Отношение к инвалидам – признак толерантности общества. Проблемы социализации детей-инвалидов и толерантного к ним отношения

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам

Тип работы: Реферат Предмет: Педагогика

Выдержка из работы

УДК 37.013 ББК 60.5

Коростелева Наталья Александровна соискатель кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Korostelyeva Natalya Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of General and professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам Social Model of Disability As a Basis of Tolerant Attitude Forming To

Physically Handicapped People

В статье обосновывается необходимость наличия у современного общества толерантного отношения к людям с физическими недостатками. Рассмотрены различные подходы к содержанию медицинской и социальной моделей инвалидности в мировом сообществе. Автором приводятся данные о практической реализации идей социальной модели инвалидности в системе образования. Акцентируется внимание на ряде психолого-педагогических проблем, сопровождающих реализацию прав инвалидов на высшее образование.

The article proves the need of a modern society for a tolerant attitude towards physically handicapped people. The different approaches to the content of medical and social models of disability in the world community are considered. The author shows the practical realization of the ideas of disability’s social model in the system of education.

Ключевые слова: толерантность, медицинская модель инвалидности, социальная модель инвалидности, инвалидность.

Key words: tolerance, medical model of disability, social model of disability, disability.

На сегодняшний день повышенный интерес к толерантности обусловлен потребностями новой социальной практики в мировом сообществе, которая как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцирует различные по своему характеру проявления интолерантности. Учеными изучались разные аспекты феномена толерантности. Ряд работ посвящен психологопедагогическим вопросам толерантности (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, Н.

А. Асташова, С. Л. Братченко, О. А. Грива, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, Т. С. Таюрская, В. Тишков и др.). Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет единого, универсального, признанного всеми, определения толерантности, четких классификаций видов и уровней толерантности, а также их критериев, однозначного понимания механизмов формирования толерантных установок в сознании.

Толерантность — уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово «терпимость» ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения .

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

М.И. Иникеев рассматривает толерантность с одной стороны как способность переносить трудности, пониженную чувствительность к неблагоприятным воздействиям, повышенный порог эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, способность переносить неблагоприятные условия без снижения эффективности деятельности, с другой стороны как терпимость к позиции оппонента. В работах А. Б. Орлова и А. З. Шапиро отмечается, что толерантность- это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений .

Д. А. Леонтьевым толерантность понимается как позиция принятия иных ценностей, взглядов, обычаев, равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия сними . Это определение описывает толерантность и как свойство личности, и как феномен общественного сознания. Г. У. Солдатова трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Расширяя границы данного концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г. У. Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей .

Из вышеперечисленных сфер, нас заинтересовала физиологическая толерантность. Физиологическая толерантность — отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т. д. В пер-

вую очередь это связано с тем, что термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Во многом это обусловлено тем, что инвалид ограничен в связях с окружающим миром и мобильности в силу субъективных факторов (состояние его физического и психического здоровья) и сложившимся общественным сознанием. Во- вторых, по оценкам ООН (2010), количество инвалидов от года к году неуклонно растет, в том числе увеличивается контингент детей — инвалидов.

В исследованиях Л. М. Шипицыной (2002) подтверждается тот факт, что инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях. Результаты многолетних исследований показывают, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризовалось как откровенно неблагоприятное: им часто приписывались такие черты, как зависть, недоверие к здоровым, недостаток инициативности, повышенное чувство жалости к самому себе. При социальном взаимодействии с инвалидами здоровые стремятся поскорее его прекратить, используют меньший, чем обычно словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое, им кажется должно нравиться инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех возрастных группах . Невежество, предрассудки, равнодушие и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей с ограниченными возможностями и задерживали их развитие. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с инвалидами. Окружающие, недостаточно зная, о них, думают, что люди-инвалиды могут быть агрессивными, а ведь именно агрессия провоцирует инвалида на ответную реакцию. Интеграция людей с проблемами в развитии в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих о жизни, особенностях, проблемах инвалидов .

Среди основных причин неприятием общества нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Л. С. Выготский подчеркивал, что любой дефект имеет социальную природу. Тяжесть самого дефекта заключается не в нем самом, а в тех социальных последствиях, которые он за собой влечет.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду — это значит, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым — значит иметь возможность жить как все- это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь. Инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью .

Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид — это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет его физических или умственных возможностей" .

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности:

1) медицинская модель инвалидности (традиционный подход) —

2) социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидности (традиционный подход, до сих пор представленный в общественном сознании) определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями» и т. д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Справедливости ради нужно заметить, что при таком подходе инвалидам оказывается комплексная помощь (медико-социально-педагогический патронаж). Однако такая модель вольно или невольно ослабляет позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от нормального общества, усугубляет его неравный социальный статус . Медицинская модель инвалидности, официально принятая до недавнего времени в России и странах СНГ находит свое выражение в том, что специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества.

Таким образом, акцент в медицинском подходе к инвалидности делается на зависимость, а сам подход — на стереотипы, по которым инвалид вызывает жалость и желание опекать. Все усилия изменить ситуацию концентрируются на медицинских способах и лечении .

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности — это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим недугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданных обществом. Это значительный сдвиг. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья . Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе — «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и боль-ные". Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS — Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно: «Инвалидность — это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества». Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества . Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен Ди Джонг (Gerben DeJong), а также другими учеными. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом). Причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую . При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие .

В отличие от медицинской модели, медицинские знания здесь рассматриваются не как эксклюзивные, имеющие исторический, культурный, социальный Вестник ЧГПУ 82 012 88

контекст и формирующиеся вовлеченными в ситуацию людьми. Как отмечает Е. Ярская-Смирнова, «состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации». Исходя из этого, важным является не только объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, и сам определяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность .

Гуманизация высшей школы выразилась и в непосредственном изменении отношения к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями. Признание уникальности и самоценности личности привело к необходимости разработки новых педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, поиска педагогических путей развития личности с ограниченными физическими возможностями. Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам, но это обстоятельство не мешает успешной реализации на практике социальной модели инвалидности .

Таким образом, медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход от медицинской модели инвалидности к социальной обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т. п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Политико-правовая модель инвалидности ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов как социально уязвимой группы. И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Таким образом, на наш взгляд, важным шагом и предпосылкой на пути толерантности общества по отношению к инвалидам является принятие социальной модели инвалидности во всем мировом сообществе, которая направлена на создание безбарьерной среды в общении, обучении и профессиональной подготовке инвалидов. В целом представители нового поколения, могут и должны относиться к проблемам людей с ограниченными возможностями по-другому, должны отказаться от собственных стереотипов по отношению к инвалидам. Социальная модель инвалидности, на наш взгляд, может в полной мере способствовать формированию толерантного отношения общества к инвалидам.

Библиографический список

1. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер // АвтоВестник ЧГПУ82 012 90

реферат дисс. .доктора псих.наук. — Спб., 2007.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В6т. /Гл.ред. А. В. Запорожец.-М.:Педагогика, 1983.-Т.5.Основы дефектологии. — 367с [ 15, www.сайт ].

3. Высшее образование: проблема доступностив регионе /Под общ. Ред.

В.Н.Козлова, Е.А.Мартыновой- Челяб.гос.ун-т. Челябинск, 2000. С.14−15.

4. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. -Электрон, журн,-РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www. rodnikzhi7ni.ru

5. Добровольская Т. А. , Шабалина Н. Б. , Демидов Н. А. Социальные проблемы инвалидности //Социол.исслед. 1988.№ 4.С.79−83.

6. Зак Г. Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы.// специальное образование. 2008. № 10. С.22−24.

7. Кавун Л. В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов: результаты факторного анализа.- Вестник ТГПУ. 2010. выпуск

12(102)С. 160−166.

8. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия толерантность // Вопр. пси-хол. 2009. № 5. С. 3−16.

9. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования. // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 143

10. Мартынова Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. — Челяб. Гос. ун-т. Челябинск, 2002.

11. Мартынова Е. А. , Романенкова Д. Ф. Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения.//Вопросы образования № 2. 2006.- С.112−122.

12. Романов П. В. , Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. — Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. — 260 с.

13. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души //Век толерантности. № 6. и^: http://www.tolerance.ru

14. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив. // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. / Под редакцией Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. с. 4.

15. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Пер. с англ.// Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115−126.

16. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. — М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. С.46−48.

17. Ярская-СмирноваЕ.Р., П. В. Романов. Доступность высшего образования для инвалидов. // Университетское управление. 2005. № 1(34). — С. 89−99.

1. Bardier, G.L. Social Psychology of Tolerance / G.L.Bardier // Synopsis of Diss. … Doctor of Psychology. — St. Petersburg, 2007.

2. Declaration on the Rights of Persons with Disabilities. UNO, on December 9th, 1975 // Electronic Journal, Spring Life. — Access Mode.: www. rodnikzhizni .ru

3. Dobrovolskaya, T.A., Shabalina, N.B., Demidov, N.A. Social Problems of Disability // Social Research. -1988. — № 4. — P.79−83.

4. Hall, J., T. Tinklin, T. Disabled Students and Higher Education / Trans. from Eng. / / Journal of Social Policy Studies. — V.2. — Number 1. — 2004. — P.115−126.

5. Higher Education: The Problem of Accessibility in the Regions / Ed. by V.N.Kozlova, E.A.Martynova. — Chelyabinsk: Chelyab. St. Un-ty, 2000. — P.14−15.

6. Kavun, L.V. Tolerance in the Structure of Higher School Students" Personality Traits: Results of Factor Analysis. — Herald of TSPU. — 2010. — V. 12 (102) — P. 160−166.

7. Kholostova, E., Dementieva, N. Social Rehabilitation. — M.: «Dashkov K» Publishing House, 2002. — P.46−48.

8. Leontiev, D.A. To Operationalization of the Tolerance Concept // Issues of Psychology. — 2009. — № 5. — P. 3−16.

9. Martynova, E. A The Social and Pedagogical Basis for Development and Functioning of Higher Education Accessibility For Physically Handicapped People. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2002.

10. Martynova, E. A, Romanenkova, D.F. Model of Education Center for Disabled People in Chelyabinsk State University on the Basis of Integrated Learning System // Problems of Education. — № 2. — 2006. — P.112−122.

11. Matskovsky, M.S. Tolerance As the Object of Sociological Study // Intercultural Dialogue: Research and Practice // Ed. by G.U.Soldatova, T.Yu. Prokofeva, T.A.Lyutaya. — Moscow: Media Center of Moscow State University, 2004. — P. 143.

12. Romanov, P.V., Yarskaya-Smirnova, E.R. Disability Policy: Social Citizenship of Disabled People in Modern Russia. — Saratov: Publishing House «Science Book», 2006. — 260 p.

13. Soldatova, G.U. Practical Psychology of Tolerance, Or How To Make the Strings Sound the Best of the Human Soul // The Age of Tolerance. — № 6. — Access Mode: http://www.tolerance.ru

14. Soldatova, G.U. Tolerance: Psychological Stability and Moral Imperative // Workshop on Psychological Diagnostics and Research of Tolerance / Edited by G.U. Soldatova, L.A. Shaygerova. — Moscow: Moscow State University. University, 2003. — P.4.

Нередко в мое копирайтинг-бюро обращаются благотворительные организации и фонды помощи инвалидам. Ниже представлена статья в портфолио копирайтера, заточенная под ключевые слова: "инвалиды", "толерантность" и пр. Другие статьи из портфолио копирайтера можно посмотреть .

Почему важно толерантное отношение к инвалидам

Статистика бесстрастна: за последние 50 лет число людей с ограниченными возможностями увеличилась в 2 раза. Сегодня в России их более 13 000 000 человек. То есть 1 человек из 11 - инвалид. Много это? Мало? Для многих цифры кажутся неправдоподобно большими, ведь, гуляя по улицам города, редко приходится видеть людей с ограниченными возможностями. Но это не значит, что их не существует.

Многие из них предпочитают «не светиться», чтобы не подвергать себя стрессу - условия для жизни людей с ограниченными возможностями в нашем обществе не слишком хороши. Другие коротают дни в спецучреждениях, скудно оснащенных диагностической и лечебной аппаратурой.

Толерантное отношение к инвалидам. Зачем?

Людей с ограниченными возможностями иногда называют «инакоодарёнными», подразумевая, что каждый из нас одарен чем-то с рождения. Если инвалид не может проявить себя, скажем, в спорте, математике, искусстве или ремесле, значит, Бог приготовил ему иной Дар.

Инвалиды - лакмусовая бумажка, они зеркало общества, только зеркало души. Это и есть дар. Подумайте, насколько сегодня мы, наше общество, каждый отдельно взятый человек готов относиться к людям с ограниченными возможностями как к равным? Отдельные люди бросают на них жалостливые взгляды, другие граждане деликатно отворачиваются… Но не такого отношения заслуживают наши инакоодарённые братья и сестры.

Как сделать общество толерантным к инвалидам?

Этот процесс, к сожалению, небыстрый: человек должен созреть нравственно, духовно, душевно. Не обойтись и без поддержки государства, которая выражается не только в дотациях, поставках оборудования в больницы, установке пандусов, переоборудовании тротуаров. Есть не менее важная задача. С помощью распространения информации, создания социальных роликов возможно сформировать должное отношение к этой категории граждан. Люди искусства организовывают концерты, режиссеры создают социальные ролики, ставят спектакли на тему жизни людей-инвалидов, писатели пишут книги… И это дает свои результаты.

Мы тоже внесем свой посильный вклад в формирование толерантного отношения к инвалидам в нашем российском обществе.

"Инвалиды - это те же люди, только самые-самые-самые...". Не желаете получать такие перлы копирайтинга? Хотите заказать качественную статью недорого? Обращайтесь !

«Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан,1998г.

Проблемы специального образования в нашей стране сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Причиной этому является резкое ухудшение здоровья детей по различным причинам, что приводит к инвалидности, отклонениям в психическом и физическом развитии, качественному изменению структуры дефекта, т.е. комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира ведущей тенденцией в развитии образования детей с особыми потребностями является интегрированное (инклюзивное) образование. В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями остается крайне острой. За рубежом данной проблемой занимаются такие деятели, как П. Миттлер, Д. Бланкет, Д. Кугельмас и др. .

В России в области инклюзивного образования детей-инвалидов занимаются: М.Ю. Михайлина, В.Р. Шмидт, И.Б. Кузнецова-Моренко, Е.В. Данилова, В.А. Прудникова.

В Казахстане увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году - свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.

Одним из направлений развития инклюзивного образования в РК является формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций, а также в общеобразовательных школах через предмет «Самопознание» воспитывать у детей чувства сострадания и сопереживания.

Один из наиболее стойких мифов об инклюзивном образовании основывается на том, что присутствие детей-инвалидов негативно влияет на учебные достижения обычных школьников. Как отмечают американские специалисты, это утверждение не подкрепляется никакими фактами.

На пороге нового тысячелетия человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Говоря о людях с ограниченными возможностями, мы затрагиваем ключевые и универсальные темы, касающиеся человека вообще. Люди с ограниченными возможностями «являются своеобразной призмой, сквозь которую мы можем увидеть иную перспективу жизни, любви и смерти» - так говорил об этом один человек, проживший с умственно отсталыми людьми более 10 лет в общинах «Веры и Света» . Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.

Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте. Все люди, так или иначе отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Может быть, поэтому, тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества. Люди с аномальным развитием пробуждают страх и агрессию. Если посмотреть на историю человечества с этой точки зрения, мы увидим, что на протяжении многих столетий философы и ученые Древнего мира и Западной Европы средних веков, в эпохи Ренессанса и Просвещения рассматривали изоляцию и одиночество как удел людей с проблемами в развитии. Встречались редкие исключения - в некоторых исламских странах, христианской России и др., - но они только подчеркивали правило .

В последнее время очень часто в средствах массовой информации можно услышать о толерантности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. И для того, чтобы оставаться людьми, мы должны сами понимать и принимать другого.

На протяжении своей истории общество меняло отношение к людям с ограниченными возможностями. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Данные современной антропологии убедительно показывают, что становление и развитие человеческого общества было бы невозможно без востребованности им тех социальных качеств, которыми обладали инвалиды. По мнению Н.Н. Малофеева, в отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями можно выделить пять периодов. Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.

Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Третий период - от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий инвалидов: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных индивидов к пониманию необходимости обучения всех аномальных людей.

Пятый период - от изоляции к интеграции. Содержанием этого периода является реорганизация взаимодействия структур массового и социального образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в развитии как полноправных граждан того общества, к которому они принадлежат. Как можно заметить, даже в момент своего развития «здоровая» часть индустриального общества, не имея видимого экономического резона в заботе об инвалидах, но, основываясь на глубоких общинных стереотипах поведения, продолжала вести работу по их социальной адаптации .

Решение проблем инвалидов сопряжено не только и не столько с финансовыми трудностями, сколько с необходимостью изменять общественное мнение, имидж инвалидности и инвалидного движения. Чудовищная апатия общества и самих инвалидов по отношению к необходимости менять себя - вот самая главная проблема, из которой вытекают все остальные .

Основные цели существующих программ должно быть направлены на воспитание толерантного отношения к детям-инвалидам и привлечение внимания молодёжи к проблемам детей-инвалидов. Программы должны быть рассчитаны на школьников, так как дети наименее подвержены влиянию стереотипов по отношению к инвалидности. Они, как правило, несут в себе меньше негативной информации. Но с другой стороны, обилие негативной или неадекватной внешней информации способно серьёзнейшим образом повлиять на ребёнка или подростка в худшую сторону. Многие дети и подростки, как ни странно, более склонны к состраданию и стремлению помочь другим нуждающимся, нежели, например, их родители.

Однако в школе, как и в обществе в целом, существует ряд очень серьёзных проблем:

  • · отсутствие достаточной информированности ребят об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • · отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;
  • · отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
  • · дефицит методических разработок в этой области .

Здесь важно продемонстрировать модель социально активной школы и семьи на пути движения к этой цели. Основной задачей современного общества должно быть обращение внимания учащихся на проблемы, связанные с получением образования детьми-инвалидами.

Дети, обучаясь с детьми-инвалидами, получают следующие качества:

  • * информирование об инвалидах и их проблемах;
  • * передачу знаний и навыков необходимых, для общения с инвалидами;
  • * привлечение учащихся школ к участию в мероприятиях и акциях социальной направленности

Любой человек, в том числе и инвалид, живет в обществе. Каждый из нас создает и составляет это общество. Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. Мы все нуждаемся в любви, в достойном отношении к себе, в уважении, понимании, но в большей мере это необходимо людям с ограниченными возможностями. Поэтому поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки.

обучение социальный инклюзивный реабилитационный

Список литературы

  • 1. Плужникова, В.Н. Инклюзивное образование за рубежом [Текст] / В.Н. Плужникова - Омск: 2008.
  • 2. Шпинина, Ю.А. Инклюзивное образование в России [Текст] / Ю.А. Шпинина - М.: 2008.
  • 3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана.2010г.
  • 4. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан.
  • 5. Программа «Уроки доброты». - Тольятти, 2007.
  • 6. Роджерс К. Что значит становиться человеком?. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ сост. Д.Я.Кайгородский. - Самара, 1996.
  • 7. Свиридов В.В. Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]: дис. канд. социол. наук: 2006.-М.: РГБ, 2006.
  • 8. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18.
Класс: 1 – 4 классы

Цель занятия :

Способствовать формированию толерантного отношения к людям- инвалидам и людям с ограниченными возможностями;

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Оборудование . Цветик-семи цветик, буквы для составления слов, карточки с высказываниями выдающихся людей о человечности и красоте, карточки с качествами толерантного человека, книга В. Катаева «Цветик-семи цветик», карточки с данными о параолимпийских играх, портрет Натальи Януто, карточки с заданиями для работы в группах, стихотворение Сергея Ольгина, азбука Брайля.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».

Ромен Ролан

Я – человек. Каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, позитивные качества характера, доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». (Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.

Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

А кто из вас может объяснить значение этого слова?

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

    терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)

    справедливость

    совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)

    сострадание

    уважение себя, мнений и поступков других людей

    сдержанность (отсутствие агрессии)

    прощение

    принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)

    милосердие (учитывать настроение окружающих)

    уважение прав своих и другого человека

    великодушие

    примирение со сложившимися ситуациями

    отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим

    негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме

    отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

V. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик».

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно, самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание? (Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все).

Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам встречать на своём пути людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

VI. Работа в группах (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке . Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?

Могут ли сами перейти через дорогу?

Могут ли обойти препятствие на дороге?

Могут ли быть изобретателями и учёными?

Могут ли заниматься спортом?


2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

Могут ли работать учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?

Могут ли заниматься спортом?

Могут ли быть учёными?

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?

Могут ли быть изобретателями, учёными?

Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

Могут ли учиться в обычной школе?

Могут ли пользоваться общественным транспортом?

Могут ли беспрепятственно ходить на работу?

Могут ли работать конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?

Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?

Могут ли заниматься спортом и в каким видом?

Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или наше общество?


Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах. Что им для этого нужно? (Ответ : очки, азбука Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Попробуем наглядно представить азбуку Брайля.

Ребята, возьмите лист бумаги. Начертите несколько клеточек. В каждой клеточке сделайте проколы, можно ручкой. Переверните лист бумаги и пальцами нащупайте выпуклые точки. Определенное количество таких точек соответствует какой-либо букве. Таков принцип Азбуки Брайля. По этой азбуке в специальной школе учатся слабо видящие дети, по этой азбуке читают слабовидящие люди. Книги у них очень толстые, т.к. изготовлены из картона. Давайте попытаемся запомнить несколько букв из этой азбуки (практическая работа)

Давайте поможем слабослышащим людям. Что нужно этим людям, чтобы они слышали и понимали нас? (Ответ : слуховой аппарат, азбука жестов).

Азбука жестов – это, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев рук. По азбуке жестов учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем людям на инвалидных колясках. Что нужно этим людям, чтобы они могли жить и работать? (Ответ : электрическая легкая коляска, приспособления для приготовления пищи, уборки квартиры, для пользования ванной, транспорт с подъемником, компьютер, пандусы в жилых домах, магазинах, театрах и т.д., широкие двери в лифтах и жилых помещениях и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели, что люди с ограниченными возможностями - это такие же люди, как и все.

Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

VII. Сообщения учащихся о героизме людей с ограниченными возможностями.

Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО . «Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину», – сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.

НИНА МАЛЕР – психолог из Швейцарии.

Мужество и энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно, потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ ВЕРДИ – девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу «Танцующие колеса».

Я научилась не просто существовать, но и творить свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ . Вы, наверное, знаете о параолимпийских играх – международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992 года – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960 года, а зимние – с 1976 года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» – «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям. Вы можете прочитать, какие виды спорта входят в параолимпийские игры, на карточках, которые лежат на ваших партах:

Летние виды спорта :

тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, голбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта :

лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг.

НАТАЛЬЯ ЯНУТО . Можно позавидовать её стойкости и воле. Она родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту. Она плакала от бессилия, болей, равнодушия окружающих. Но жизненные трудности лишь закалили её характер. Она завоёвывала золотые, серебряные, бронзовые медали в упорной борьбе. И перед чемпионатом Европы она твёрдо решила: не уступлю Днём и ночью она качала бицепсы, доставая гирю из под своей подушки. Наташа соревновалась с титулованными спортсменами, но сумела всем доказать, что если есть желание и упорство, то можно добиться всего. Она победила. Две золотые медали, два хрустальных кубка, два диплома и звание Чемпионки Европы по армспорту. А ещё она мечтает попробовать свои силы в марафоне. Она верит, что ей покорится любая дистанция, ведь, её возможности неограниченны.

VIII. Создание нового цветика-семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

(Работа продолжается в тех же группах. По ходу формулирования правил создаётся новый цветик-семицветик)

Как вы поведёте себя при встрече с человеком, который имеет какие-либо ограниченные возможности? (Правильно, не надо смотреть так пристально, чтобы привлечь к себе внимание самого человека, так как это может поставить его в неловкое положение)

Крепится 1 лепесток – «увидеть» человека с ограниченными возможностями, но сделать вид, что не заметил его недостатков.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто. Какой следующий шаг вы предлагаете предпринять, чтобы человек забыл про свои проблемы?

Крепится 2 лепесток – «установить» контакт, а не отвернуться от человека с ограниченными возможностями.

Крепится 3 лепесток – «понять» проблему человека.

А как можно понять проблему другого?

В этом нам поможет игра «Слепой и поводырь».

Крепится 4 лепесток – «принять» человека таким, какой он есть, осознать достоинства человека.

Отнестись к нему, как к равному человеку.

Крепится 5 лепесток – «заинтересоваться» успехами человека.

(Поддержать инициативу и творческое проявление человека).

Крепится 6 лепесток – Что-то «перенять» и что-то дать взамен.

Крепится 7 лепесток – «помочь реализовать» человеку свои возможности и ощутить себя нужным для окружающих.

Мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.

IX. Итог занятия .

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

У нас вырос новый цветик-семицветик. Такого волшебного цветка найти вряд ли удастся. Но я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина, которое еще раз покажет, как трудно жить инвалидам, но не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,

Хоть каждый час – паденье и подъем,

Под этим старым синим небосклоном

Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает – жизнь сдается черной,

И не в туманном сне, а наяву,

На дно невзгоды тянут, но упорно

Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,

И в трудной повседневности своей

Становимся сильней и здоровее

При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.

Лютуй зима. Грозой гроза греми.

Друзья, мы вместе можем сделать много,

Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,

Не стынет на морозе наша кровь,

Приходят вовремя всегда к нам на подмогу

Надежда, вера, мудрость и любовь!

Сергей Ольгин

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.

Приложение

Слово «толерантность» чаще всего переводится как «терпимость». Это – способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира. Главная причина нетерпимости в мире – различия между людьми – различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным – значит, «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

На сегодняшний день в России толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека.

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам- членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Семь основных принципов толерантности:

    Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

    Уважение различий.

    Понимание индивидуальной неповторимости.

    Взаимодополняемость как основная черта различий.

    Взаимозависимость как основа совместных действий.

    Культура мира.

Сохранение памяти .