Здоровье и как его беречь. Береги здоровье смолоду! Как реагирует организм на нарушение функций

Классный час «Береги своё здоровье!»

Учитель

Сегодня, ребята, мы поговорим о здоровье человека. А что такое здоровье? (ответы учеников)
- Здоровье – бесценный дар природы. Оно обеспечивает нам возможность вести полноценную жизнь во всех её проявлениях. Разрушить своё здоровье легко, купить не возможно ни за какие деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, идеи, планы. Поэтому мы поговорим сегодня о том, как сохранить и сберечь своё здоровье, и укрепить его.

Объясните смысл пословиц, записанных на доске

    Здоровье дороже денег!

    Здоров будешь, всего добудешь!

    Болен – лечись, а здоров – берегись.

    Береги платье с нову, а здоровье с молоду.

    Здоровье не купишь, его разум дарит.

    Здоровье дороже богатства.

(ответы учеников)

Учитель

- Из чего же складывается наше здоровье? Выберите нужные понятия из предложенного списка:

Просмотр фильмов, гигиена, долгий сон, частое употребление мороженого и конфет, режим дня, правильное питание, катание на каруселях, спорт.

(Гигиена, правильное питание, режим дня, спорт)

1. Станция «Гигиена»

Гигиена – это меры и действия для сохранения, поддержания здоровья, чистоты.

Раскройте смысл пословиц:

    Кто аккуратен, – тот людям приятен.

    Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

Первое, что мы делаем рано утром?
– Идём умываться, чистить зубы.

Умывался он раненько,
Зубы чистил, уши тёр.
Самым чистым и опрятным
Был в лесу лесной бобёр!
Чистить зубы нам не лень –
Чистим их два раза в день.
Чистим зубки дважды в сутки,
Чистим долго – три минутки
Щёткой чистой, не мохнатой,
Пастой вкусной, ароматной,
Чистим щёткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!
Чтобы зубы не болели,
Знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот!

Чтоб улыбки нашей свет сохранить на много лет, вы должны соблюдать памятку:

1. Чисти зубы два раза в день;
2. Ешь здоровую пищу;
3. Меняй зубную щётку каждые три месяца;
4. Посещай стоматолога два раза в год;
5. Не грызи орехи, ручки, ногти и твёрдые предметы.

Содержи в чистоте своё тело, одежду и жилище. Корней Иванович Чуковский не зря говорил: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»
Конечно, надо не только умываться. Надо мыть руки, чистить зубы, принимать душ, мыться с мылом и мочалкой, чистить обувь и одежду, проветривать помещение, регулярно делать влажную уборку в квартире, содержать в чистоте свой двор, никогда не бросать на улицах мусор мимо урны… Здоровый образ жизни начинается с чистоты!

(Пока один ребёнок раздаёт всем памятки, подводится итог первой странице журнала).

2. Станция «Правильное питание»

Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни.
Какое питание можно назвать здоровым?
Разнообразное, однообразное, богатое овощами и фруктами, богатое сладостями, регулярное, от случая к случаю, без спешки, второпях.
Подумай о том, правильно ли ты питаешься. Если нет, постарайся поправить дело.

Сценка: «Правильное питание»

Входит Илья и охает:

Здравствуй, Илюша!
– Привет!
– Что грустишь, ты, дай ответ?
– Я обкушался конфет!
А ещё было печенье,
Торт и множество варенья:
Очень вкусным был обед.
А теперь я очень плох…
Ох, зачем я ел пирог?
– Где же ты сегодня был?
– Семён обедать пригласил.
Отказать ему не смог
Ох! Зачем я ел пирог?
– Разве можно столько есть?
На диету нужно сесть!
– Чтобы сесть, нужна кровать!
А до дома не достать.
– Кто б за парту влезть помог…
Ох! Зачем я ел пирог?
Илюша! Ты не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всём ты виноват:
Ел и ел ты всё подряд!
– Я мужчина в цвете лет,
Ну, а вам и дела нет!
Всё, настал последний вздох.
Ох! Зачем я ел пирог?

Илюша, давай я помогу тебе дойти до парты, а то ты совсем плох! А вот ребята дадут нам несколько советов о правильном питании:

Ребята, мера нужна в еде,
Чтоб не случиться нежданной беде,
Нужно питаться в назначенный час
Вдень понемногу, но несколько раз.
Этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда!

Надо ещё про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать!
В питании тоже важен режим,
Тогда от болезней мы убежим!
Плюшки, конфеты, печенье, торты –
В малых количествах детям нужны.
Запомни, Илья, простой наш совет:
Здоровье одно, а второго то – нет!

Подводим итог.

3. Станция «Режим дня»

Ребята, давайте обсудим, какой должен быть режим у школьников.

(Ответы учеников)

Стихи о правильном питании:
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов,
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять,
И завтрак съесть.
А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных чёрных шин.
На занятиях сиди
И всё тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.
После школы отдыхай,
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся!
Пообедав, можешь сесть
Выполнять задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старание.
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нам болезни нипочём!

Сочетай труд и отдых.

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Бывает, что ученик занят не меньше взрослого. Чтобы при этом сохранить здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. У современного школьника обычно много возможностей для отдыха и развлечений, среди них телевизор, видео, компьютерные игры. Но некоторые ребята утром, ещё до школы, включают телевизор, после школы часами просиживают у компьютера. Это вредно, особенно для нервной системы и зрения. Телевизор, видео, компьютерные игры хороши в меру. Не увлекайтесь ими чересчур. Включайте в свой распорядок дня прогулки, игры на свежем воздухе, чтение книг.

Так каким же должен быть правильный режим дня?

1. Зарядка;
2. Умывание;
3. Завтрак;
4. Школьные уроки;
5. Обед;
6. Прогулка;
7. Домашнее задание;
8. Прогулка;
9. Игры по интересам, чтение книг;
10. Душ;
11. Сон.

Физкультминутка У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

4. Станция «Спортивная»

Больше двигайся! Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, поэтому старайся больше двигаться. Утром делай зарядку. Почаще играй в подвижные игры, особенно на свежем воздухе. Занимайся физическим трудом, физкультурой. Если есть возможность, посещай бассейн. Лыжи, плавание, спортивные игры надёжно служат здоровью детей и взрослых во всём мире. А тренеры помогут вам овладеть каким либо видом спорта и стать сильными, подтянутыми, ловкими.

А мне тренер не нужен!
А зачем? Знать, понимать
Ноги как передвигать?
Физкультурой я займусь:
Сорок раз я подтянусь!

Ты врунишка и зазнайка!
Мы в спортзале ежедневно
И признаем откровенно,
Что тебя у турника
Не видали мы пока.
И зимой в хоккей играли,
Но тебя не замечали.
Так что нас не проведёшь!
Ты всё врёшь! Врёшь! Врёшь!
Да не вру я, а мечтаю.
В облаках я всё летаю…
На земле пора бы жить.
С физкультурою дружить!

Это шуточные стихи. В нашем классе все любят физкультуру и спорт. На самом деле Яша занимается плаванием. Движение – это жизнь! Мы за спорт!
– Итак, мы озвучили всё основное, что поможет нам сохранить и укрепить здоровье, стать такими, как мы задумали в начале нашего урока:

красивыми
сильными
ловкими
румяными
стройными
крепкими
подтянутыми

Но у меня для вас есть ещё одно маленькое задание:

Кроссворд: «Здоровье».

1. Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна … (зарядка)

2. Дождик тёплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ)

3. Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет… (спорт) .

4. Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застёжками. (Рюкзак).

5. Превратятся скоро в когти
Неподстриженныё… (ногти).

6. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой… (велосипед) .

7. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих –
Что за кони у меня? (Коньки).

8. Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно,… (тренировка)

Какое слово получилось в выделенных клетках? Здоровье.
– Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам. Я желаю вам здоровья!

Что такое здоровье и почему народная мудрость учит нас беречь его смолоду ?

Здоровье - это такое состояние организма, когда все его органы работают правильно и согласованно между собой, когда в организме отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Укрепить и сохранить здоровье невозможно без сознательного отношения человека к нему.

Воспитание крепкого молодого поколения с гармоническим развитием духовных и физических сил должно начинаться с раннего возраста.

Известный гигиенист Петенкофер писал:

Мы все поступаем как расточительный наследник богатых родителей, не зная настоящей цены здоровья. Мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, когда у нас появляется желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных.

Здоровье формируется в детском и подростковом возрасте

Здоровье человека во многом обусловлено его состоянием в детском и подростковом возрасте . В эти годы организм человека проходит огромный путь развития - формируется строение и функции его органов и систем. В школьном возрасте закладываются и развиваются те основные физические и духовные качества, из которых складываются здоровье и характер человека.

Организм школьника, находящийся в процессе роста и развития, отличается пластичностью, изменчивостью и обладает высокими компенсаторными возможностями. Поэтому очень важно, чтобы именно в этот период физическое и нравственное развитие было гармоничным и полноценным. Что же необходимо для того, чтобы вырасти сильным, закаленным и сберечь здоровье смолоду?

Для этого прежде всего необходимо уметь правильно организовать свою жизнь, знать, как устроен организм, как работают его органы и системы и как влияют на него условия жизни. Знакомство со сложными процессами, происходящими в организме, поможет узнать хотя бы немного больше о самих себе и уяснить важность соблюдения основных гигиенических правил для сохранения здоровья. Кроме этих знаний, необходимо воспитывать волю и характер, быть настойчивым в достижении поставленной перед собой цели.

Наше здоровье – в наших руках! Это наше богатство! И то, как мы им распорядимся, зависит только от нас: от наших знаний, навыков и нашей воли.

Здоровье – это наш дар, который нам дается от рождения, наряду с дыханием, кровообращением, пищеварением. Видимо, поэтому пока мы не потеряем здоровье, мы о нем не думаем. Наше здоровье подчинено общим законам Вселенной. Без соблюдения этих законов невозможно наше существование. Именно поэтому крайне важно усвоить хотя бы те минимальные знания, которыми располагает наука относительно человека и его здоровья.

Парадоксально, но здорового человека никто не изучает. Изучают именно болезни. И на сегодняшний день изучено множество их составляющих: симптомы, процесс протекания, способы лечения и меры предупреждения. Но у каждой болезни - какая-то своя причина, из-за которой повреждаются наши клетки, ткани, органы, что в свою очередь, вызывает нарушение функций организма. И в результате человек сталкивается с симптомами заболеваний: краснота, рвота, головокружение, повышение температуры и многое другое. Симптомов множество, а вот схема одна: причина – повреждение – болезнь.

Глядя на эту схему, несложно понять, что для того, чтобы избавиться от какой-либо болезни, необходимо выявить причину, ее вызвавшую.

Рассмотрим реакцию организма на нарушение функций.

В первую очередь организм пытается самостоятельно устранить причину нарушений. Это вызывает дискомфорт, который мы, по своей неграмотности, принимаем за саму болезнь и лечим ее всевозможными средствами. На самом же деле, данный дискомфорт – это не сама болезнь, а целительные физиологические процессы, с помощью которых наш организм борется с заболеванием, желая восстановить здоровье собственными силами.

Так, повышение температуры тела является показателем того, что организм «сжигает» накопившиеся в крови ядовитые вещества – токсины. Ошибка многих на этом этапе заболевания – попытка сбить температуру, чего делать ни в коем случае нельзя, ведь тем самым мы мешаем нашему организму вырабатывать антитела и повышать иммунитет, да ещё в придачу нагружаем наши почки и печень дополнительными ядами.

Когда в крови накапливается большое количество токсичных ядов, происходит сжатие сосудов. Это действие организма направлено на защиту клеток, это его предохранительная мера. В результате повышается кровяное давление. Грамотный человек будет очищать свой организм, потребляя большое количество жидкости, а человек, не знающий о причинах таких изменений давления начнет принимать лекарства, чтобы расширить сосуды, не понимая, что этим он лишь ускоряет проникновение ядов в кровь.

Важно уяснить: все, что происходит в организме, делается для спасения его жизни.

Болезнь не настигает человека спонтанно. Чаще всего, хроническое нездоровое состояние – это результат длительного периода, в течение которого из-за невежества человека нарушаются законы здоровья, и целительные способности организма теряют свою силу.

Французский ученый Лериш поэтично называл болезнь драмой в двух актах: первый акт, по его мнению, составляют все те невидимые процессы, которые протекают в тканях и органах человеческого тела бессимптомно; а вот появление боли и неприятных ощущений – это уже второй акт. Не стоит уповать на лекарства – они лишь помогают переносить болезнь, но не лечат ее. Лучше задумайтесь: что же вы делали неправильно, почему ваш организм дошел до такого состояния, от чего необходимо отказаться, чтобы вернуться в прежнюю колею?

В первую очередь, важно помнить: все лекарства являются неорганическими веществами, они неживые, и наш организм не может из них создать ни одной живой клетки. Попадая в организм, все неорганические вещества постепенно превращаются в соль щавелевой кислоты, которая откладывается в закрома организма, становясь основой для развития артритов, атеросклероза, образования камней и многих других болячек. А когда организм получает уже готовый продукт в виде гормонов, витаминов, глюкозы, лекарств, которые являются антителами для уничтожения вирусов и микробов, то сам он бездействует и системы, которые должны производить вещества данного типа, просто-напросто перестают работать.

Все, что не работает – отмирает. Это закон жизни.

Так же и органы, которые должны вырабатывать важные для организма вещества, из-за своего бездействия могут погибнуть. Однако организм по-прежнему нуждается в этих веществах, и не сумев самостоятельно их произвести, требует поддержки извне. Получая ее, он постепенно привыкает к такой помощи. Лекарственное лечение постепенно вызывает новые заболевания и осложнения, которые, в свою очередь, требуют дополнительных лекарств. Получается замкнутый круг! Человек, постоянно получающий витамины, гормоны, ферменты извне, а не производя их собственными усилиями, нарушает все жизненно важные процессы обмена веществ своего организма.

Как говорят японцы: «Не корми меня рыбкой, лучше научи меня ее ловить!»

Врач, выписывая нам лекарства, кормит наш организм готовой «рыбкой» вместо того, чтобы научить его производить все необходимое самостоятельно. Полакомившись «рыбкой», мы успокаиваем свой организм на некоторое время. Но позже снова наступает «голод» и нам ничего не остается, как вновь обратиться к врачу. А ведь проще самому научиться не допускать того, что вызывает болезнь. А если уж она приходит, то знать, как с ней расправиться, и уметь использовать для этой цели все естественные силы организма.

Как же восстановить свое здоровье?

Единственный верный способ восстановления утраченного здоровья – это вернуться к такому образу жизни, который был предписан нам самой природой. Важно вести правильный образ жизни; он не только поможет нам защитить себя от болезней, но и быстро излечить их, если они проникнут в наше тело.

На первый взгляд, все очень просто. Но это только до тех пор, пока мы не вспомним о привычках. Не природа дала нам их, они пришли к нам по наследству от родителей; и на протяжении веков они передаются от поколения к поколению: мы передадим их своим детям, а наши внуки получат их от наших детей. Таким вот нехитрым образом выстраивается цепочка нелепостей, которую можно и нужно прервать. Для этого придется переучивать себя. Обычно в таких ситуациях слышно лишь: «Я не смогу», «У меня не получится», «Недостаточно воли, времени» и т.д. Но это просто отговорки, другого пути нет. И пока человек не осознает этого, он не избавиться от болезней. Невежество – причина непонимания.

Глупость никак не побороть, а вот невежество – можно!

К несчастью, народы все больше воюют между собой. А война делит нас всех на два лагеря: на убийц-роботов и их жертв. Она делает нас жестокими, бесчувственными, она учит нас лжи, приспособлению, ограничению своих естественных потребностей. Природа молчит в ответ. Но у нее хорошая память, и её законы работают всегда и везде. Перед ними все люди равны: богатые и бедные, талантливые и бездарные, удачливые и неудачливые. Нам не обмануть природу, не подкупить ее. Можно приспособить ее к себе, лишь беспрекословно подчиняясь ее законам.

Не стоит внушать себе, что вы чего-то не сможете сделать. Ваша воля, ваша потребность преодолевать препятствия заложены в вас от природы, они даны вам с самого рождения, и это говорит о том, что вы в состоянии побороться за свое здоровье и хорошее самочувствие.

Забудьте о «модных» целителях, не тратьте на них свое время! Необходимо самому стать грамотным в этих вопросах! Любой человек должен хорошо знать законы здоровья и подчиняться им, живя в ладах со своих организмом, а не борясь с ним.

Необходимо вернуть людям все те нормы и культуру здоровья, которые складывались год за годом с момента создания человечества. Этих знаний огромное множество! Но не все из них полезны, не все нам нужны. Да и невозможно охватить одному человеку такой объем информации. Поэтому крайне важно научиться отсеивать ненужные знания, заостряя свое внимания лишь на тех ценных крупицах, которые помогут нам быть здоровыми и управлять своим организмом.

Попытаемся же упорядочить свои знания, сделав их более логичными и ясными.

Практически все болезни провоцируются микроорганизмами. К такому выводу пришли ученые более 100 лет назад и стали усиленно заниматься их исследованием и поиском. Чуть позже медициной было доказано, что заболевания вызывают не только микроорганизмы, но и недостаток минеральных веществ в пище. Тогда стали лечить людей, вводя в их рацион дополнительное количество различных минеральных веществ – кальция, фосфора, магния. Однако и это не помогло победить болезни.

Еще чуть позже стали известны болезни, вызываемые недостатком витаминов. И казалось, справиться с ними – проще простого: достаточно лишь принимать те витамины, которых не хватает в виде таблеток и инъекций. Однако все оказалось сложнее. Болезни не сдавались.

Вскоре медики обнаружили, что патологические отклонения в организме может вызывать и недостаток гормонов. И опять-таки пошли простейшим из путей: давали больным недостающие гормоны, полученные синтетическим путем, с излишними же гормонами боролись путем хирургической коррекции желез внутренней секреции.

В каждом из вышеназванных случаев на первое место выдвигались физико-механические процессы: устранение микроорганизмов путем введения сильнодействующих лекарств, введение в организм недостающих витаминов, гормонов, минеральных веществ. Такова позиция академической медицины. Но ведь намного раньше, еще до ее появления человечеству были известны естественные пути борьбы с болезнями, которые впоследствии назвали Натуральной гигиеной.

Естественно, некоторые заболевания такие, как грипп, туберкулез, ангина,- возникают под воздействием микроорганизмов. Но подход естественной терапии к ним иной, нежели у академиков.

По мнению выдающегося врача современности А.С. Залманова, локальных заболеваний не существует – болен всегда человек в целом. Потому и лечение должно быть направлено не на конкретный орган, а на весь организм в совокупности.

Какие бы открытия не совершили фармакология, генная инженерия, хирургия, сколько бы уважения и восхищения они в нас не вызывали, любая болезнь возникает по какой-то определенной причине. И до тех пор, пока она не будет устранена, никакие лекарства не помогут - болезнь не отступит.

Бесспорно, антибиотики дают эффективные результаты применения, однако после изучения их влияния на человеческий организм выяснилось также, что они являются побудителем развития новых видов бактерий, устойчивых к антибиотикам и не поддающихся лечению ими. Все это привело к тому, что стали появляться новые формы существовавших ранее заболеваний, лечить которые все труднее. Так, например, новый вид воспаления легких невозможно вылечить ни пенициллином, ни сульфаниламидами. Выяснилось, что микроорганизмы легко адаптируются к той среде, в которую попадают.

Также и человеку стоит положиться на свой организм, запустить по-новому свою способность приспосабливаться. Когда человек побеждает болезнь естественным путем: правильным питанием, специальными упражнениями, ускоряющими циркуляцию крови, воздействием свежего воздуха, очистительными клизмами, - ему нечего бояться!

Естественная терапия не пасует перед микроорганизмами. Инфекциям подвергаются те, кто не следит за своим питанием, злоупотребляет алкоголем и никотином, переутомляется на работе, забывает о том, что наш организм нуждается в заботе. Тем же, кто ведет правильный образ жизни, никакие инфекции не страшны!

Кроме того, существуют такие микробы, которые способны приносить пользу человеку. Это те из них, которые сожительствуют с человеческим организмом: они питаются его кровью, соками, а взамен подавляют активность его врагов – патогенных микробов. Как только происходит нарушение правильного образа жизни, выявляющееся в переедании, физическом утомлении и пр., эти микробы начинают вести себя иначе. И есть лишь один верный способ справиться с ними – вернуться к прежнему, нормальному образу жизни.

Классный час «Береги здоровье»

Цель: подвести детей к определению “здоровье”.

Задачи: здоровье и его отличия от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь избегать контактов с больными детьми, уметь быстро поправить своё здоровье – помочь себе самому; показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека; развивать у детей потребность в соблюдении правил здорового образа жизни.

Оборудование:

  1. Плакат-девиз: “Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!”
  2. Пословицы и поговорки, загадки о здоровье.
  3. Карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

  1. Организационный момент .

– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите самому себе “я люблю учиться и узнавать новое”.
– Тихо сели.

  1. Вступительная беседа. Сообщение темы классного часа.

Ребята! Сегодня мы будем говорить о самом дорогом богатстве человека – о здоровье. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье граждан страны, особенно о здоровье детей. Родители и – учителя заботятся о том, чтобы вы росли здоровыми и счастливыми. Но, несмотря на все усилия, вы иногда болеете.
– Беречь своё здоровье должен каждый человек.

Наш девиз:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу! (Наизусть.)

  1. Основная часть.

– Как вы чувствуете себя, когда вы здоровы?
(Хорошее настроение; хочется много играть, бегать; хочется читать, писать, что-нибудь рассказывать.)

– Как вы чувствуете себя, когда болеете?
(Все болит; хочется плакать; не хочется вставать с постели; не хочется есть, пить.)

– Почему болеют люди? Как вы думаете?
(Чаще всего они заражаются от других людей.)

– Послушайте стихотворение Сергея Михалкова “Грипп” (портрет писателя).

Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь “принесла”.
Кашляет, чихает, слёзы вытирает.
У неё несчастный вид – очень голова болит,
Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура
И глотать её тоже больно – очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки – она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.
В общем, встали все дела – так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться – с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь – надо многое успеть.

– Как зовут девочку, которая заболела? (Катя.)
– Давайте вместе прочитаем это стихотворение.

(На партах – конверт со стихотворением.)

На доске: Хвороба – болезнь.

– Как должны поступать больные люди, чтобы не заражать других?
(Вызвать врача на дом. Лежать дома и лечиться до полного выздоровления.)

– По каким признакам мы определяем больного человека?
(Слезятся глаза, насморк, “горят” щёки, человек отвечает невпопад, вялый, общается неохотно.)

– Как вы поступите, если заметите такого человека в школе?
(Сказать учителю.)

– От чего зависит здоровье человека?
(От умения избежать контакта с больным человеком. От умения вести здоровый образ жизни. От умения помочь себе и другим.)

– А теперь, попробуйте дать определение, что такое здоровье?
(Это когда ничего не болит. Когда человек весёлый, радостный, бодрый, энергичный. Когда человек хорошо ест.)

На доске: Вот какое определение дали учёные на форуме Всемирной Организации Здравоохранения в 1949 году: “Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия.”

– Как вы считаете, что очень важно для сохранения вашего здоровья?
(Выполнять режим дня. Делать по утрам зарядку. Есть полезную пищу. Укреплять иммунную систему. Много двигаться. Мыто много раз в день руки. Чистить два раза в день зубы.)

– Ребята, надо постоянно следить за своим здоровьем и как можно дольше оставаться здоровыми, хотя это нелегко!

Наш организм состоит из многих органов. Когда человек болеет, у него болят именно эти органы. Назовите их?
(Сердце, лёгкие, мозг, глаза, уши, печень, почки……..)

  1. Физкультминутка.

Под музыку.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать.

  1. Закрепление полученных знаний.

Работа с пословицами и поговорками.

– Ребята! Здоровье всегда волновало всех людей. Свой опыт, о том, как сберечь здоровье, они передавали из поколение в поколение.
– Надо достать из мешочка листочек с пословицей и объяснить её.

Здоровому – всё здорово.
Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоровье всего дороже, здоровье дороже богатства.
Труд – здоровье, лень – болезнь.

Загадки.

– Оля смотрит на кота,
На картинки, сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки)

– Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
руки мыть не ленится (мыло).

– Что можно увидеть
с закрытыми глазами? (сон).

– Ношу их много лет,
А счету им не знаю (волосы).

– Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ).

– Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные (пальцы).

– У двух матерей
По пять сыновей –
Одно имя всем (руки).

– Не часы,
А тикает (сердце).

– Давайте внимательно посмотрим, какое же слово было спрятано. Правильно, это слово – “здоровье”.

Игра “Съедобное – несъедобное”.

Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.

Описание упражнения: учитель произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.

Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешать – сидеть спокойно), как в игре “Съедобное – несъедобное”.

Примеры фраз:

Подведение итогов: вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни.

  1. Итог и ДЗ.

– Почему здоровье – самый ценный дар человеку?
– Теперь, когда мы знаем смысл народных мудростей, давайте подведем итог: что значит слово “Здоровье” и, какого человека можно назвать здоровым.

На доске:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый человек — это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.

– Почему плохо болеть?
– Кто будет помогать вам в сохранении здоровья?
– На следующем классном часе мы продолжим разговор о сохранении здоровья.

ДЗ: карточки для самостоятельной работы дома –