Одной ногой касаясь пола. «Русская Терпсихора». Как Пушкин подарил бессмертие балерине Истоминой. См. также в других словарях

Продолжаю комментировать «Евгений Онегин»
ГДЕ НАХОЖУСЬ: Двадцатая строфа первой главы. Продолжение описания одного дня из жизни героя. Отступление «о театре»
ТЕКСТ:
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,

Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
«В райке… - Раёк, «маленький рай» - галлицизм, жаргонное название последнего яруса в театре… несомненно, это всего лишь позаимствованное у парижан paradis (где блаженствует плебс и царит адская духота)».
«Эта строфа была, несомненно, продиктована желанием Пушкина поблагодарить танцовщицу за предстоящее появление в роли Людмилы».
«Истомина вышла замуж за второсортного актера Павла Якунина и в 1848 году умерла от холеры».
Сообщает подробности знаменитой «четвертной дуэли», на которой, граф Завадовский убил графа Шереметьева, приревновавшего его к Истоминой. «В яростной агонии бедняга метался и бился в снегу, словно огромная рыбина. «Вот тебе и репка», - грустно и по-свойски сказал ему Каверин». Годом позже в продолжение дуэли дрались секунданты: Якубович с Грибоедовым. У последнего был поврежден выстрелом мизинец. («10 лет спустя лишь этот скрюченный мизинец помог опознать его тело, до неузнаваемости изуродованное толпой персов во время антироссийского бунта в Тегеране, где Грибоедов служил посланником»).
БРОДСКИЕ:
Бродский обращает внимание на то, что среди зрителей наверняка были «владельцы крепостных театров», Писарев бредит.
Придется обратиться к самым ополоскам пушкинистики – книге Андрея Синявского «Прогулки с Пушкиным» (изданной под псевдонимом Абрам Терц на Западе). Вот цитата:
«Умение гарцевать, галопировать, брать препятствия, делать шпагат и то стягивать, то растягивать стих по требованию, по примеру курбетов, о которых он рассказывает с таким вхождением в роль, что строфа-балерина становится рекомендацией автора заодно с танцевальным искусством Истоминой:
…она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Но прежде чем так плясать, Пушкин должен был пройти лицейскую подготовку – приучиться к развязности, развить гибкость в речах заведомо несерьезных, ни к чему не обязывающих и занимательных главным образом непринужденностью тона, с какою ведется беседа вокруг предметов ничтожных, бессодержательных.»
Прямо по Бродскому, с заменой марксьсизьма фрейдизмом. «Богатая» идея, что все возвышенное рождается из гадкого, смутила ум молодого кандидата наук…
Хорошо еще, что в кругах образованщины той поры был неизвестен дискурс – скрести Синявский Бродского с ним … ох, не ту бы меру наказания избрал ему советский суд. На таком кентавре был бы один путь – в психушку.
ЛОТМАН:
Театр уж полон; ложи блещут: / Партер и кресла, все кипит; / В райке нетерпеливо плещут... - Спектакли в петербургских театрах начинались в 6 часов вечера. Ложи посещались семейной публикой (дамы могли появляться только в ложах) и часто абонировались на целый сезон.
Партер - пространство за креслами; здесь смотрели спектакль стоя. Билеты в партер были относительно дешевы, и он посещался смешанной публикой, в том числе завзятыми театралами.
Кресла - несколько рядов кресел устанавливалось в передней части зрительного зала, перед сценой. Кресла обычно абонировались вельможной публикой.
Частое появление П «в креслах» сердило его сурового друга Пущина: «...Пушкин, либеральный по своим воззрениям, имел какую-то жалкую привычку изменять благородному своему характеру и очень часто сердил меня и вообще всех нас тем, что любил, например, вертеться у оркестра около Орлова, Чернышева, Киселева и других. <...> Случалось из кресел сделать ему знак, он тотчас прибежит»
ложи блещут орденами и звездами мундиров, бриллиантами дам; партер и кресла - в движении (театральный хороший тон предписывал входить в зал в последнюю минуту, а появление людей света требовало выполнения этикета: обмена приветствиями, ритуала поклонов и бесед).
МОИ ИНСИНУАЦИИ:
Это не строфа – это прямо гегелевская триада: толпа, гений, гениальное.
Сначала толпа: огромный, набитый многоярусным людом зал.
Занятое собой тщеславие.
А вот гений. Истомина. Она другая. Но ничего еще не сделано. Она лишь «медленно кружит».
Занимается творчеством.
Все при деле. И вдруг…
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
…То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Обморок, в котором ничего телесного, своего – все осталось за этим «вдруг».
Прыжок из царства свободы «кружить» в царство необходимости «лететь». Счастье без свободы – экстаз.

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,

Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
ИНТЕРЕСНОЕ У НАБОКОВА:
«В райке… - Раёк, «маленький рай» - галлицизм, жаргонное название последнего яруса в театре… несомненно, это всего лишь позаимствованное у парижан paradis (где блаженствует плебс и царит адская духота)».
«Эта строфа была, несомненно, продиктована желанием Пушкина поблагодарить танцовщицу за предстоящее появление в роли Людмилы».
«Истомина вышла замуж за второсортного актера Павла Якунина и в 1848 году умерла от холеры».
Сообщает подробности знаменитой «четвертной дуэли», на которой, граф Завадовский убил графа Шереметьева, приревновавшего его к Истоминой. «В яростной агонии бедняга метался и бился в снегу, словно огромная рыбина. «Вот тебе и репка», - грустно и по-свойски сказал ему Каверин». Годом позже в продолжение дуэли дрались секунданты: Якубович с Грибоедовым. У последнего был поврежден выстрелом мизинец. («10 лет спустя лишь этот скрюченный мизинец помог опознать его тело, до неузнаваемости изуродованное толпой персов во время антироссийского бунта в Тегеране, где Грибоедов служил посланником»).
БРОДСКИЕ:
Бродский обращает внимание на то, что среди зрителей наверняка были «владельцы крепостных театров», Писарев бредит.
Придется обратиться к самым ополоскам пушкинистики – книге Андрея Синявского «Прогулки с Пушкиным» (изданной под псевдонимом Абрам Терц на Западе). Вот цитата:
«Умение гарцевать, галопировать, брать препятствия, делать шпагат и то стягивать, то растягивать стих по требованию, по примеру курбетов, о которых он рассказывает с таким вхождением в роль, что строфа-балерина становится рекомендацией автора заодно с танцевальным искусством Истоминой:
…она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Но прежде чем так плясать, Пушкин должен был пройти лицейскую подготовку – приучиться к развязности, развить гибкость в речах заведомо несерьезных, ни к чему не обязывающих и занимательных главным образом непринужденностью тона, с какою ведется беседа вокруг предметов ничтожных, бессодержательных.»
Прямо по Бродскому, с заменой марксьсизьма фрейдизмом. «Богатая» идея, что все возвышенное рождается из гадкого, смутила ум молодого кандидата наук…
Хорошо еще, что в кругах образованщины той поры был неизвестен дискурс – скрести Синявский Бродского с ним … ох, не ту бы меру наказания избрал ему советский суд. На таком кентавре был бы один путь – в психушку.
ЛОТМАН:
Театр уж полон; ложи блещут: / Партер и кресла, все кипит; / В райке нетерпеливо плещут... - Спектакли в петербургских театрах начинались в 6 часов вечера. Ложи посещались семейной публикой (дамы могли появляться только в ложах) и часто абонировались на целый сезон.
Партер - пространство за креслами; здесь смотрели спектакль стоя. Билеты в партер были относительно дешевы, и он посещался смешанной публикой, в том числе завзятыми театралами.
Кресла - несколько рядов кресел устанавливалось в передней части зрительного зала, перед сценой. Кресла обычно абонировались вельможной публикой.
Частое появление П «в креслах» сердило его сурового друга Пущина: «...Пушкин, либеральный по своим воззрениям, имел какую-то жалкую привычку изменять благородному своему характеру и очень часто сердил меня и вообще всех нас тем, что любил, например, вертеться у оркестра около Орлова, Чернышева, Киселева и других. <...> Случалось из кресел сделать ему знак, он тотчас прибежит»
ложи блещут орденами и звездами мундиров, бриллиантами дам; партер и кресла - в движении (театральный хороший тон предписывал входить в зал в последнюю минуту, а появление людей света требовало выполнения этикета: обмена приветствиями, ритуала поклонов и бесед).
МОИ ИНСИНУАЦИИ:
Это не строфа – это прямо гегелевская триада: толпа, гений, гениальное.
Сначала толпа: огромный, набитый многоярусным людом зал.
Занятое собой тщеславие.
А вот гений. Истомина. Она другая. Но ничего еще не сделано. Она лишь «медленно кружит».
Занимается творчеством.
Все при деле. И вдруг…
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
…То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Обморок, в котором ничего телесного, своего – все осталось за этим «вдруг».
Прыжок из царства свободы «кружить» в царство необходимости «лететь». Счастье без свободы – экстаз.

2019-й год Указом президента объявлен в России годом театра. У библиотеки и театра очень много общего! Во-первых, и то, и другое - учреждение культуры. Во-вторых, и там и там заложен «литературный фундамент» - романы, сказки, пьесы, либретто. И, в-третьих, чаще всего и в театр и в библиотеку ходят «для удовольствия», чтобы ощутить эстетический восторг от просмотра спектакля или прочтения любимого произведения.

Да, театр со сценой, кулисами, гримерками, любимыми актерами никого не оставляет равнодушным. Очаровывающее влияния театра обнаруживает себя везде, и прежде всего в несценических видах искусства. Более тесно с ним, конечно же, связана живопись.

С 25 апреля на Юношеском абонементе открывается выставка-вернисаж «Дыхание театра в картинах художников». Фонды нашей библиотеки богаты прекрасными изданиями по искусству, альбомами по живописи и графике. И мы предлагаем вам, вместе с нами наладиться творчеством известных живописцев мира.

Например, побывать в Париже конца XIX века и увидеть его глазами французского художника-импрессиониста Камиля Писсарро , полюбовавшись «Оперным проездом в Париже» , где по влажной мостовой неспешно прогуливается публика с зонтиками, снуют экипажи, а за туманом в конце улицы прячется целый город…

Или очутиться в России на «Масленице» Бориса Кустодиева . Навстречу мчит лихая тройка, купцы ведут неторопливую торговлю, вальяжно шествует знать… и в полной мере перед нами ярко раскрывается ощущение зимней радости, морозной свежести, жизни, веселья, счастья…

Многие художники, создавая декорации для спектаклей, признавались, что их волнует даже «запах театра». Любил заглядывать за кулисы Жан Беро - французский салонный живописец, изображавший жизнь Парижа и парижского светского общества. Одна из его картин так и называется - « За кулисами оперного театра ».

Эдгар Дега был завсегдатаем театра. Художник показал нам, зрителям разные уголки театра: и сцену, и фойе, и артистическую уборную, балет, живущий особой жизнью, и рядовую балерину: «Репетиция балета на сцене» ,

«Танцовщицы в желтых пачках»

«Фойе оперного театра»

Невозможно не восхититься его «Голубыми танцовщицами», очарование полотну придают крупные голубые мазки пастелью. Четыре юные балерины в ярко-голубых пачках готовятся к выходу на сцену. Дега застал их в минуту последних приготовлений: еще мгновение и девушки выстроятся в ряд и грациозно выпорхнут к зрителям.

А на полотне Дмитрия Левицкого шаловливые десятилетние «Смолянки», воспитанницы Смольного института благородных девиц, разыгрывают сцену из комической оперы «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Этот портрет написан художником по заказу императрицы Екатерины II.

«Старый Королевский театр» Густава Климта, основоположника модерна в австрийской живописи, впечатляет даже самого искушенного зрителя. Прежде чем взяться за это полотно, Климт сделал около полутора тысяч эскизов, использовал смесь матовых красок, меда и камеди. Художник изобразил около 150 человек, у большинства из которых были реальные прототипы.

А венгерский придворный живописец Михаил Зичи предлагает нам очутиться в « Спектакле в Большом театре по случаю коронования императора Александра II ».

И хочется до мельчайших подробностей рассмотреть полотна блестящего итальянского портретиста Джованни Больдини - « Женщина с веером, сидящая в театре, Графиня Расти», муза художника.

И самый узнаваемый портрет в мире - «Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара, узнать, почему она была одной из самых любимых моделей художника? Зачем Ренуар приукрасил ее внешность? Как сложилась судьба этой актрисы?

В «Русскую Терпсихору» - романтический символ русского балета первой половины ХIХ века, были влюблены все. И увлеченно как и все включился в общую погоню за очаровательной нимфой, восемнадцатилетний Пушкин вырвавшийся на волю из Лицея-«монастыря». Поэт восхищался талантом балерины и в первой главе романа «Евгений Онегин» посвятил ей восторженные строки:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…

«Авдотья Истомина» - портрет неизвестного художника.

А «Портрет М.Н. Ермоловой» кисти Валентина Серова впечатляет многих. Перед нами гениальная актриса, цельная личность, взгляд удивляет глубиной, в нем отражается вся многогранная суть ее натуры. Актриса позировала художнику в течение тридцати двух сеансов. Создается полное впечатление, что мы созерцаем монументальную скульптуру.

О театральном творчестве художников можно рассказать еще немало интересного. С театрами сотрудничали такие живописцы как Васнецов, Коровин, Поленов, Бенуа, Врубель, Бакст, Левенталь и другие.

«Театр - это праздник!» - говорил Юрий Пименов, советский живописец, театральный художник и график, педагог. - «Помню, как мальчишкой впервые попал в оперу… помню белые колонны Большого театра,… парадную лестницу,.. сверкающие огни фойе… Неясный говор, приглушенный смех. Атмосфера чего-то необычного, волнующего. Мое отражение в большом зеркале, рядом с нарядными дамами… Как замирало сердце, когда медленно гас свет в зале,… трепетное сияние люстр сливались с первыми звуками оркестра и поднимался занавес, эта волшебная стена, отделяющая тебя и других зрителей от таинственного мира сцены… Я почти не знал таких людей, которые не были бы взволнованы атмосферой театра…».

Мы приглашаем Вас посетить нашу театральную выставку-вернисаж и узнать интересную и увлекательную информацию о создании прекрасных полотен художников мира, насладиться изысканными изданиями по искусству и просто приятно провести время в уютном зале библиотеки.

Марина Перминова

24 ноября 1817 года - состоялась дуэль графа Александра Завадовского и Василия Шереметева из-за Авдотьи Истоминой...Четверная дуэль с участием будущего декабриста Якубовича и автора комедии «Горе от ума» стала в России самым известным поединком подобного рода. Как водится, причиной спора стала женщина – балерина Авдотья Истомина, которая сводила с ума многих современников. Авдотья Ильинична Истомина родилась в 1799 году. Где протекало ее детство и кто были родители, неизвестно. Училась она в Петербургской балетной школе, и еще будучи ученицей выступала на императорской сцене. Окончив школу в 1816-м, семнадцатилетняя танцовщица дебютировала в балете «Ацис и Галатея» и сразу же заняла первенствующее положение в труппе. Со временем ее амплуа становилось все разнообразнее: Лиза в «Тщетной предосторожности», Луиза в «Дезертире», Кора в «Коре и Алонзо»... «Мимический дар и техническая завершенность танца, эти идеальные для танцовщицы качества, естественно сочетались в ней», – пишет знаток балетного искусства Вера Красовская. Юная Истомина предпочла множеству воздыхателей штаб-ротмистра Шереметева, веселого, добродушного, слегка ветреного повесу, влюбленного в балерину. Она, как повествуют биографы, «сблизилась с ним и поселилась на его квартире, где прожила около двух лет. Шереметев был чрезвычайно ревнив, и как-то после очередного выяснения отношений Авдотья Ильинична решила на время поселиться у подруги. Грибоедов, провожая поздно вечером Истомину после спектакля, пригласил ее к себе на чашку чая, не предупредив, что жил на квартире у приятеля камер-юнкера А. П. Завадовского, некогда пытавшегося крутить «амуры» с Авдотьей». Граф Александр Завадовский, наследник огромного состояния, был занят проматыванием наследства. Холодный циник и эгоист, он в тот вечер, судя по признанию Истоминой следствию, «по прошествии некоторого времени предлагал ей о любви, но в шутку или в самом деле, того не знает...». Тогда Грибоедов отвез танцовщицу на квартиру актрисы Марии Азаревичевой. Когда Шереметев разыскал ее у подруги, то сначала попросил прощения и увез к себе. А уже дома стал допытываться, где и с кем была ветреная сильфида, обещая застрелиться на ее глазах или застрелить ее, если не признается. Ревнивец, выпытывая «правду», с негодованием узнал, что их ссорой так гнусно воспользовался Завадовский, и вызвал того на дуэль. Друг Шереметева, Александр Иванович Якубович, корнет лейб-гвардии уланского полка, согласился стать его секундантом и, в свою очередь, вызвал на дуэль Грибоедова. Двойной поединок, вошедший в историю как «дуэль четверых», состоялся на Волковом кладбище. Выстрел Завадовского оказался «удачным»: истекавшего кровью Шереметева увезли домой, где он скончался через сутки в страшных мучениях – от той же самой раны, от которой через двадцать лет погибнет Пушкин... Вторая дуэль была отложена (Якубович и Грибоедов продолжили ее на Кавказе спустя время). Шереметева жалели, в геройском свете представал Якубович. Единственным виновником случившегося называли Грибоедова... Завадовскому предложили покинуть Россию. А балерина долго оплакивала убитого возлюбленного. *** На двадцатом году службы отяжелевшей и потерявшей былую живость танцовщице в два раза снизили жалованье. Обиженная и ущемленная, Истомина не сдалась. Она продолжала выступать, только перешла на амплуа мимической актрисы. В прошении на имя дирекции она просила разрешения на поездку для поправки здоровья. Необходимость этого лечения подтвердил врач, тем более что травма произошла во время спектакля. Резолюцию на прошении написал сам Николай I, высочайше повелеть изволивший «Истомину уволить ныне совсем от службы». Произошло это в 1836-м. Последнее ее выступление состоялось 30 января этого года. В тот вечер даже не было балетного спектакля: Авдотья Истомина плясала русскую на сцене Александринского театра.

Влечение к женским ступням. Футфетиш. Встречали такое слово? Герой «F65.0» знает о нем все. Сын состоятельных погибших родителей, скрупулезно описывает свое «отклонение», пытаясь устроиться в жизни – найти любимую женщину, найти работу и примириться с надвигающейся смертью тети. Как и все, наш герой хочет быть счастливым, но его сексуальные наклонности, происходящие вокруг события в современной стране и феминизирующийся мир сводят с ума, заставляя надрезать актуальные лицемерные темы циничным скальпелем. В книге полно жестких сцен и размышлений.Читайте, если у вас хватит смелости.Содержит нецензурную брань.

Издательство: "ЛитРес: Самиздат" (2019)

электронная книга

На Litres

См. также в других словарях:

    F65 - For the Nikon camera, see Nikon F65, for Farman F.65 aircraft, see .F65, pronounced eff sixty five or eff six five, is an occasionally used term to describe a person who suffers from a paraphilia or disorder of sexual preference.The expression… … Wikipedia

    "F65.2" Эксгибиционизм - Периодическая или постоянная наклонность к демонстрации собственных половых органов незнакомым людям (обычно лицам противоположного пола) или в общественных местах, без предложения или намерений более близкого контакта. Обычно, но не всегда, во… …

    F65.0 Фетишизм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Фетиш (какой нибудь неживой предмет) является самым важным источником сексуальной стимуляции или необходим для удовлетворительной сексуальной реакции … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.1 Фетишистский трансвестизм. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Ношение предметов туалета противоположного пола или одежды противоположного пола для воссоздания соответствующей этому полу внешности и ощущения принадлежности к нему … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.2 Эксгибиционизм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Периодически возникающая или постоянная тенденция неожиданно показывать свои половые органы незнакомым людям (обычно противоположного пола), что обычно… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.3 Вуайеризм. - А. Должны выполняться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Периодически возникающая или постоянная тенденция подглядывать за людьми во время сексуальных или интимных занятий, таких как переодевание, что сочетается с половым… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.4 Педофилия. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Постоянное или преобладающее предпочтение половой активности с ребенком или детьми пубертатного возраста. В. Индивидууму по меньшей мере 16 лет и он минимум на 5 лет… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.5 Садомазохизм. - А. Должны выявляться общие критерии расстройств полового предпочтения (F65). Б. Предпочтение половой активности в качестве реципиента (мазохизм) или наоборот (садизм), или того и другого, что включает минимум одно из следующих: 1) боль; 2)… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    "F65" Расстройства сексуального предпочтения - Включаются: сексуальные девиации; парафилии. Исключаются: проблемы, связанные с ориентацией по полу (F66.) … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.0 Фетишизм - Использование какого либо неодушевленного предмета в качестве стимула для сексуального возбуждения и сексуального удовлетворения. Многие фетиши являются дополнениями к человеческому телу, такие как предметы одежды или обуви. Другая часть… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F65.1 Фетишистский трансвестизм - Надевание одежды противоположного пола главным образом для достижения сексуального возбуждения. Диагностические указания: Это расстройство необходимо дифференцировать от простого фетишизма на основании того, что фетишистские предметы или одежда… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии