Святой преподобный давид. Преподобный Дави́д Гареджийский. Ин тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое светило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни исцеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.

После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.

По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хатунской волости, куда и пришел 31 мая 1515 г. с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.

В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.

Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, – говорю – с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и – чудо! – с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?» Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Более пятидесяти лет подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был, как говорит летопись, «отцом и кормильцем всего окрестного населения». Память его совершается (по новому стилю) 2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей).

Тропарь, глас 4 :

Возне́слся еси́ смире́нием свои́м над ми́ром, о́тче Преподо́бне,/ доброде́тельми победи́в злоко́зненнаго врага́,/ чистото́ю жития́ просия́в, я́ко со́лнце второ́е,/ мно́гия лю́ди ко спасе́нию приводя́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га, Преподо́бне о́тче наш Дави́де,/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость,// и спасе́ние душа́м на́шим.

Пре-по-доб-ный Да-вид Га-реджий-ский при-шел по по-ве-ле-нию Бо-жи-ей Ма-те-ри в Гру-зию из Си-рии в се-ре-дине VI ве-ка вме-сте с пре-по-доб-ным в чис-ле его 12 уче-ни-ков.

В пер-вое вре-мя свя-тые от-цы по-се-ли-лись на го-ре Зе-да-зе-ни, неда-ле-ко от Мц-хе-ты. Через 3 го-да пре-по-доб-ный Иоанн разо-слал сво-их спо-движ-ни-ков в раз-ные кон-цы Гру-зии. Пре-по-доб-ный Да-вид со сво-им уче-ни-ком Лу-ки-а-ном по-се-лил-ся в окрест-но-стях Тби-ли-си на го-ре Мта-Цмин-да («Свя-тая Го-ра»).

На-до ска-зать, что са-ма Гру-зия бы-ла кре-ще-на бо-лее чем за 200 лет до это-го свя-той Ни-ной.

Но за всю ис-то-рию Гру-зии она ис-пы-ты-ва-ла силь-ное дав-ле-ние со сто-ро-ны Пер-сии. Бы-ло мно-же-ство на-ше-ствий пер-сов, Гру-зия под-вер-га-лась опу-сто-ше-нию, по-жа-рам. Мно-гое вре-мя на-хо-ди-лась в осад-ной за-ви-си-мо-сти от са-мих пер-сов.

Ес-ли сна-ча-ла пер-сы пы-та-лись хри-сти-ан-ство вы-тра-вить ме-чом, то по-том ста-ли дей-ство-вать весь-ма хит-ро. Они ста-ли всю-ду на-саж-дать маз-де-изм, то, что в про-сто-на-ро-дье у нас на-зы-ва-ет-ся ог-не-по-клон-ством. И тем ре-мес-лен-ни-кам, куп-цам ко-то-рые при-ни-ма-ли маз-де-изм, пер-сы да-ва-ли мно-же-ство все-воз-мож-ных льгот.

До-шло до то-го, что ка-пи-ща ог-не-по-клон-ни-ков ста-ли рас-по-ла-гать-ся пря-мо око-ло вхо-дов в хри-сти-ан-ские хра-мы.

По-то-му при-ход от-цов-си-рий-цев в Гру-зию мож-но на-звать вто-рым кре-ще-ни-ем.

Каж-дый чет-верг пре-по-доб-ный спус-кал-ся в го-род и на-став-лял жи-те-лей в ос-но-вах хри-сти-ан-ской ве-ры. Мно-гие жи-те-ли ста-ли воз-вра-щать-ся в ло-но хри-сти-ан-ской Церк-ви. Есте-ствен-но, жре-цам-ог-не-по-клон-ни-кам это не нра-ви-лось, и жре-цы под-ку-пи-ли од-ну пад-шую де-ви-цу, чтобы она окле-ве-та-ла пре-по-доб-но-го, чтобы она на-зва-ла его ви-нов-ни-ком ее гре-ха.

Бу-дучи вы-зван жи-те-ля-ми на суд, пре-по-доб-ный по-до-шел к этой де-ви-це и, кос-нув-шись по-со-хом ее чре-ва, спро-сил: «Я ли твой отец?» Из утро-бы раз-дал-ся го-лос: «Нет», и был на-зван ис-тин-ный ви-нов-ник ее па-де-ния. И по-сле это-го на гла-зах удив-лен-но-го на-ро-да она ро-ди-ла ка-мень.

В па-мять о та-ком див-ном небес-ном за-ступ-ни-че-стве пре-по-доб-ный ис-про-сил у Гос-по-да на той го-ре це-леб-ный ис-точ-ник, к ко-то-ро-му до сих пор при-бе-га-ют гру-зин-ки в сво-их жен-ских немо-щах.

По-сле это-го пре-по-доб-ный Да-вид вме-сте с Лу-ки-а-ном по-ки-ну-ли окрест-но-сти Тби-ли-си и уда-ли-лись на юго-во-сток в пу-стын-ную мест-ность Га-реджи. Здесь по-движ-ни-ки ис-ко-па-ли се-бе в го-ре ке-лии и по-се-ли-лись в них. Поз-же око-ло них ста-ли се-лить-ся и дру-гие пу-стын-но-жи-те-ли и об-ра-зо-ва-лась зна-ме-ни-тая .

Неза-дол-го до сво-ей кон-чи-ны пре-по-доб-ный Да-вид от-пра-вил-ся для по-кло-не-ния на Свя-тую Зем-лю. И вот, взой-дя на го-ру, с ко-то-рой уже от-кры-вал-ся вид на Свя-той Град, пре-по-доб-ный ска-зал сво-им спут-ни-кам, что он не до-сто-ин сво-и-ми но-га-ми топ-тать те ме-ста, где сту-па-ла но-га Спа-си-те-ля.

Он по-про-сил по-мо-лить-ся за него у Гро-ба Гос-под-ня, а сам с мо-лит-вой взял с зем-ли три кам-ня, по-ло-жил их в ко-том-ку и по-вер-нул об-рат-но. В это вре-мя иеру-са-лим-ско-му Пат-ри-ар-ху явил-ся Ан-гел, ко-то-рый ска-зал, что воз-люб-лен-ный Бо-жий Да-вид за-брал всю бла-го-дать Гро-ба Гос-под-ня, и ве-лел сна-ря-дить ско-ро-хо-да, ко-то-рый за-брал бы у Пре-по-доб-но-го два кам-ня.

Тре-тий же ка-мень пре-по-доб-ный при-нес в свою лав-ру, и он со-хра-нил-ся до на-сто-я-ще-го вре-ме-ни. Сей-час он хра-нит-ся в со-кро-вищ-ни-це но-во-го Тро-иц-ко-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра в Тби-ли-си.

Скон-чал-ся пре-по-доб-ный Да-вид, при-ча-стив-шись Свя-тых Да-ров, 7/20 мая 604 го-да в чет-верг по Воз-не-се-нии. По-это-му па-мять его и со-вер-ша-ет-ся в этот день, а 7/20 мая со-вер-ша-ет-ся па-мять всех 13-ти от-цов-си-рий-цев.

Молитвы

Тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Дави́де о́тче наш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Давид, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Давиду Гареджийскому

По́двигов по́том срастворе́ннаго пото́ками сле́з, ны́не в моле́нии предстои́ши Го́сподеви на́шему, я́ко слеза́ми се́ял и ра́достию пожина́еши плоды́, в пусты́не возрожденные. О, Дави́де, сия́ние ми́ра и предста́телю ду́ш на́ших.

Перевод: Потом подвигов, растворенным с потоками слез, сейчас в молении ты предстоишь Господу нашему, так как слезами сеял и с радостью пожинаешь плоды (), возрожденные в пустыне. О Давид, свет миру и заступник душ наших.

Кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От сири́йских исто́чников возше́л еси́, звездо́ пресве́тлая, и пусты́ню Гареджийскую сия́нием Ду́ха озари́л еси́; я́ко прише́ствием свои́м и́ноческий рай соде́лал еси́, произрасти́в в пусты́не слове́сный вертогра́д. Сего́ ра́ди не оставля́й храни́ти его́, Дави́де возлю́бленный.

Перевод: От сирийских источников ты взошел, преяркая звезда, и пустыню Гареджийскую озарил ты сиянием Духа, так как приходом своим ты создал монашеский рай, вырастив в пустыне духовный сад. Потому не переставай сохранять его, Давид возлюбленный.

Ин кондак преподобному Давиду Гареджийскому

От Междуре́чия взоше́л еси́, звездо́ всесве́тлая, и преше́л в пусты́ню Гареджи, и отону́ду явле́нием твои́м, я́ко ра́й, от насажде́ний святы́х прозяба́ют насажде́ния слове́сныя, о ни́хже не преста́й моли́теся, Дави́де блаже́нне.

Перевод: От Междуречья ты взошел, преяркая звезда, и пришел в пустыню Гареджи, откуда, благодаря явлению твоему, как в раю, от святых насаждений произрастают духовные насаждения, о них же не переставай молиться, Давид .

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесве́тле, богохва́льне а́вва Дави́де, свя́тче Бо́жий! Ты си́лою блага́го Законоположи́теля яви́лся еси́ нам, ко́знями лука́ваго свя́занным и обурева́емым, я́ко наста́вник в покая́нии и помо́щник в моли́тве. Того́ ра́ди дано́ тебе́ мно́го даро́в благода́ти и чудотворе́ния, разреше́ния грехо́в на́ших и прегреше́ний оставле́ние, боле́зней исцеле́ние и диа́вольских наве́тов отгна́ние. Те́мже твое́ю оте́ческою ми́лостию в богоца́рственном разуме́нии, многотру́дными моли́твами и моле́ньми твои́ми, наипа́че же непреста́нным твои́м заступле́нием о нас, да возста́вит Госпо́дь Бог ны, во грех впа́дшия, си́лою Свое́ю непобеди́мою на вся́каго ви́димаго и неви́димаго врага́, да́бы благодаря́ще соверша́я святу́ю па́мять твою́, жела́нием возжела́ли мы покланя́тися Преве́чному Бо́гу в Тро́ице Еди́ному, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святой Давид Гареджийский особо почитаем женщинами Грузии и России. Икона святого старца способна сохранить и приумножить семейное счастье каждого, кто искренне попросит об этом.

Святой Давид жил вблизи Тбилиси в 6 веке. Мужчина проповедовал христианское учение и говорил о нем с такой любовью и смирением, что люди начали прислушиваться к святому и обращаться в православную веру. Деяния Давида вызвали гнев язычников-огнепоклонников. Решив разделаться с христианином, они подкупили гулящую девицу, чтобы она признала в святом отца своего будущего ребенка.

Христианский проповедник предстал перед судом, защищая свою невиновность. Подойдя к женщине, он коснулся ее живота своим посохом и спросил: «Я ли отец твой?»

И тут Господь явил чудо справедливости и правосудия. Из чрева раздался голос нерожденного ребенка: «Нет, не ты мой отец» . Женщина была посрамлена, а настоящий отец дитя предстал перед судом. Святой же в память о справедливости Господа молил о целебном роднике в горах. И такой родник был дан: его вода начала исцелять женские болезни и бесплодие.

Где находится чудотворный образ

Икона Давида Гареджийского в настоящий момент находится в храме Живоначальной Троицы на Грязех в городе Москве.

Описание иконы

Наиболее известная икона святого изображает Давида Гареджийского почтенным старцем. Одной рукой святой благословляет каждого, кто подходит к образу с молитвой, а в другой держит камень, символизирующий крепость и нерушимость православной веры.

В чем помогает чудотворный образ

Преподобному Давиду Гареджийскому в первую очередь молятся женщины. Святой считается покровителем нерожденных детей и будущих матерей: его просят исцелить бесплодие и женские болезни. Известно множество случаев чудесного исцеления безнадежных, казалось бы, ситуаций.

К примеру, в семье одного священника долгое время не было детей. Батюшка и матушка безуспешно молили святых долгие годы. Оказавшись проездом в Москве, священник побывал на водосвятном молебне Давиду Гареджийскому и привез своей жене бутылку с этой водой. Через 9 месяцев у них родился сын, а еще через два года — дочь.

Молитвы иконе преподобного Давида

«Преподобный отче Давиде, угодник Божий, проповедник и справедливого суда не убоявшийся! Смиренно молю тебя: упроси Господа нашего Иисуса Христа даровать мне счастье продолжить род человеческий. Святой отче, исцели боль мою и яви чудо твоего покровительства. Аминь».


«Святой Давид, горный проповедник, Божий угодниче, надежду дарующий, в слезах молю тебя: исцели болезни мои телесные и душевные, упроси Господа нашего простить прегрешения мои и одарить своею благодатью, дабы продолжился род мой и радость пришла в нашу семью с появлением благословенного дитя. Аминь»

Эту молитву можно читать как в церкви, так и дома. Настроиться на молитвенное правило и прийти в нужное состояние вам поможет пламя церковной свечи .

Как выглядит образ преподобного Давида

Помимо канонического образа святого Давида Гареджийского достаточно распространена икона старца, на которой он изображен с младенцем на руках.

Этот образ символизирует помощь преподобного проповедника в исцелении женского недуга бесплодия.

Защитить свою семью от недугов и очистить душу и тело от болезней и недугов вам помогут молитвы о здравии . Мы желаем вам семейного счастья и здоровья. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

08.06.2017 06:06

Болезнь — это всегда большое горе. Недуги сильно влияют на жизнь и портят планы на будущее. Узнайте, какие молитвы...

Как только царь Вахтанг Горгасал основал город Тбилиси, в нем вскоре появился великий христианский святой преподобный Давид Гареджийский.

Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с прп. Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников. В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года прп. Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Любимый ученик Иоанна Зедазени - преподобный Давид отправился в новую столицу Грузии – Тбилиси, город-крепость на перекрёстке дорог из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам.

В то время Грузия уже была просвещена светом христианства трудами святой равноапостольной Нины. Однако в некоторых областях Грузии и в городах, находившихся близ караванных дорог, сохранялось огнепоклонство, получавшее поддержку со стороны Ирана. В Тбилиси привозили ткани из Персии и Китая, драгоценные камни и благовония из Индии, оружие из Византии, ковры и лазурит из Турана, коней из Аравии. Целые кварталы занимали ремесленники. Особенно славились грузинские мастера обработкой металла и изделиями из серебра. Кузнечные ряды и рынки Тбилиси напоминали Дамаск. На улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов, индийских браминов и факиров, буддийских монахов и иудейских раввинов.

Преподобный Давид поселился на горе, поросшей вековыми деревьями и колючим кустарником. Своими руками он выкопал в недрах скалы пещеру, похожую на нору, и начал свой подвиг с покаянной молитвы. После молитвы преподобный Давид выходил на уступ горы и благословлял Тбилиси. Каждый четверг сходил преподобный в Тбилиси: проповедовал Евангелие, беседовал с народом, молился в храмах, а остальные 6 дней пребывал в безмолвии и затворе. По преданию, путь, по которому сходил преподобный в город, никогда не застраивался. Поэтому улица, ведущая к подножью горы, имеет форму изгибающейся тропинки.

Всё больше людей обращалось в христианство. За это на него ополчились жрецы-огнепоклонники. Они подкупили падшую женщину, и она оклеветала преподобного, назвав его отцом своего ребенка. Но Господь явил перед всем городом чудо. Преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», - и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень. И тогда толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями. На этом месте впоследствии была построена церковь, названная Квашетской (от слова ква – камень). В память о таком дивном небесном заступничестве Преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, называемый "Слезами Давида", к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

Скорбя о лукавых нравах горожан, преподобный положил на волны Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на неё и поплыл как на ладье, вниз по течению реки. Он удалился в Караязские степи, Гареджийскую пустынь, изрезанную холмами и горами, похожую на пустыни Египта. И здесь встретил отшельника, который жил в пустыне задолго до его прихода - преподобного Додо, родом из кахетинских князей, оставившего мир, богатство и почести. Прошло время, и уединённое убежище преподобного было открыто охотниками. К нему стали сходится люди, жаждущие монашеской жизни. В Гареджи был построен пещерный монастырь (наподобие кападокийских), который через несколько столетий превратился в огромную лавру.

Описано много чудес по молитвам святого Давида Гареждийского. Вот некоторые из них.

Когда Преподобный Давид со своим учеником Лукианом ушел в пустыню, то вскоре они съели все, что можно было употреблять в пищу. Тогда Лукиан стал скорбеть и вопрошать Давида о еде. Преподобный утешил ученика своего, помолился Господу, питающему всю тварь Свою, и пища не замедлила появиться, - прибежали лани, с полными сосцами молока и предложили его преподобным. Давид подоив ланей, крестным знамением претворил молоко в сыр, и сказал Лукиану, - бери и ешь.

В другой раз лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, поедавших их детей; Преподобный по своему милосердию повелел змею уйти, иначе он поразит его Именем Христовым. Змий в страхе согласился, но просил сопровождать его взглядом, чтобы Божественный Огонь не поразил его до того как он уйдет. Преподобный обещал просимое змею. Но когда змей уходил в Куру, преподобному явился Ангел и потребовал обернуться; Давид помня свое обещание, противился указанию Ангела, но Ангел решительно позвал Давида и он был вынужден отвернуться. Тогда с Неба сошел огонь и поразил змия, который мог причинить другие, еще большие беды не только для пустыни, но и для населенных мест.

На закате своей земной жизни преподобный Давид захотел помолиться у святынь Палестины. Поручив монастырь преподобному Додо, он вместе с учеником Лукианом отправился в далёкий путь. Несмотря на то, что дорога была очень опасной из-за разбойников и диких зверей, монахи, вопреки паломническому обычаю путешествовать отрядами, пошли одни, чтоб не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Достигнув Палестины преподобные взошли на Сионскую гору. Внизу расстилался Иерусалим. Считая себя недостойным приблизиться к святым местам, преподобный Давид послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам в это время молился у городской стены. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащих у стены и поспешил в обратный путь. Ночью, Иерусалимский Патриарх, Илья видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и ничего не взял, кроме трёх камней, лежащих недалеко от ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли 2 камня обратно, а третий оставили преподобному, и тот принёс его в Гареджийский монастырь. Камень сохранился до настоящего времени и хранится в сокровищнице Сионского собора в Тбилиси. В Грузии существует предание, что 3 посещения Гареджийской пустыни, равны паломничеству в Иерусалим.

Скончался преп. Давид, причастившись Св. Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. На месте монашеских подвигов преподобного Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая 12 монастырей. Преподобный Давид погребён в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан.

Гору Давида возвышающуюся, как крепость, над Тбилиси, народ назвал Мтацминда (Святая Гора), так называется старый Афон - удел Богоматери. Сегодня на ней находится церковь во имя преподобного Давида Гареджийского (Мама-Давити). Вокруг церкви существует пантеон «Мтацминда» с многочисленными захоронениями выдающихся людей Грузии - известных писателей, артистов, учёных и национальных героев. Здесь похоронен знаменитый русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов и его супруга, Нина Александровна, урожденная княгиня Чавчавадзе.

Преподобный почитается женщинами как усердный молитвенник при женских болезнях, бесплодии, в родах. Сегодня уже не только грузинки обращаются за помощью к преподобному Давиду, но и москвички. В Москве в Храме Живоначальной Троицы на Грязех, что на Покровке есть чтимая икона преподобного Давида Гареджийского с частицей мощей. Каждый понедельник, в 17 часов здесь служится молебен преподобному Давиду с освящением воды.

Тропарь, глас 4:
Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

Кондак, глас 8:
От сирийских источников возшел еси, звездо пресветлая, и пустыню Гареджийскую сиянием Духа озарил еси; яко пришествием своим иноческий рай соделал еси, произрастив в пустыне словесный вертоград. Сего ради не оставляй хранити его, Давиде возлюбленный.

Молитва:
О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Жития святых мужей
09.03.2010

(6 сентября)

Святой и преподобный Давид был прежде разбойником и, живя в пустыне Ермопольской , причинял много зла людям, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой.

Под своим началом он имел более тридцати человек, разбойничавших вместе с ним. Однажды, сидя с ними на горе, задумался он о своей жизни и вспомнил, сколько зла и бедствий он причинил людям. Его объял страх. Он оставил всех своих напарников и пошел в монастырь.

Когда Давид постучался в ворота, вышел привратник и спросил его, чего он хочет.

Давид ответил:

— Хочу быть черноризцем.

Привратник пошел и сообщил об этом игумену. Игумен вышел к нему, но, видя, что он человек старый, сказал:

— Не можешь ты быть здесь, потому что братия много трудятся и живут в великом воздержании. Ты же иного нрава и заповедей монастырских не можешь исполнять.

Давид продолжал умолять игумена принять его в монастырь.

— Все, что прикажете мне, сделаю — говорил он, — только примите меня.

Игумен отказывался, Давид умолял:

— Знай, отче, что я — Давид, начальник разбойников. Пришел же к вам для того, чтобы оплакивать грехи мои. Если же ты не захочешь принять меня, то клятвенно обещаю вам, что пойду обратно, приведу с собой своих разбойников и всех вас перебью и разорю монастырь ваш.

Услышав такую угрозу, игумен принял Давида в монастырь и постриг его в иноческий чин.

И начал Давид подвизаться в воздержании и обучаться смирению. В скором времени он превзошел добродетелями прочих черноризцев в монастыре и стал служить всем на пользу своей жизнью и словом.

Однажды, когда Давид сидел в келии, ему явился архангел Гавриил и сказал:

— Давид, Господь простил грехи твои, и ты будешь отныне творить чудеса. Давид ответил ему:

— Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского.

Архангел сказал на это:

— Я — Гавриил архангел, который не пощадил Захарию, когда тот не поверил словам моим, но связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мной. Тебя ли пощажу? Итак, отныне ты будешь немым.

Давид поклонился и сказал ангелу.

— Когда я был разбойником, творил беззаконные дела и много проливал крови, тогда ты мне не связывал языка, не возносившего славы Богу. А теперь, когда я восхотел служить Господу и приносить Ему хвалу, ты связываешь язык мой, чтобы не произносить мне слов!

Ангел ответил:

— Говори, но только тогда, когда славишь Бога и молишься Ему во время правила, а остальное все время да будешь безмолвен.

Так сказав, ангел отошел от него. Давид восхвалил Бога о прошении своих согрешений. После этого он, по милости Божией, сотворил многие чудеса: слепым возвращал зрение, восставлял хромых, исцелял бесноватых. В церкви он воспевал благость Божию в молитвах, но никаких других слов за ее стенами произнести не мог. Таким образом он прожил много лет всем в назидание и мирно преставился ко Господу в преклонных летах.

Рассказать друзьям:

Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись.
Регистрация займет у вас несколько секунд.
Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.