Значение бунге николай христианович в краткой биографической энциклопедии. Бунге николай християнович Финансовая реформа бунге

Публицист и государственный деятель; происходит из дворян евангелического исповедания, род. 11 ноября 1823 г. в Киеве, где отец его служил врачом и считался опытным медиком, преимущественно по детским болезням; образование получил в 1-й киевской гимназии и в университете св. Владимира, где кончил курс в 1845 г. со степенью кандидата законоведения. 31 октября того же года Б. определен был преподавателем законов казенного управления в лицей князя Безбородко, а по защите в 1847 году магистерской диссертации: "Исследование начал торгового законодательства Петра Великого" ("Отечественные Записки", 1850 г., т. LXVIII, № 1) утвержден был 19 декабря 1847 г. профессором лицея, в каковой должности и оставался до 31 октября 1850 года. В Нежине Бунге примкнул к небольшому кружку передовых людей, имевшему благотворное влияние не только на учащуюся молодежь, но и на окружающую среду, педагогическую и общественную.

В темном уездном захолустье он явился горячим миссионером европейской науки и гражданственности; как профессор, он деятельно заботился о поднятии уровня развития своих слушателей: чтобы сделать доступными для избранных им студентов сокровища европейской науки, Б. давал в своей квартире уроки по иностранным языкам.

Эту редкую и симпатичную черту - любить все молодое и чуять в молодом все даровитое, Б. сохранил и впоследствии, когда (в 1850 г.) сделался профессором в университете св. Владимира, и в этом же лежит разгадка чрезвычайного успеха его университетских лекций. 16 июня 1852 г. Б. был удостоен Киевским университетом степени доктора политических наук за диссертацию: "Теория кредита" (Киев, 1852) и в том же 1852 г. утвержден экстраординарным профессором, а в 1854 г. - ординарным профессором по кафедре политической экономии и статистики.

В 1865 г., когда прекратил свои лекции профессор полицейского права Н. Д. Иванишев, преподавание этого предмета временно поручено было Б., который в 1869 году окончательно переменил прежнюю кафедру политической экономии и статистики на кафедру полицейского права. Полицейское право не представляется Б. цельной наукой; в учении о безопасности (законы благочиния) он видит часть государственного права, а в учении о благосостоянии (законы благоустройства) - прикладную часть политической экономии.

Сообразно с этим, в его курсе "Полицейского права" (5 вып., Киев, 1873-77), который остался неоконченным и в котором он успел изложить только некоторые отделы благоустройства, преобладает экономическая точка зрения.

Но при изложении теории экономических вопросов автор не ограничивается одними общими началами, так как, по его мнению, изучение одних общих законов, без связи с фактами, в коих эти законы обнаруживаются, легко вырождается в сухую и отвлеченную схоластику, могущую иметь интерес для специалистов, но бессильную разрешить жизненные вопросы.

Кроме начатого курса полицейского права, Б. издал еще для своих слушателей "Курс статистики" (Киев, 1865; 2 изд., 1876) и "Основания политической экономии" (Киев, 1870). Университетская деятельность Б. не исчерпывалась одними только преподавательскими занятиями.

В трудные дни университетской жизни, когда университеты лишались самоуправления, Б., в должности ректора по назначению (с 1859-1862 г.), с достоинством стоял во главе Киевского университета.

Но и по возвращении университетам избирательного права Б. дважды был избираем ректором того же Киевского университета и состоял в этой должности с 1871-1875 г. и с 1878-1880 г. В 1876 г. Б. утвержден в звании заслуженного профессора: в 1880 г. он оставил Университет.

Б. принадлежал к числу тех ученых профессоров, которые не замыкаются в глухие стены своего кабинета.

Обладая светлым и обширным умом, он не мог не отзываться на общественные вопросы, которые жизнь ставила на очередь.

Результатом такой его отзывчивости был целый ряд более или менее капитальных статей, помещенных им в разных периодических изданиях, начиная с 1852 г. Таковы статьи, относящиеся к ожидавшейся тогда крестьянской реформе (в "Отеч. Записках", 1858 г. №8 и в "Русск. Вестнике 1859 г., №2 и 8), к распространявшемуся новому виду промышленных предприятий в форме акционерных обществ (в "Журнале для акционеров", 1855 и 1858 г.) и многие другие, между которыми нельзя не отметить его замечаний об устройстве учебной части в университетах (в "Русск. Вестнике", 1858 г., т. XVII) и о банковой политике (в "Сборнике Государственных Знаний", т. I, 1874). Важное практическое значение имело и его исследование: "Товарные склады и варранты" (Киев, 1871); но особое внимание обратили на себя его исследования о способах восстановления у нас правильного денежного обращения, потрясенного, между прочим, чрезмерным выпуском бумажных денег. Сюда относятся следующие труды: "О восстановлении металлического обращения в России" (Киев, 1877); "О восстановлении постоянной денежной единицы в России" (Киев, 1878) и статьи в "Сборнике Госуд. Знаний", т. VI, 1878 и т. VIII, 1880 г. Кроме того, Б. перевел и дополнил сочин. А. Вагнера: "Русские бумажные деньги" (Киев, 1871). Учено-литературная деятельность даровитого финансиста рано обратила на себя внимание правительства.

Еще в 1859 г., когда созревала крестьянская реформа, Б. вместе с опытнейшими нашими финансистами приглашен был от Высочайшего имени к участию в финансовой комиссии, имевшей своею обязанностью приискание оснований и способов окончательного разрешения крестьянского вопроса посредством выкупа наделов при содействии правительства.

Затем, снова призванный в Петербург для участия в обсуждении нового университетского устава (1863), Бунге получил поручение преподавать науку финансов и политической экономии покойному наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу.

В основу лекций, которые он читал своему царственному ученику с 3 сентября 1863 по 11 июня 1864 года, Б. положил переведенную им на русский язык книгу Карла фон Гока: "Налоги и государственные долги" (Киев, 1865), о которой один из биографов Б. сказал, что "страна, правитель коей усвоил бы себе воззрения Гока на налоги и государственное хозяйство, могла бы быть счастливою". По возвращении своем в Киев, Б., не оставляя университетских занятий, принял предложенную ему должность управляющего Киевскою конторою государственного банка. Стоя таким образом у самого источника кредитн. операций, Б. получил возможность на практике проверять указания теории финансов.

Вступление Б. в 1880 г., в должность товарища министра финансов, а вскоре за тем, в 1881 г., и министра финансов, встречено было с полным сочувствием и большими надеждами.

Шестилетнее управление его министерством финансов (1881-86) совпало с весьма тяжелым финансовым периодом.

Некоторое оживление в промышленной жизни и в поступлении государственных доходов, замечавшееся после войны, уже в 1880 г. улеглось, и затем наступила реакция.

К тому же два года сряду - 1884-й и особенно 1885-й - ознаменовались почти повсеместным в империи неурожаем хлебов и трав, что в свою очередь вызвало неблагоприятные последствия для промышленности и торговли, закрытие многих фабрик и заводов в промышленном районе, торговые банкротства и уменьшение заграничного отпуска.

Уже первую свою государственную роспись (1881 г.) новый министр финансов свел с дефицитом в 50 млн. рублей, и с тех пор дефициты не прекращались во все управление его министерством - явление, почти неизвестное предшествующему десятилетию (1871-1880), когда одна только роспись 1878 г. была сведена с дефицитом в 21 млн. руб., хотя и тогда при исполнении росписей вместо ожидавшегося избытка доходов над расходами иногда оказывался недобор.

Но по тому или иному сведению росписи нельзя еще судить о деятельности министерства финансов.

Пробным камнем для этой деятельности могут служить меры по изысканию способов к достижению равномерного и справедливого обложения плательщиков, а также попечения о производительных силах народа, этого главного источника государственной силы и богатства.

В том и другом отношении управление Н. X. Бунге ознаменовалось мероприятиями первостепенной важности.

Уже в начале прошлого царствования выдвинут был вопрос о необходимости уничтожения старинного различия между податными и неподатными сословиями; но лишь Н. X. Бунге перешел наконец от проектов и предположений к действительному исполнению и провел отмену подушной подати и обращение оброчной подати в выкупные платежи.

Но главная заслуга Н. X. Бунге, как министра финансов, заключается в указании пути, которого наше финансовое законодательство должно держаться в своем дальнейшем развитии.

Этот путь - установление подоходного налога, который в настоящее время признается наиболее справедливым и целесообразным способом обложения, и на который у нас впервые официально указано было во всеподданнейшем докладе, приложенном к росписи на 1884 г. Но Н. X. Бунге, опасаясь потрясения существующих хозяйственных отношений, не решился сразу проектировать общий подоходный налог, а на первое время удовольствовался установлением ряда частных налогов, имеющих значение переходных мер, подготовляющих введение общего подоходного налога.

Сюда относятся: налог на доход с процентных бумаг, процентный и раскладочный сбор с промышленных предприятий, а отчасти и налог с имуществ, переходящих безмездными способами.

Значение подготовительной меры к введению общего подоходного налога имело и учреждение податной инспекции, которая и помимо этого значения своего в будущем оправдала свое существование, так как в первый год учреждения она с лишком в два раза окупила расходы на свое содержание одним лишь более правильным поступлением торговых сборов.

Уже одни эти первые шаги по привлечению достаточных классов к участию в податном бремени, в связи с отменою подушной подати и понижением выкупных платежей, должны были благоприятно отразиться на производительных силах народа; но Н. X. Бунге принимал и прямые меры к экономическому преуспеянию страны.

Сюда относятся учреждение Крестьянского поземельного банка, закон 1 июня 1882 г., сделавший первый и удачный шаг на пути регламентации фабричного труда в интересах рабочих, и правила 26 апр. 1883 г., положившие начало более правильному устройству городских и частных банков.

Менее благоприятные результаты дала его таможенная политика, сделавшая столько уступок протекционизму, его питейная реформа 1885 г., учреждение Дворянского поземельного банка и некоторые другие частные меры. Немногим министрам пришлось вынести столько нападений со стороны печати (в особенности со стороны "Московских Ведомостей"), и немногие относились к ним столь спокойно, не прибегая к защите карательной административной власти и ограничиваясь официальными опровержениями строго фактического характера.

В январе 1887 г. Н. X. Бунге оставил пост министра финансов и назначен был председателем комитета министров.

Н. X. Бунге был избран в почетные члены разных обществ, университетов: Петербургского, Новороссийского, св. Владимира и Академии наук; в 1890 г. принял звание ординарного академика по политической экономии и издал книгу: "Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии" (СПб., 1890), при составлении которой автор наряду с литературой предмета, пользовался целым рядом практических сведений, доставленных ему агентами нашего министерства в Париже и Лондоне. {Брокгауз} Бунге, Николай Христианович (дополнение к статье) - экономист и государственный деятель; умер в 1895 г. {Брокгауз} Бунге, Николай Христианович - русский государственный деятель (с 1887 г. председатель Комитета министров) и экономист; род. в 1823, ум. в 1895 г. Будучи министром финансов, Б. выступил в 1882 г. с резкой и обоснованной критикой выработанного гр. Игнатьевым законопроекта, направленного к ограничению евреев в некоторых весьма важных правах, и именно благодаря Бунге "Временные правила" 1882 года осуществили лишь часть репрессивных мер, предположенных гр. Игнатьевым. - Ср. Гессен, "Гр. Игнатьев и "Временные правила", "Право", 1908 № 31. {Евр. энц.} Бунге, Николай Христианович (1823-1895) - экономист, министр финансов царской России.

В 1850 начал чтение лекций в Киевском ун-те, в 1852 занял кафедру политической экономии и статистики.

С 1869 читал преимущественно курс полицейского права; с 1890 - академик.

За время с 1859 по 1880 неоднократно занимал должность ректора в Киевском ун-те. В 1863 принимал участие в выработке университетского устава.

Был управляющим Киевским отделением Государственного банка. В придворных кругах стал известен со времени занятий по финансам и политической экономии со старшим сыном Александра II; впоследствии (1886-89) он читал лекции и Николаю II, в бытность его наследником.

В 1880 назначен товарищем министра финансов при министре Абазе (см.). После убийства Александра II и решительного поворота самодержавия в сторону крайней реакции, вместо ушедшего в отставку Абазы, министром финансов был назначен в мае 1881 Б., как человек ученый и аполитичный; должность министра Б. занимал до 1886. В 1887-1895 состоял председателем комитета министров.

Будучи министром, Б. проводил умеренную буржуазную политику, лавируя между более передовой петербургско-польской металлургической и железоделательной промышленностью, отсталой текстильной промышленностью Московско-Владимирского района и торговым капиталом.

Основной своей задачей, как министра финансов, Б. считал упорядочение совершенно расстроенной - особенно после Русско-турецкой войны (1877-78) - денежной системы, что однако не дало сколько-нибудь серьезных результатов.

Б. проделал большую подготовительную работу по введению в России металлического денежного обращения.

При нем явно определилась попытка приблизить бюджет царской России к бюджету буржуазных государств.

Он пытается отменить ряд крепостнических и полукрепостнических налогов и вводит ряд прямых налогов; при нем были понижены выкупные платежи (на 12 млн. рублей), отменена подушная, преобразована оброчная подать.

Снятие с крестьян некоторых повинностей в момент аграрного кризиса 80-х гг. означало уничтожение фактически невыполнимых налогов, а с другой стороны - раскрепощало денежную верхушку деревни от общины, от круговой поруки и т. д. Тем не менее эти попытки Б. встречали сильное противодействие, преимущественно со стороны Победоносцева.

В интересах промышленной буржуазии, Б. проводит протекционистскую таможенную политику.

В связи с развивающимся рабочим движением, Б. провел ряд мероприятий в области рабочего законодательства, поскольку это не шло в разрез с интересами передовой промышленной буржуазии. 1 июня 1882 был издан закон, регулирующий эксплуатацию детского труда. Кризис, охвативший промышленность с начала 80-х гг., поставил вопрос о сокращении производства; поэтому Б., вследствие ходатайства петербургских фабрикантов, провел уничтожение ночных работ подростков и женщин в текстильных производствах (закон 3 июня 1885). При Б. же был создан институт фабричной инспекции.

Стачечное движение середины 80-х гг., особенно морозовская стачка 1885, напугало самодержавие, которое в лице министра внутренних дел, вернее - департамента полиции, руководимого Плеве (см.), стремится взять дело регулирования взаимоотношений между рабочими и предпринимателями в свои руки, и действительно очень скоро инициативу в области рабочего законодательства Б. вынужден был под напором справа уступить министерству внутренних дел (закон 3 июня 1886). Указанные первые попытки рабочего законодательства, при всей их убогости, восстановили однако против Б. фабрикантов Московского и Владимирского районов.

С усилением курса "национальной" политики Победоносцева и Толстого, опиравшихся на блок помещиков с буржуазией центральных губерний, Б. принужден был уйти со своего поста, уступив место И. А. Вышнеградскому.

Как теоретик-экономист Б. ничего выдающегося собой не представлял, примыкая по своим теоретическим взглядам к так называемой "исторической" школе. Главные научные работы В.: Курс статистики, Киев, 1865; Основания политической экономии;

Теория кредита, Киев, 1852; Исторический очерк экономических учений и обозрение различных отраслей хозяйственной деятельности (несколько изданий).

Товарные склады и варранты, Киев, 1871; Банковые законы и банковая политика (Сборник государственных знаний, т. I, СПб, 1874); О восстановлении металлического обращения в России, Киев, 1877; О восстановлении постоянной денежной единицы в России, Киев, 1878; Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии, СПб, 1890; Очерки политико-экономической литературы, СПб, 1805. Кроме того Б. перевел и снабдил примечаниями книгу Ал. Вагнера, Русские бумажные деньги, Киев, 1871. Лит.: "Замечательная эпоха в истории русских финансов", СПб, 1895; Кованько П., Главные реформы, проведенные Бунге в финансовой системе России, Киев, 1901. И. Татаров.

Из Милана - в итальянскую часть Швейцарии, до города Лугано, на машине час езды. Потом еще восемь километров наверх, до деревеньки Роверэдо. А дальше – только пешком, по крутому горному склону, мимо одиноких домиков и через лес. Так православные паломники добираются в скит к монаху-отшельнику Гавриилу Бунге, который живет здесь уединенно и почти неотлучно уже больше тридцати лет. Я никогда не встречала человека, который до такой бы меры вместил в себя Христа. Вот это действительно так. В нём живёт Христос, в нём уже нет того человеческого нутра, к которому мы все привыкли, которое мы встречаем в других людях, в нём живёт Христос. И общаясь с ним, ты это чувствуешь, Этот дух, который в нём живёт. Когда я его первый раз увидела, у меня была мысль: что этот русский православный старец делает здесь, даже если он был в другой одежде, неважно. Этот дух меня удивил: что он здесь делает в этих горах Частые гости из Милана здесь не только паломники, но и помощники. Недалеко от скита упало дерево и перегородило дорогу – они его распилят и уберут. Раньше отец Гавриил все делал сам, но теперь ему уже 75 лет, и самую тяжелую работу он поручает молодым и сильным. Когда я был моложе, я все это делал сам: пилил деревья, рубил дрова, а теперь могу только ухаживать за садом и огородом. Раньше я и хлеб сам выпекал, но теперь я мало хлеба ем и поэтому больше не пеку. Три десятилетия в скиту отец Гавриил провел в молитве и изучении трудов святых отцов древней Церкви в оригинале. Несколько лет назад, окончательно убедившись в том, что его родная, Католическая, церковь от святоотеческих и даже апостольских традиций отдалилась, отец Гавриил Бунге принял православие. И теперь с каждым годом паломников к нему приходит все больше – как к человеку огромного духовного опыта, автору толкований святых отцов, монаху-подвижнику и мудрому старцу. Эти домики кажутся довольно большими, но внутри они совсем маленькие - здесь стены очень толстые, из камня. Горный скит – всего четыре домика и церковь. Для уроженца Кельна, Габриэля Бунге, раз и навсегда установленный порядок жизни – это закон. Утром – келейная молитва, чтение книг и писательские труды, днем – обед: единственная горячая еда за весь день, вечером – работа: и физическая, и духовная. Старец принимает паломников - исповедует и на немецком, и на французском, и на итальянском, и на английском. В этой комнате я принимаю людей, они приходят на исповедь или для "духовная беседа" (по-русски). Люди здесь открывают всю свою жизнь – как книгу, и нужно много времени, чтобы вникнуть и осознать, какие духовные проблемы у человека и объяснить ему что-то. Все, кто хоть раз побывал в этом скиту, ощущают здесь ни с чем не сравнимую безмятежность и покой: сюда не долетает ни единого постороннего звука. Абсолютная тишина. Спокойно, мирно. Тут, конечно, и природа играет свою роль – горы, Швейцария, тишина. Людей очень мало. Ночью очень тяжело было привыкнуть к тишине, к абсолютной тишине. То есть, здесь в Милане, это не Москва или какой ещё крупный город, но и в Милане ночью, когда спишь, шумы, а там тишина. Абсолютная. Там настолько спокойно, что... Я когда первый раз лег, лежал и слушал себя. Этого и искал отец Гавриил в Швейцарских Альпах – полного уединения: чтобы ничто не отвлекало от молитвы. В монастыре шум никогда не прекращается – это похоже на механизм, который постоянно работает. Мой друг, монах одного большого монастыря в России, говорит: у меня работа 24 часа в сутки, как я могу сохранять молитвенный дух, когда моя жизнь – сплошная работа? Он хотел стать монахом с самых юных лет. Старец любит вспоминать, как студентом Боннского университета он приехал на два месяца в Грецию, где познакомился с православными верующими. Тогда, в 21 год, он впервые всерьез задумался о том, какая церковь полнее сохранила традицию Я сказал тогда грекам: "Мне очень нравится у вас в Церкви, но жаль, что вы в расколе с нами". И тогда Янис Галанис, который потом стал известным богословом, сказал: "Ты не прав, это вы в расколе с нами!" Представьте, какой это был шок для меня! С этого для меня и начался поиск Истины. В 22 года Габриель Бунге ушел из мира и долгих 18 лет провел в бенедектинском монастыре Шеветонь в Бельгии. Но ему показалось мало быть только монахом – он стремился к подвигу отшельничества. И в 1980-м году, по благословению духовенства, он поселился здесь, на высоте 800 метров. В то время это был заброшенный участок земли, на котором стояло несколько полуразрушенных построек для скота. Он рассказывал, что первую зиму, когда он жил там в Швейцарии, в горах, в его домике, где он жил, не было изоляции. Ему было холодно, голодал. Были, конечно, друзья, которые ему помогли. Но там была очень суровая погода, холодно, снег и т.д. Брата Габриэля вдохновлял подвиг первых отшельников, отцов древней церкви. Моя идея была вернуться к образу жизни первых монахов во всем – в том, как молиться, как пребывать в своей келье. Это очень сконцентрированный образ жизни. Ты монах и днем, и ночью, круглые сутки, и ты сосредоточен на сущности этой жизни. Первые несколько лет он провел в совершенном одиночестве. Читал и переводил святых отцов и стремился только к одному - к постоянному общению с Богом. Невозможно по-настоящему рассказать о монашеской внутренней жизни. Монах и не должен об этом говорить. Это все равно что держать дверь бани открытой: очень скоро станет холодно. Баня должна быть закрыта. Однажды скит начал посещать молодой человек, который вскоре принял монашество и остался здесь навсегда. Его звали отец Рафаил. Для него как для единственного ученика отец Габриэль и составил те практические руководства для духовной жизни, которые позже станут книгами и выйдут в свет на многих языках. Отец Гавриил сказал, что в монастыре можно бывать в службах, все молятся, даже если ты не молишься, служба всё равно происходит. Если ты отшельник, если ты сам не молишься, ничего не происходит. И это действительно так. И очень быстро тогда ты падаешь в уныние. Это не случайно, что первая книга, одна из первых книг, которые Отец Гавриил написал, это именно об этом, по трудам Евагрия Понтийского. Потому что это была для него не теоретическая проблема. Это действительно для каждого отшельника, я думаю, жизненный, такой момент. И все остальные книги, которые он потом написал, это именно проблемы духовой жизни, с которыми он сам боролся. О гневе. Я думаю потому что действительно эти духовные проблемы всех христиан. Отшельник, он это чувствует в одиночестве, может быть, сильнее. Вдвоем монахи жили в скиту целых 18 лет, абсолютно автономно: сами рубили деревья и кололи дрова, сами мололи муку и выпекали хлеб, сами выращивали виноград и овощи. Долгая болезнь и кончина единственного собрата стала для отца Габриэля тяжелым испытанием. Это было очень трудно. Отец Рафаил шесть лет тяжело болел, и сколько раз мне приходилось бежать в больницу, вызывать врачей… Я и не представлял, что монашеский образ жизни подразумевает и это тоже. С тех пор он живет один. Помощники надолго не задерживаются: кто-то приезжает на несколько часов, кто-то - на несколько дней. Юрий Софоклов, юрист из Германии, специально взял отпуск, чтобы провести две недели в скиту у старца Гавриила. Человек этот, действительно, стоит на основах православия, стоит на фундаменте святых отцов. Причём, самых древних святых отцов, которых он изучал в оригинале. Он знает эти языки, он знает греческий, он знает латынь, конечно. Но, мало того, он знает, я даже не смогу всё перечислить, арабский, курдский, сирийский. И все эти творенья святых отцов, он изучал их. И ими он щедро со мной делился. И за это я, конечно, безмерно благодарен. Потому что ничто не заменит живого общения с таким человеком. Я так думаю, что простота жизни – это то, зачем сюда люди и едут. То есть, именно для того, чтобы отрешиться от мирских своих проблем, именно для того, чтобы, может быть, не столько времени тратить на раздумья о еде, о том, что сегодня будет на столе, о всяких своих других делах, а вот именно для тог, чтобы вот эти дни, похожие один на другой, чтобы они как раз и дали возможность вот именно жить. То есть, не думать, а жить этой вечностью, которая собственно такая она и есть - размеренная, спокойная как прямая линия. И вот по ней ты в этой вечности ты идёшь. Здесь нет ни Интернета, ни телевидения, ни радио. Телефон с автоответчиком стоит в трапезной, и отец Гавриил изредка его прослушивает. За почтой в ближайшую деревню просит сходить помощника. Во время постов двери скита и вовсе закрыты для всех. Даже газет у меня здесь нет. Долгое время я выписывал еженедельные издания, но я был так расстроен систематической дезинформацией, это так утомительно! И теперь я читаю только книги. Живя в изоляции, вдали от новостей, отшельник все надеялся на воссоединение церквей – Православной и Католической. Но несколько лет назад понял, что ему этого не дождаться. И решил сам сделать шаг навстречу. Если сегодня Иоанн Златоуст оказался бы на Литургии своего имени, он не был бы сильно шокирован, потому что изменения произошли незначительные. Но думаю, что если бы Григорий Великий попал бы на мессу, носящую его имя, он бы ничего совершенно не узнал, потому что в ней ничего не осталось от того чинопоследования, которое он установил. Очень скоро я вынужден был признаться самому себе, что воссоединение Католической и Православной церкви невозможно. Это две разных системы - как Майкрософт и Эппл – которые очень трудно совместить. И я подумал: то, что невозможно для Церкви, возможно для человека. Я сделал этот шаг лично для себя, я стал православным. Но я не поменял веру, а просто вернулся в древнюю Церковь, которая всегда была моей матерью. Чин присоединения отца Габриэля к православию совершил митрополит Иларион Алфеев. Владыка Иларион как бы не сразу согласился на это, поскольку для нас это было достаточно неожиданно, всё-таки Отец Гавриил не мальчик, и всю свою жизнь сознательную, и священническую и монашескую, он провёл в лоне Католической церкви. И его все знают как известного духовника, известного богослова. Поэтому, конечно, это было такое событие достаточно громкое как бы в межхристианском мире. И для православных, и для католиков. Владыка Иларион несколько раз вопрошал отца Гавриила, действительно ли это его какое-то осознанное решение. И не провоцировано ли оно просто какими-то эмоциями. Или чьими-то поступками. 27 августа 2010-го года монах-бенедиктинец Габриэль был наречен иеромонахом Гавриилом, еще через год он принял великую схиму. В Православной церкви отец Гавриил чувствует себя так, как будто вернулся домой. Время от времени он бывает в Москве, встречается со своими новыми братьями во Христе и служит вместе с ними у престола. Сейчас единственная причина, которая может заставить меня покинуть мой скит, – это поездка в Россию. Для меня это важно - сохранять живой контакт с моей Церковью и с русским монашеством. Отец Гавриил предполагал, что после его перехода в православие он останется совсем один в своем скиту, и его духовные чада-католики от него отвернутся. Но этого не произошло. Они продолжают приходить, а некоторые, вслед за пастырем, даже сменили конфессию. Я был католиком, но, к сожалению, все больше замечал, что наша церковь удалилась от основ. Меня это разочаровало, и я даже хотел стать мусульманином, ходил в мечеть, но имам сказал, что я не готов, и не принял меня. Потом я узнал про монаха-отшельника, чудом его разыскал, не зная ни адреса, ничего. Так больше двадцати лет назад отец Габриэль стал моим духовником. Вскоре после этого у меня обнаружили рак кожи, меланому, я был очень испуган. Жена была беременна вторым ребенком, и мы уже приняли, было, решение, что ребенок не должен родиться в такой неподходящий момент. Но отец Гавриил очень помог мне тогда преодолеть страх смерти и вселил в нас мужество и решимость сохранить этого ребенка. Родился мальчик, теперь он уже взрослый, а сам я полностью исцелился. Когда мой духовник стал православным, я тоже решил перейти в православие. Паломников и духовных чад у старца Гавриила теперь, наоборот, стало гораздо больше. Православные быстро протоптали дорожку в горный скит, и иногда их приезжает даже слишком много. Я не ожидал такого наплыва людей. Этот скит даже трудно найти, случайно попасть сюда невозможно, но кого Бог посылает – тот находит. И теперь, в свои 75 лет, я работаю гораздо больше, чем 10-15 лет назад. Но на все воля Божия! Однажды ко мне приехали двести украинцев! Сто человек с утра и сто - вечером. Для них это был прекрасный опыт, а для меня это было ужасно, я тогда очень сильно заболел. Верующие, которые живут в благополучных европейских странах – Швейцарии и Италии – говорят, что здесь особенно не хватает таких людей, как отец Гавриил. Людей, которые напоминают об истинных ценностях, - и не столько словами, сколько своей жизнью. Швейцария, вообще, такая страна, духовная пустыня, здесь мало духовности. Страна благополучная, и, соответственно, все цели и устроения человеческое, оно, такое, очень материальное. А душа-то должна питаться. Душу невозможно напитать ни магазинами, ни тряпками, ни деньгами. Душа питается особой пищей, духовной. И её здесь очень-очень мало. И Отец Гавриил вот это та духовная пища, которая… Почему мы наверное все стремимся туда. Потому что душа голодает наша. И попав к нему, она питается. Европа живет совершенно другой жизнью - комфорта, - и этот подвиг отца Гавриила сияет над всей этой жизнью, которая привязана к земле, к удобствам жизни... Он всегда искал аскезы и жил, действительно, как ангел во плоти; и это очень ценно. А мне кажется, это не удивительно, это нормально, то есть, это закономерно. Потому что чем больше мир будет жить вот так, как он сейчас живёт и бежать к тому, к чему он сейчас бежит, тем больше будет становиться таких вот, если можно так сказать, Отцов Гавриилов, потому что чем больше таких вот старцев, которые живут в уединении, живут в горах, которые молятся. То же, что я слышал от других людей, то что эти старцы, они молятся за весь мир, за всю землю. И вот чем больше мир будет бежать, за чем он сейчас бежит, тем больше людей будут вынуждены или скажем так, будет так нужно, чтобы они молились вот так в уединении. Церкви в Европе пустуют и закрываются. А православный приход города Лугано недавно, наоборот, открыл новый храм – в бывшей немецкой кирхе. Одна прихожанка наша увидела объявление в газете, что продаётся евангелисткая церковь. Мы сразу поехали посмотреть, она была закрыта, мы вокруг неё походили. Наша! Позвонили батюшке Гавриилу: батюшка, вот, есть такое предложение – продаётся церковь. Благословите! Он благословил. И вот по этому благословению наш настоятель, отец Святослав, и мы все объединились в ассоциацию, чтобы могли купить этот храм. И за год мы собрали все деньги и её выкупили. Она теперь наша. В декабре 2014-го года схиархимандрит Гавриил Бунге в очередной раз надолго – на несколько дней – покидал свой горный скит. В Москве он представлял читателям свои книги, которые впервые вышли в свет на русском языке в издательстве Сретенского монастыря. Они посвящены борьбе со страстями и называются "Объядение, лакомство, чревоугодие", "Тоска, печаль, депрессия" и "Гнев, злоба, раздражение". В них отец Гавриил разъясняет труды Евагрия Понтийского - богослова четвертого века, ученика святителя Григория Богослова. Я переводил и комментировал эти труды, чтобы сделать их доступными людям, которые живут сегодня, в современном мире. Ведь нас разделяют 1700 лет и, разумеется, многое непонятно. Эти книги - инструкции по духовной жизни. Их нельзя прочитать как какой-то роман, за один раз, - они построены, как учебник. За больше чем полвека монашества отец Гавриил приобрел полезное умение: даже прерывая уединение и окунаясь в суету большого мира, он, словно, остается внутри своей кельи – где бы он ни находился. Вокруг меня всегда как будто такая невидимая келья, и я ее переношу с собой везде. Так что мне не так важно, где я нахожусь. Но я счастлив, когда я здесь, потому что здесь тишина и ничто не отвлекает от молитвы. Именно здесь, в безмолвии и первозданности Швейцарских Альп, архимандрит Гавриил Бунге смог приблизиться к тому идеалу, к которому стремился с юности и шел всю свою монашескую жизнь – непрерывному и безраздельному общению с Богом. Цель монашеской жизни – сохранять свой ум в постоянной молитве, все древние отцы говорили так. Это не означает, что ты все время повторяешь какую-то формулу - длинную или короткую – нет, но твой ум обретает состояние молитвы. И ты постоянно пребываешь перед лицом Бога, как ангелы и архангелы. Это происходит понемногу, и ты этого вроде не замечаешь. Но внезапно, вдруг осознаешь, что ты никогда, ни на минуту не можешь забыть Бога, твой ум постоянно перед Ним, что бы ты ни делал. И это именно то, чего я искал здесь, в своем горном скиту.

Целью финансовой политики Бунге было установление равновесие бюджета, но достигнуть этого уму так и не удалось.

1881г . – Бунге становится министром финансов. Проводит «податную реформу»: необходимость реформы была обусловлена тяжелым положением, в котором оказалось крестьянство (отсутствие необходимого прироста пахотных земель, всевозможные платежи, отсутствие возможности для технической эволюции с/х хозяйства). Крестьяне были просто вынуждены арендовать землю у дворян. В 1881г . – были понижены выкупные платежи, 1885г. – полная отмена подушной подати – государство при этом потеряла доход в 55 млн.руб в год, что было сбалансировано подъемом пошлин на ввозимый товар и на косвенные налоги. Наиболее целесообразным Бунге считал подоходный налог, но реализовать эту идею ему не удалось.

1882г . - учреждение крестьянского поземельного банка, кот. представлял крестьянам ссуду на приобретение дворянской земли. Эту ссуду было необходимо частично погашать 2 раза в год в случае троекратной просрочки земли у крестьянина просто изымались.

Можно сказать что в результате реформы дворяне денег практически не получили: во-первых, государство вычло из суммы выкупа долги, а во-вторых, остальная часть выкупа была выдана в виде государственных ценных бумаг, а не деньгами (а банки принимали эти ценные бумаги по цене ниже номинала). В связи с ухудшением положения дворянства было предложено создание Дворянского банка, кот выдавал бы деньги на производственные цели дворянам (проект Бунге). 1885г . –Дворянский банк открылся, он выдавал привилегированный кредит дворянству (6,5% а затем и 4% в год) независимо от рода занятий.

Железнодорожное строительство : Бунге делает ставку на строительство ж.д. за счет преимущественно казны. Частных компаний способных эффективно работать оказалось всего 5. Остальные ж.д. стали выкупаться в казну. Такой подход Бунге обосновал необходимостью поддержания отечественной промышленности. 1884г. – Екатерининская ж.д. (сейчас Донетская), соединяла Кривой Рог и Донбасс. Это позволило создать здесь новую металлургическую базу (19000г. – 25 заводов).

1887г. – министров финансов стал Вышнеградский. Вся его финансовая политика была подчинена одной задаче: обеспечение кредитных билетов золотом и серебром. Основными источниками стали – внешние займы (обусловленный низким процентом) и активный платежный баланс. Главными экспортными товарами стали – хлеб и сахар. Было выгодно то, что 1887-1889гг. в Европе были очень неурожайными, но на удивление урожайными в России. Кроме того, был установлен ряд сборов с крестьян (кот собирались осенью). 1891-1892 гг. – неурожаи и голод в России, кот практически свел на нет все усилия Вышнеградского, так как пришлось закупать хлеб за границей. 1888г. – госбюджет впервые стал бездефицитным, чего не было уже достаточно давно. Вышнеградский укрепил бюджет, как с помощью косвенных налогов, так и с помощью пошлин. 1891г. – таможенный тариф, кот носил строго протекционистский характер.

Экономист, профессор, родоначальник «киевской школы экономистов», общественно-политический деятель, министр финансов Российской империи (1882-1887 гг.).

Родился в Киеве в лютеранской дворянской семье немецкого происхождения. Отец Христиан-Георг Бунге (1776-1857) выходец из Восточной Пруссии, один из первых известных педиатров Киева. Мать, Екатерина Николаевна (урожденная Гебнер, вдова полковника Изюмова) тоже происходила из немецкой семьи. Николай - единственный сын Христиана-Георга во втором браке. От первого брака у него остались две дочери и сын.

В 1841 г. окончил Первую Киевскую гимназию с золотой медалью и поступил в Киевский университет святого Владимира на юридический факультет. В 1845 г. окончил университет со степенью кандидата законоведения и в 1845-1850 гг. читал курс о законах казенного управления в лицее князя Безбородко в Нежине. В 1847 г. Бунге защитил магистерскую диссертацию «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого».

В 1850 г. переведен в Киевский университет на должность исполняющего обязанности адъюнкта по кафедре политической экономии и статистики. С этого года на протяжении последующих тридцати лет он преподавал в университете политическую экономию, статистику и полицейское (административное) право. В 1852 г. после защиты докторской диссертации на тему «Теория кредита» Бунге получил звание профессора. С 1859 по 1862 гг., с 1871 по 1875 и с 1878 по 1880 гг. занимал пост ректора Киевского университета. С 1859 г. член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук.

После поражения России в Крымской войне в стране начинается подъем либерального движения за реформы, и Бунге активно включается в общественно-политическую деятельность: за 1850-1870 гг. его публицистические статьи неоднократно выходили в различных периодических изданиях. По идейным воззрениям был близок западникам, сочувствовал теориям Т.Н. Грановского и В.Г. Белинского и был противником крепостного права. Его экономические идеи основывались на концепции А. Смита о главенстве частной собственности и невмешательстве государства в экономическую жизнь. Был убежденным противником идей К Маркса. Для Бунге идеальной формой государственного устройства России была абсолютная монархия, так как, с его точки зрения, она соответствовала историко-географическим условиям страны и особенностям национального самосознания.

В 1859-1860 гг. Бунге был членом Редакционных комиссий, учрежденных для подготовки закона об отмене крепостного права, поскольку в своих работах 1858-1859 гг. он рассматривал способы освобождения крестьян с землей за выкуп и доказывал неизбежные последующие экономические преобразования в стране. В 1861-1862 гг. участвовал в комиссии министерства народного просвещения и внес вклад в разработку либерального университетского устава, утвержденного в 1863 г.

В 1863 г. его пригласили преподавать экономику наследнику престола великому князю Николаю Александровичу (1846-1865) и его младшему брату Александру Александровичу (будущему императору Александру III). Знакомство и императорской семьей впоследствии оказало сильное влияние на стремительную государственную карьеру Бунге.

Также с 1862 г. он занимал должность управляющего Киевской конторой Государственного банка, что позволило ему получить практический опыт финансовых операций.

По инициативе Бунге в 1868 г. были основаны Киевское городское общество взаимного кредита (некоторое время он являлся его управляющим) и первый в России провинциальный акционерный банк (Киевский частный коммерческий), а в 1871 г. — Киевский промышленный банк. При его поддержке в 1869 г. в городе также возникло Биржевое общество, а позже он возглавлял финансовую комиссию городской Думы.

После отставки в 1880 г. с поста ректора Киевского университета Бунге был приглашен на службу в министерство финансов заместителем министра финансов С.А. Грейга, а затем преемника последнего А.А. Абаза. В условиях финансово-экономического кризиса разразившегося в стране после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Бунге занимался разработкой мер антикризисного урегулирования. Уже в ноябре 1880 г. министерство финансов добилось отмены соляного налога, вынесло на обсуждение в Государственный совет вопрос о понижении выкупных платежей, сложении накопившихся недоимок и переводе бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп, приступило к упорядочению денежного обращения, выкупу железных дорог в казну и пересмотру таможенных пошлин.

Вскоре после восшествия на престол Александра III, в 1882 г. Бунге стал министром финансов. На этом посту им были понижены выкупные платежи, в 1882-1886 гг. отменена подушная подать; состоялось утверждение первых актов фабричного законодательства, реформирована система налогообложения и повышены таможенные пошлины на ввозимые товары. При нем начата подготовка денежной реформы - Бунге планировал переход от бумажного рубля к золотому, выступал за выкуп нерентабельных частных железных дорог в казну и государственное железнодорожное строительство, облегчение крестьянам выхода из общины, пересмотр паспортного устава, сковывавшего мобильность сельского населения, и организацию колонизаторского движения на окраины с целью ликвидации последствий крестьянского малоземелья в центральной части России (т.е. все меры, осуществленные впоследствии в рамках аграрной реформы П.А. Столыпина). Однако из-за резкой критики его начинаний справа (особенно со стороны «Московских ведомостей» М.Н. Каткова) в 1887 г. Бунге вынужден был освободить кресло министра финансов, заняв должность председателя Комитета министров и войдя в состав Государственного совета.

В 1887-1889 гг. Бунге преподавал политическую экономию, статистику и финансы великому князю Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II). В 1892 г. император назначил его вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги, который возглавил наследник престола. После кончины Александра III в октябре 1894 г. Бунге вошел в ближайшее окружение нового царя. Однако ему не суждено было оказать глубокого влияния на социально-экономическую политику своего царственного воспитанника: Бунге скоропостижно скончался 3 июня 1895 г. в Царском Селе. Его похоронили в Киеве рядом с могилой матери, с которой он прожил всю жизнь, так и не обзаведясь собственной семьей.

В бумагах Бунге после его смерти было обнаружено своеобразное политическое завещание (так называемые «Загробные заметки»), адресованное Николаю II. В конце XIX - начале ХХ вв. по распоряжению императора с ним ознакомилось большое число высших чиновников, и оно оказало определенное влияние на социально-экономическую политику.

Сочинения:

Теория кредита. Киев, 1852.

Курс статистики. Киев, 1865; 2-е изд., 1876.

Основания политической экономии. Киев, 1870.

Товарные склады и варранты. Киев, 1871.

Полицейское право. Киев, 1873-1877.

Государство и народное образование начальное и профессиональное, то есть ученое, реальное и художественное, в Германии, Англии и Франции: Очерки исслед. Лоренца Штейна: Извлеч. из соч.: Das Elementar und Berufsbildungswesen von L. Stein / Сост. проф. Н.Х. Бунге. Киев, 1877.

О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.

О восстановлении постоянной денежной единицы в России. Киев, 1878.

Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890.

Очерки политико-экономической литературы. СПб, 1895.

Загробные заметки // Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX — начале XX вв. СПб., 2007.

Николай Христианович Бунге (нем. Nikolai Karl Paul von Bunge; 11 ноября (23 ноября по новому стилю) 1823, Киев - 3 июня (15 июня по новому стилю) 1895, Царское Село) - российский государственный деятель XIX века, учёный-экономист, академик, министр финансов Российской империи (6 мая 1881 - 31 декабря 1886).
Окончил Первую киевскую гимназию и юридический факультет Киевского университета (1845). Магистр государственного права (1847, тема диссертации: «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого»). Доктор политических наук (1850, тема диссертации: «Теория кредита»).

Научные взгяды и политические достижения

Был сторонником умеренного либерализма, частной собственности и свободы предпринимательства (признавая при этом необходимость ограниченного государственного вмешательства в экономику), критиком социалистических и коммунистических учений. Прекрасный знаток западных экономических концепций.
Полагал социализм «злом, от которого гибнут нравственность, долг, свобода, личность». Причину популярности социалистических идей видел в том, что их автор «обращается к хищническим инстинктам обездоленного человечества».
В экономических взглядах был сторонником Адама Смита, затем увлекся немецкой экономической школой. В политике придерживался воззрений, сходных с позицией Джона Стюарта Милля.

Одним из первых его мероприятий на посту министра финансов явилось понижение выкупных платежей, которое он считал необходимым для улучшения благосостояния крестьян - тем более, что с них взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. Общая сумма понижения составила до 12 миллионов рублей в год.
Кроме того, при нём были отменены подушная подать и соляной акциз. Для компенсации выпадающих доходов были повышены налоги - на спирт, сахар, табак, а также гербовый сбор и ряд других; увеличены таможенные пошлины на ввозимые товары. Старался снизить расходы, однако сбалансировать бюджет ему не удалось. Был сторонником введения подоходного налога.
Учредил институт податных инспекторов. Будучи в теории приверженцем экономического либерализма, был вынужден на практике проводить протекционистскую политику в условиях кризиса, вызванного последствиями резкого роста военных расходов в период русско-турецкой войны 1877-1878.
При Бунге в России началась подготовка денежной реформы: с осени 1884 года в Государственном банке приступили к накоплению золота из поступлений в уплату таможенных пошлин и за счет внешних займов.

Считал, что многие проблемы российского крестьянства связаны с недостаточным размером их земельных наделов и невозможностью получить долгосрочный кредит для покупки новых земель. Для решения этого вопроса при нём был создан Крестьянский поземельный банк. Был противником искусственной консервации сельской общины, предлагал отменить круговую поруку в деревне (Государственный совет не согласился с этой инициативой). Также в его бытность министром финансов был открыт Дворянский земельный банк, причём Бунге считал, что он должен был выдавать ссуды лишь тем дворянам-землевладельцам, которые сами ведут хозяйство на своей земле (однако Государственный совет снял это ограничение).

При нём велась работа по изданию фабричного (трудового) законодательства. В 1884 году вступил в силу закон, запрещающий труд малолетних на фабриках и регламентирующий продолжительность труда детей и подростков от 12 до 15 лет, которая была ограничена восемью часами (это привело к существенному сокращению числа малолетних рабочих). В 1885 году были запрещены ночные работы для подростков в возрасте до 17 лет и женщин на текстильных фабриках. В 1886 году были изданы «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности», в которых ограничивался произвол работодателей в отношении работников (запрещалось расплачиваться с рабочими купонами или в натуральной форме, производить вычеты за долги, регламентировались штрафы и др.), а также усиливались репрессивные меры за участие в стачках и подстрекательство к ним, угрозы в адрес администрации и отказ от работы. За исполнением трудового законодательства следила специально учреждённая в 1882 году фабричная инспекция.

Деятельность Бунге подвергалась резкой критике со стороны правых сил (их рупором была газета «Московские Ведомости»). Его обвиняли в «непонимании условий русской жизни, доктринёрстве, увлечении тлетворными западноевропейскими теориями». Эти обвинения способствовали его отставке с поста министра финансов и назначению на почётный, но лишённый реального влияния пост председателя Комитета министров.

Незадолго до смерти написал политическое завещание, адресовав его императору (оно получило название «Загробные заметки»). В этом документе, подготовленном с умеренно-реформаторских позиций, говорилось о перспективах экономических преобразований в стране, государственном управлении, народном образовании, налогообложении, крестьянском и рабочем законодательстве, национальном вопросе. Был противником крайностей великодержавной политики российской монархии. Отверг аргументы сторонников общины, утверждающих, что она спасает крестьянство от обезземеливания и кулацкой эксплуатации. «Хотя для каждого мыслящего человека должно быть ясным , - писал он, - что и при общинном владении возможно также кулачество , спаивание мира , обирание бедных богатыми и , наоборот , разорение достаточного населения мироедами и гнет мира; хотя обезземеление не есть последствие частной собственности , а , как все признают , - возрастания населения ». Критиковал правительство за недостаток внимания к переселенческому вопросу. Позднее некоторые идеи Бунге были реализованы в ходе реформ П. А. Столыпина.

Научные труды

  • Теория кредита. Киев, 1852.
  • Курс статистики. Киев, 1865; 2-е изд., 1876.
  • Основания политической экономии. Киев, 1870.
  • Товарные склады и варранты. Киев, 1871.
  • Полицейское право. Киев, 1873-1877.
  • О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.
  • О восстановлении постоянной денежной единицы в России. Киев, 1878.
  • Государственное счетоводство и финансовая отчетность в Англии. СПб., 1890.
  • Очерки политико-экономической литературы. СПб, 1895.
  • Загробные заметки // Река времен (Книга истории и культуры). М., 1995. Кн. 1.
  • Загробные заметки // Судьбы России. Проблемы экономического развития страны в XIX - начале XX вв. Спас - Лики России, СПб., 2007.