуалисты в меньшей степени озабочены культурными универсалиями и больше внимания уделяют когнитивным структурам в отдельных обществах (Кирш и Залинс - Kirch and Sahlins, 1992). Археолог Иан Ходдер изучал нубийских земледельцев Судана и показал, что все аспекты их материальной культуры, включая похоронные обычаи, структуру поселений и стили артефактов, можно понять в контексте набора правил, которые увековечили их веру в «чистоту, ограниченность, деление на категории». Таким образом, нубийское общество является результатом структурированного символизированного поведения и обладает фундаментальной практичностью. Но еще у него есть своя логика, которая и генерировала материальную культуру, которую и изучают археологи.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.10 автора Акунин Борис

Некоторые ответы на некоторые вопросы 18 сентября, 10:5На остальные ваши вопросы я ответил в «Почтовом ящике», а на эти коротко не получилось.galinaherissonУваж… то есть лучше дорогой Григорий Шалвович.…Мне нужно разобраться в чем разница, между уважением и вежливостью. Как на

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Две соперничающие школы Принципы и цели двух теорий церковной истории, предложенных Неандером и Бауром, противоположны - их объединяют лишь нравственные узы честного стремления к истине. Одна теория консервативна, она восстанавливает, другая радикальна, она разрушает.

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Школы Одним из самых сильных впечатлений, вынесенных Петром из первой заграничной поездки, если не сильнейшим, кажется, было чувство удивления: как там много учатся и как споро работают, и работают споро именно потому, что много учатся! Под этим впечатлением у него,

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Школы Капитулярий 789 года гласил: «Каждый кафедральный собор, каждое аббатство… должны иметь свою школу, где дети могли бы научиться чтению, Псалтири, счету, пению и письму». Епископальные школы находились под руководством каноника, кантора и учителя. Во главе

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Погребения в восточно-европейских памятниках виллендорфско-костенковской археологической культуры Вспомним, что на территорию Восточной Европы эта культура была принесена из Центральной Европы, от берегов Дуная и Моравской возвышенности. Там на ряде стоянок (Дольни

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Школы Рассадниками всех этих знаний были школы, которые обычно находились при храмах. В этих школах воспитывались и подготавливались к своей будущей деятельности писцы, которые в то же время были и жрецами. Эти школы давали как общее, так и несколько повышенное

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Две школы В центре Нового завета стоит жизнь, деяния и мученическая смерть Иисуса Христа. Собственно, ни «Иисус», ни «Христос» не являются именами. «Христос» по-гречески означает «мессия», «пророк», а «Иисус» происходит от древнееврейского «иешуэ» - «спасать». Жил ли

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

автора Бэгготт Джим

Из книги Тайная история атомной бомбы автора Бэгготт Джим

Некоторые достоинства, некоторые недостатки Всего через два дня после освобождения Рима Союзники начали крупнейшую в историю совместную операцию с высадкой воздушного и морского десанта с целью взятия гитлеровского Атлантического вала. Нормандская операция началась 6

Из книги Археология. В начале автора Фаган Брайан М.

Процессы археологической классификации Как мы подчеркивали, археологическая классификация есть упорядочивание данных на основании общих характеристик. Но как археологи занимаются этим процессом? Традиционно классификация была основана на археологической «концепции

Из книги Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух на автора Иностранцев К.А.

III. Теория турчизма Хунну и финнизма Гуннов. Абель Ремюза, как сторонник первой части этой теории и разбор его доводов. Клапрот - главный представитель этой теории. Его исследования и разбор их. Другие последователи этой теории. Её общее значение. Следующая по времени за

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

Из книги Феномены древней культуры востока Северной Азии автора Попов Вадим

Глава № 22 Значение выявления европеоидной археологической культуры Нижнего Амура для понимания этногенеза и образования цивилизационных центров Евразии в неолите Судя по современным историческим материалам, затрагивающих неолит Евразии и освещающих его

Из книги Наследник встал рано и за уроки сел… Как учили и учились в XVIII веке автора История Коллектив авторов --

Патриаршие школы 1711 г. 26 мая… Мною собраны подробные сведения об устройстве и положении большой Московской патриаршей школы или гимназии. Школа эта находится возле одного монастыря, в который допускаются только православные монахи польского происхождения.

Из книги Полное собрание сочинений. Том 18. Материализм и эмпириокритицизм автора Ленин Владимир Ильич

Вместо введения. Как некоторые «марксисты» опровергали материализм в 1908 году и некоторые идеалисты в 1710 году Кто сколько-нибудь знаком с философской литературой, тот должен знать, что едва ли найдется хоть один современный профессор философии (а также теологии), который

Занятия в кружке ставят своей целью знакомство членов кружка, школьников 3 – 4 классов, с одним из интереснейших периодов в истории человечества – с миром древностей.

На занятиях члены кружка будут по археологическим и письменным источникам изучать историю и культуру древних племен, проживавших на территории Евразии. Во время занятий учащиеся будут работать с подлинными предметами из фондов музея, готовить и обсуждать на заседаниях кружка собственные доклады на археологические темы.

В программу занятий включены просмотры учебных видеофильмов и слайдов по истории и археологии; экскурсии по экспозиции музея, а также посещение других музеев; конкурсы и викторины.

Археология - это комплексная историческая наука, изучающая прошлое людей по вещественным материалам. Специфический объект археологии - вещь, предмет - требует особенных методов изучения, отличающихся от общеисторических. Так археология заимствовала у физики спектральный анализ, у химии - качественный, у математики - статистику и аналитические приемы обработки информации, у биологии - приемы классификации видов и так далее.

Изучение археологии считается сферой высшего образования. Это объясняется сложностью изучаемого материала. Несмотря на это в нашей стране давние традиции использования археологии в образовании и воспитании школьников. Первые школьные археологические кружки России появляются уже в 20-х годах прошлого века в городах Сибири. Их инициаторами и руководителями становятся школьные учителя и профессионалы - археологи, которые работают в местных школах, исторических и краеведческих музеях. Среди них мы можем назвать такие выдающиеся фамилии как В.П.Левашова, Н.К.Ауэрбах, В.А.Городцов, П.П. Хороших, Г.П. Сосновский и другие. В 30-е годы, сложные для исторической науки, интерес к школьной археологии напротив возрос. Это связано с ростом интереса к местной истории, краеведению. В 40 - 50-е годы школьникам под руководством своего учителя В.Ф. Шаманского довелось принять участие в работах археологической экспедиции А.П.Окладникова, известного советского археолога. В конце 50 - начале 60-х годов в журнале «Советская археология» существует целая рубрика «В помощь учителю и краеведу». В ней публикуются такие известные ученые как А.А. Монгайт, Д.А. Крайнов, Б.А. Колчин и другие. В это время происходит подъем школьного краеведческого движения, составляющей частью которого становятся археологические кружки. В 70 - 80-х годах прошлого века проведение летних археологических лагерей с участием школьников становиться нормой в отечественных экспедициях. В 90-х годах происходит распад советской системы воспитания, прекращает свое существование пионерская организация, закрываются школьные музеи и детские центры, на базе которых и существовали археологические кружки. Сегодня школьное археологическое движение вновь возрождается как часть туристическо - краеведческого направления дополнительного образования.

Таким образом, мы отмечаем, что педагогический потенциал археологической науки был осознан давно и применялся в течение длительного времени. Опыт использования педагогического потенциала археологии нашел свое отражение в термине «педагогическая археология». Впервые он был введен А.М. Буровским в 1990 году. Д.В. Бровко в своей статье «Феномен педагогической археологии», определяет это понятие как «интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность». Автор статьи выделяет следующие, важные для нас, признаки «педагогической археологии» (далее - ПА):

«1. Объект ПА - особая педагогическая система краеведческой работы в дополнительном образовании.

2. Предмет ПА - взаимодействие педагогических технологий и прикладного интегрированного характера археологии.

3. Метод ПА - деятельностный подход к развитию личности, системный характер как антропологического явления».

Термин «педагогическая археология» применим только для системы дополнительного образования. Целью своей работы мы видим в использовании педагогического потенциала археологической науки в учебном процессе на уроках истории общеобразовательной школы. Под «педагогическим потенциалом» мы понимаем способность предмета (в нашем случае - археологии) воздействовать на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества. Археология как никакая другая наука способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики, окружающей людей этой профессии, как, например, летчиков, моряков и космонавтов.

Всем знакомо чувство, когда случайно находишь старую монету или незнакомую старинную вещь. Это чувство открытия. Всех людей притягивают музейные вещи своей неподдельной реальностью. Человек испытывает неописуемое чувство приобщения к чему-то очень древнему и вечному, к своей истории. Особенно остро это чувство испытывают дети. Взяв в руки археологическую находку, ребенок прикасается к своему прошлому и как бы мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого на уроках истории.

Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Использование археологических материалов на уроках истории может не только украсить урок, сделать его более интересным, но и поможет учителю достичь желаемой педагогической цели, которая включает в себя познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.

Образовательный компонент использования археологического материала на школьных уроках предполагает знакомство учащихся с дополнительными историческими знаниями, что расширит их кругозор и дополнит сведения учебника. Например, большой период истории человечества - каменный век - изучается на основе данных археологии и этнографии, по причине отсутствия других категорий источников. Нам представляется неправильным «умалчивание» первобытной истории в отечественных учебниках. Во-первых, это обедняет наши знания о своем прошлом. Во-вторых, формирует ложное представление о первобытности как о примитивном этапе развития человека. В-третьих, именно этот период истории больше других привлекает внимание учеников и формирует у них устойчивый интерес к последующему изучению предмета. Не менее важны археологические данные при изучении истории древних славян и других народов, обойденных вниманием авторов письменных источников. В процессе изучения истории с привлечением археологических материалов, формируется полная, объемная картина прошлого, которая более понятна учащимся и легче ими усваивается. В ходе работы с археологическими материалами на уроке истории, у учащихся разовьется логика мышления, умения индивидуальной познавательной работы, сенсорная и двигательная сферы, выработаются навыки самостоятельного получения знаний и так далее.

Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и уважения к другим людям. Естественно, далеко не каждый учитель может принести на урок музейный раритет. Но этого и не требуется. Вполне можно обойтись репродукциями, копиями и макетами. Причем помощь в их создании могут оказать сами школьники прямо на уроке (педагогическая мастерская). Под использованием археологического материала на уроке истории мы понимаем не только наглядное его оформление. Важно использовать археологические методы исследования и познания предмета. Вещи тоже могут говорить, часто не хуже, чем письмена. Научить детей «слушать» язык вещей означает развить их внимание, ассоциативное и абстрактное мышление, а, главное, научить детей логически мыслить.

Учитель вполне способен разработать задания с привлечением археологического материала по изучаемой теме. Примером этого может служить сборник задач и заданий по истории древнего мира Г.И. Годера, где автор предлагает решить логические задачи, построенные им на данных археологии.

Нам кажется интересным предложить учащимся собрать «развал сосуда». При этом не обязательно бить посуду. Можно нарисовать и расстричь бумажную модель. Главное, чтобы, собирая импровизированные пазлы, учащиеся, решали конкретную историческую задачу. Например, что послужило причиной использования хрупкой и тяжелой керамики вместо легких и эластичных кожаных мешков? Дети рассуждают над тем, когда появляется первая керамика, какие еще изменения происходят в жизни людей и как они связаны с изобретением глиняной посуды? Отвечая на эти вопросы, школьники постепенно сами приходят к выводу: «Переход к оседлому образу жизни и земледелию послужили причиной замены кожаных мешков керамикой!» Другой вопрос, какие изменения в быту человека произошли с изобретением глиняной посуды? Здесь другой алгоритм решения. Вначале учащиеся рассуждают, зачем вообще нужна посуда? Возможные ответы: чтобы что-то хранить, переносить или готовить. Что из этого не подходит для посуды, сделанной из кожи? Вариант один «в кожаной посуде нельзя готовить пищу. Ответ на главный вопрос становится очевиден: с появлением керамики изменился рацион вареная пища - стал разнообразнее домашний инвентарь, новая отрасль ремесленного производства и т.д. Для слабых учеников, правильный ответ можно заранее написать на модели сосуда, собрав которую, ребенок сможет просто его прочитать и, наверняка, запомнит.

Другой пример. Детям показывают археологическую реконструкцию погребения знатного воина. На основании этих данных, учащимся предлагается воссоздать погребальный обряд и религиозные представления исчезнувшего народа. Рассуждая над тем, какие вещи сопровождают человека в загробный мир, учащиеся могут определить род занятий и социальный статус погребенного. Это, в свою очередь, будет способствовать усвоению материала, посвященного социальному устройству древнего общества и существовавших в нем отношений.

Можно предложить учащимся сравнить инвентарь земледельцев и кочевников одной эпохи, с целью выявить сходство и различие, аргументировать, в чем их причина. Здесь дети выполняют сложную комплексную работу. Они должны внимательно рассмотреть предложенные учителем репродукции, сравнить их, выявить сходства и различия, подобрать аргументы для обоснования ответа. Это задание может быть положено в основу мозгового штурма. Главный вывод при этом: образ жизни людей определяет их материальную культуру.

Любой урок представляет собой сложную систему, состоящую из основных компонентов: организационный момент, вводная часть урока, изучение нового материала, его закрепление и контроля усвоения изученного. Рассмотрим более подробно место археологического материала на уроке истории.

Организационный момент урока занимает не так много учебного времени, но играет важную роль в решении поставленных педагогических задач. Археологические находки или их репродукции, безусловно, привлекут внимание учащихся, вызвав их интерес. Это ускорит подготовку детей к занятию и сэкономит время учителю, обычно затрачиваемое на дисциплину. Вводная часть урока предполагает постановку цели и задач занятия, алгоритм их достижения. Хорошо, когда тема урока формулируется в виде вопроса, ответ на который является конечной целью занятия. Например, урок на тему «Первые земледельцы» может начаться с вопроса, рассмотренного нами выше: «Почему люди начинают использовать хрупкую и тяжелую керамику вместо легких и эластичных кожаных мешков?»

Изучение нового материала с привлечением археологических данных оживит урок и дополнит материал учебника. Подбор археологического материала напрямую зависит от цели урока и методов обучения, выбранных педагогом для конкретного занятия. В зависимости от этого, археологический материал на уроке истории выполняет основную роль в решении поставленных учителем задач или иллюстрирует и дополняет текст учебника. Например, урок на тему «Древний Египет» уместно начать с краткой истории изучения этой страны, с расшифровки Розетского камня Шампольоном или с открытия гробницы Тутанхамона и его сокровищ, где археологические данные выступают в роли наглядных пособий. Урок, посвященный устройству египетского общества, можно полностью выстроить на археологических данных с привязкой к тексту учебника. Археологический материал с места строительства пирамид и древних погребений поможет понять учащимся, как жили различные слои древнего общества, как быт людей зависел от их социального положения и образа жизни.

После изучения нового материала идет его закрепление в сознании детей. Здесь важно дать ребенку обдумать услышанное и увиденное на уроке, осознать и углубить полученные знания. Лучше всего дать учащимся задание, выполняя которое, будут реализованы все выше перечисленные условия успешного усвоения новых знаний. Например, такое. Школьникам раздаются репродукции облика людей разных слоев древнего общества, выполненные по археологическим данным. Задача учащихся заключается в том, чтобы разложить иллюстрации согласно их иерархии: представители высших слоев - вверху, низших - внизу, соответственно, и объяснить свой выбор. Или другое. Изображения домов нужно соотнести с теми, кто в них жил: фараон во дворце, ремесленник в хижине и так далее.

Контроль усвоения знаний важный элемент урока. Он может осуществляться в устной, письменной или комбинированной форме. Археологический материал может привлекаться и на этом этапе урока. Детям может быть предложена иллюстрация, где заведомо допущена ошибка. Задача учащихся найти ошибку и обосновать свой выбор. Другой вариант – с карточками. Учитель показывает изображение предмета, а ученик пишет, что это такое и так далее. Использование археологических методов на уроках истории в школе отвечает главным дидактическим принципам научности и наглядности. Важно, чтобы их использование учителем в обучении носило системный характер, а задания усложнялись по мере повышения образовательного уровня учащихся. Здесь уместно вспомнить известную учительскую пословицу: «Скажи - и я забуду, покажи - и я запомню, заставь сделать - и я научусь». Использование археологических данных на уроках истории нам представляется важным и необходимым, на протяжении всего школьного курса начиная с 5 класса и заканчивая 11 классом.

Новая программа «Школа начинающего археолога» для детей 9-12 лет. Занятия проводятся в форме кружка по субботам в 17.00, начиная с 13 января 2018 г. Помимо археологии, занятия посвящены таким историческим дисциплинам, как палеонтология, палеография, нумизматика, хронология, метрология, геральдика и др. Подробно рассматриваются такие темы, как способы археологического датирования, ранние формы религии и т.п.

Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. Продолжительность: 1ч. 20мин – 1ч. 30мин.

Стоимость: 450 руб. с человека.
Посещать можно как весь курс, так и конкретные темы в отдельности.
Обязательна запись по тел. 8-495-692-00-20.

Программа занятий на январь-март 2018 г.

13 января. Вводное занятие. Взаимодействие археологии с другими науками, сходство и различие в методах и подходах.

На занятии разговор пойдёт о месте археологии в системе исторических знаний о прошлом человечества, об особенностях археологических источников и методах их изучения. Слушатели узнают, какие науки скрываются под термином «вспомогательные исторические дисциплины», обсудят, чем именно они занимаются и как взаимодействуют с археологией.

Практическая часть даст возможность участникам на собственном опыте понять, для чего нужна типология и классификация. Будет предложено разделить на группы такие знакомые всем предметы, как почтовые марки, значки, используя различные критерии (материал, форма, изображение и т.п.).

Занятие посвящено очень важным понятиям в археологической науке – хронологии и датировке. Слушатели узнают, что такое абсолютная и относительная хронология, как появился календарь, и чем отличаются календарные системы у разных народов.

Практическая часть поможет закрепить полученные знания. Участники выполнят различные задания по распределению событий и эпох по «ленте времени», попрактикуются в переводе дат из одного календаря в другой.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

На занятии слушатели узнают, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, какие методы являются более точными и как их правильно применять.

Практическая часть даст возможность участникам самим попробовать «продатировать» археологические находки.

На занятии слушатели узнают, чем занимается наука палеонтология, что общего у неё с археологией и чем они различаются, что было на месте Москвы 150 миллионов лет назад и как мы об этом узнаём. Подробно изучим фауну Ледникового периода, включая вымерших животных, обитавших на территории нашего края десятки тысяч лет назад. Участникам предстоит подержать в руках подлинные палеонтологические находки и воссоздать на компьютере облик ископаемых животных.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

Занятие посвящено происхождению и становлению современного человека (Homo sapiens) по данным археологии и антропологии. Слушатели узнают о последних научных открытиях в этой области, подробно познакомятся с методом М.М. Герасимова по скульптурной реконструкции портретов людей по костным останкам и работами его последователей.

Практическая часть поможет закрепить полученные знания. Участники в игровой форме выполнят задания по соотнесению разных стадий эволюции человека и археологических эпох на «ленте времени».

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич.

На занятии разговор пойдёт о том, когда возникли первые зачатки религии и в чём они проявлялись. Слушатели познакомятся с такими понятиями как тотемизм, фетишизм, анимизм и магия. Обсудим, как данные археологии и этнографии помогают воссоздать верования древних людей, их обычаи и обряды.

Практическая часть даст возможность участникам самим придумать и попробовать изготовить из подручных средств амулеты-обереги.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

Занятие посвящено истории зарождения математических знаний у первобытных людей. Слушатели узнают, как и с помощью чего древний человек осуществлял свои подсчёты, как зарождались первые меры длины и что об этом может рассказать нам специальная историческая наука – метрология.

Участникам предстоит на практике применить полученные знания, выполнив математические действия на абаке и счётах, а также измерить в древнерусских мерах свой вес и рост.

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич

Занятие посвящено науке, изучающей историю монетной чеканки и денежного обращения. Слушатели узнают, как нумизматика помогает археологии и чем она отличается от обычного коллекционирования. Кроме того, участники занятия познакомятся с существовавшими ранее денежными системами, вариантами изготовления древних монет, а также смогут внимательно рассмотреть некоторые старинные образцы и определить время сокрытия предложенного клада.

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич.

Занятие позволит участникам расширить свои знания и представления о различных денежных знаках и ценных бумагах. Слушателям подробно расскажут об особенностях науки бонистики, её общих чертах и различиях с нумизматикой. Практическая часть предоставит участникам возможность детально изучить различные банкноты, оценить особенности их изготовления и степень защиты.

Занятие проводит заведующий сектором научно-просветительной работы Музея археологии Москвы Афанасьев Александр Геннадьевич.

На занятии слушатели узнают, как по стилю написания букв можно датировать документы, а также, познакомятся с историей развития письма, средневековой культурой составления актов и историей делопроизводства. В практической части участники постараются определить время составления документа, используя полученные знания.

Занятие проводит заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук, Моисеев Максим Владимирович.

На занятии слушатели узнают, что такое погребальный обряд и какую важную роль он играет в культуре разных народов, какие формы захоронений и виды погребальных памятников известны археологам. Участники познакомятся с методикой обнаружения и расчистки древних погребений, правилами фиксации находок на месте (in situ), подержат в руках подлинную полевую документацию.

Практическая часть даст возможность ребятам самим почувствовать себя «в шкуре» археолога: исследовать «закрытый комплекс», измерить глубину залегания находок и расстояние до них с помощью нивелира, составить опись предметов и заполнить этикетки к ним.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.

На занятии разговор пойдёт о том, как учёным удаётся воссоздать женский и мужской костюм древних эпох на основании разрозненных археологических и исторических данных, какова в этом вопросе роль этнографии, экспериментальной археологии и реконструкторов- любителей. Участники программы посетят только что открытую в Музее археологии Москвы выставку «Красота повседневности» и познакомятся с представленными на ней новыми экспонатами.

В конце занятия каждому слушателю, опираясь на полученные знания, предстоит создать самостоятельно красочную аппликацию, реконструирующую праздничный женский убор XII-XIII столетий.

Занятие проводит руководитель Музея археологии Москвы, кандидат исторических наук Новикова Галина Леонардовна.