Почему костел Святого Мартина оказался в стене? Архитектура костела: музыка веков, отраженная в камне

Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi) всем своим видом показывает, что он – выходец из другого времени, другой эпохи. Потемневшие камни, острая готическая крыша, стрельчатые окна — всё вызывает ощущение разверзшейся у нас на глазах глубины веков.

Костёл даже много старше, чем это кажется с первого взгляда. Ведь готические формы он приобрёл не сразу, а в процессе дальнейшей перестройки.

Сейчас костёл оказался в самом центре современной Праги, в Старом городе. А в XII веке на этом месте было всего лишь предместье на правом берегу Влтавы, Уезд, расположенное напротив Вышеграда. Жители Уезда своим покровителем считали святого Мартина, поэтому костёл, построенный в 1178 году, получил имя этого святого. И вид у костёла был совершенно не такой, как сегодня. Это было здание-крепость, в котором равно можно было и молиться богу, и защищать жителей поселения от врагов. Костёл получился в романском стиле, однонефный, с колоннами и мощными стенами.

Пришло время, и Уезд поглотила расширяющаяся Прага. Он был просто подарен Собеславу II, тогдашнему королю Чехии. А что касается стены, фигурирующей в названии костёла, то она действительно имела место быть. Она прошла через костёл насквозь, разделив его на 2 части: одна часть принадлежала Старому городу, а вторая – Новому. Историки до сих пор гадают, почему Карл IV в середине XIV века так поступил, что его к этому подвигло, но разумного объяснения не находят. А тем не менее, причина таких действий должна существовать, и это, возможно только одна из тайн, которые хранит древнее здание костёла. С тех пор и укоренилось название – «Костел святого Мартина в стене».

Стиль ранних христианских построек, романский, в котором костёл был выстроен, не смог дожить до наших дней. Тогда в помещении был один неф и аспида полукруглой формы. Изо всего этого сохранилась только одна колонна, на неё обращают внимание посетители церкви.

При том же Карле IV костел подвергся перестройке, и ему были приданы готические черты. В то время готика господствовала в архитектуре, людям казалось, что, устремляя свои здания ввысь, они становятся ближе к богу. Здание костёла приобрело в результате реконструкции сводчатый потолок, колонны его удлинились.

В следующем веке, XV, костёл оказался обязан новой перестройкой купеческой семье Гольц из Кветнице. Костёл в это время стал ещё выше на целых 1½ метра, у него появились три нефа, а потолок стал нервюрным, то есть – рёберным. Семья оборудовала для себя личное молельное место в боковом нефе – маленькое помещение, и укрепила собственный герб на церковном фасаде.

И когда всё уже было так хорошо, случился пожар, и костёл сгорел. Однако в 1678 году его восстановили, и при оформлении добавили несколько декоративных деталей несвойственного стиля – барочного. Внутри костёла потолки расписали, изобразив праотца Адама и праматерь Еву как участников сцен из Ветхого завета. При этом Адам был в одежде, а Ева явилась посетителям церкви обнажённой. Это был смелый поступок художника, потому что персонажей из Библии в то время не изображали таким образом, и исключение в этом плане было единственное – потолок Сикстинской капеллы.

Вход, которым пользуются сегодняшние гости церкви, был построен в 1779 году.

Однако вскоре после посещения здания костёла Иозефом II, австрийским императором, появился вердикт о том, что в здании находиться опасно, так как оно вредит здоровью горожан. Непонятно, что так повлияло на императора, но с конца 70-х годов XVIII века здание стало влачить жалкое существование. Сначала там организовали склад, потом разместили торговые лавки и даже ресторан. Это было уже в XIX веке, однако вскоре судьбе костёла суждено было снова измениться, на этот раз – в лучшую сторону.

Нашёлся такой человек, Камил Гилберт, которому бросились в глаза фрагменты той, единственной уцелевшей, романской колонны, которая смотрелась странно среди ресторанного антуража. Внимание общественности было привлечено, настроения руководства изменились, и восстановление костёла началось. В восстановленном здании костёла расположилась церковь евангелистов.

О фигурке насмешливо улыбающегося мальчишки на крыше костёла повествует легенда, которую знают в Праге все. Мальчишка этот, сын бедной горожанки, не желал помогать матери, а проводил время в играх и баловстве. Одним из его любимых занятий были всяческие дразнилки и насмешки, которыми он донимал жителей окрестности. Однажды, взобравшись на крышу костёла, он предался любимому занятию, насмехаясь над проходившей процессией. Разгневанная мать, заметив его, в сердцах пожелала ему окаменеть на месте, что и было немедленно исполнено.

Ещё одна легенда касается гуситского движения. В то время гуситы подвергались гонениям, им приходилось встречаться тайно, и таким местом сбора служил костёл святого Мартина. Человек, который в то время служил в костёле, по имени Ян из Градеца, ввёл в практику причащение прихожан хлебом и вином. Это было смелое новшество, поскольку до этого только священники допускались к причастию. Гуситы таким своеобразным способом хотели подчеркнуть, что перед богом равны все. В обряде причащения фигурировала золотая чаша, и гуситы с тех времён получили прозвище чашников.

Костел был построен в конце 12 в. на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине 13 в. был Уезд разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города. А т.к. костел стоял на границе, южная стена его прилегала с крепостной стене, отсюда и название. По соседству с костелом оказались городские ворота, названные воротами св. Мартина.

Ряд романских архитектурных деталей первоначального однонефного романского костела сохранились в главном нефе храма.

Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла-IV (1350). Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт нервюрным (ребристым) сводом, причем такое решение (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики) оказалось одним из первых в Праге. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда.
Впоследствии костел стал святыней реформаторства и гуситской революции.

Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами.
Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству (сегодняшнее крыло Платиза). До сего дня на его внешней стене виден встроенный портальчик, ведущий в ораторию (молельню), на внешней стороне которого заметны следы от мостика и ограждения. О Гольцах и их родственниках Бенешах напоминают и гербы, неоднократно появляющиеся в интерьере храма.

Костел св. Мартина в стене горел в 1678г., после чего верхняя часть башни была перестроена. Портал в стиле барокко появился на северной стороне в 1779г.

Вскоре после этого костел упраздняется, превратившись в склад , жилье и магазины.
В 1904г. выкупленный городом объект реставрируется под руководством К.Гилберта. Теперь башня с гербом Старого города дополняется псевдоренессансными фронтонами.

После первой мировой войны храм приобретают евангелисты, которые проводят здесь генеральную реконструкцию совместно с археологическими исследованиями.

Возле костела когда-то давно было клад бище, где было погребено и прославленное семейство скульпторов Брокофф, о чем свидетельствует памятная доска в наружной клад ке пресвитерия. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Таким образом, пройдя сквозь различные эпохи, так сказать, не погибло средневековое дело, ценнейший документ романской и готической архитектуры.

Про Прагу можно услышать множество эпитетов: стобашенная Прага, магическая, золотая. На сегодняшний день столица Чехии является, наверное, самым посещаемым городом Средней Европы. Необычайная архитектура, местные культурные обычаи привлекают туристов со всего света. Гуляя по городу, можно увидеть практически все архитектурные стили в домах, церквях, замках и площадях.

Исторический центр Праги – поистине уникальное место, где сочетается готика, барокко, а также современные элементы и конструкции. Но, пожалуй, именно контраст готики и более поздних стилей придаёт городским панорамам такую красоту и неповторимость. Я не только расскажу о некоторых особенностях архитектуры города, но и постараюсь наглядно отобразить их с помощью фотографий.

Храмы и соборы

Готический стиль был особенно распространён в эпоху Средневековья. В это время многие правители старались оставить о себе память и воздвигнуть какое-нибудь масштабное сооружение, конечно, именно в этом архитектурном стиле. А так как в отличие от многих крупных европейских городов Прага не катастрофически пострадала от различных войн, большинство готических шедевров сохранилось. И хотя они не раз реконструировались и перестраивались, для многих основа осталась неизменной.

Ярк ими представителями готического направления являются, конечно же, религиозные сооружения. Какие же элементы присущи этим строениям? Прежде всего, это острые шпили, высокие вытянутые окна и витиеватый резной рельеф, украшающий стены и крышу. Мне кажется, находясь в Праге, стоит посетить некоторые храмы и соборы, выполненные в этом стиле.

Кафедральный Собор Св. Вита

Костёл Св. Мартина в стене

Возведён он был в XII веке в поселении Уезд. Но когда столетие спустя сооружались Староместские укрепления, Уезд разделили на две части крепостной стеной. Костёл находился как раз на границе. Поэтому он оказался сразу на двух территориях: внутри крепостных стен и снаружи. За это здание и получило своё название – Костел Св. Мартина в стене.

При правлении Карла IV костёл был перестроен в готическом стиле. Увеличил свою высоту главный неф (вытянутое помещение, присущее базиликам и храмам), а внутреннее пространство расширилось за счёт перестройки пресвитерия (пространство между нефом и алтарём). За всю ствою историю здание притерпело множество изменений и доработок, и, насколько я знаю, крепостная стена, возведённая подле него, не сохранилась.

Адрес: Martinská 416/10a, 110 00 Praha.

Как добраться: доезжаете до станции метро Můstek либо по жёлтой, либо зелёной ветке. Также можно доехать до остановки Národní třída на трамвае.



Храм Девы Марии перед Тыном

Этот храм является чуть ли не визитной карточкой Чехии, её самым «открыточным» сооружением. Находится он на Староместской площади, откуда начинаются почти все туристические экскурсии. Внутреннее оформление богато статуями, лавочками, украшенными консолями в форме коронованных голов, фресками, а также древнейшей из сохранившихся оловянных купелей.

Адрес: Celetná, 601/5a, Staré Město, Praha 1.

Как добраться: на метро по зелёной линии до станции Staroměstská или Můstek, а по жёлтой – до станции Můstek или Náměstí Republiky. На трамвае можно доехать до любой из остановок: Náměstí Republiky, Dlouhá třída, Jindřišská, Staroměstská, Právnická fakulta.



Есть и другие храмы и соборы, возведённые в готическом стиле: Костёл Девы Марии, Костёл Святого Стефана, Костёл Святых и Павла, Вифлеемская Часовня. Все они имеют общие архитектурные элементы, и в то же время каждый обладает своей уникальностью. Я была внутри Собора Св. Вита, мощь и одновременная утончённость которого поражают. Не буду пересказывать все его особенности, о моем путешествии по этой жемчужине готической архитектуры Праги можно прочитать . Костёл Св. Мартина мне удалось обозреть только с улицы, но вы обязательно загляните внутрь, если будет возможность. Говорят, что раньше эта церковь напоминала крепость, и можно было не только пообщаться с Богом, но и найти там убежище. Кроме того, внутренняя архитектура должна быть довольно интересной: нервюрный (рёберный) потолок, личное молитвенное место, герб семьи, участвовавшей в восстановлении, который сохранили на фасаде.

Улицы и площади

Как было сказано выше, полюбоваться архитектурой Праги можно прямо на улицах города. Для этого отлично подойдут известные места исторического центра.

Староместская площадь

Она сродни Красной площади в Москве по популярности. Именно здесь проходили все самые значительные события последних 500 лет: коронации, казни, оглашения указов и т.д. Тут находятся главные куранты страны и Тынский храм, о котором говорилось выше. В этом месте представлены разнообразные стили и приёмы зодчества, но многие они берут начало или используют элементы готического направления. Улицы, ведущие от этого места, богаты домами такой архитектуры, которую сложно и вообразить. Например, с восточной стороны площади расположился дом «У Белого Носорога», где готический ансамбль нарушен фасадом в стиле барокко. В Тынской улочке особо выделяется дом «У Золотого Перстия» с готическим порталом.

Дом «У Каменного Колокола» на углу этой же улицы и площади представляет собой трёх этажную башню-дворец с пристроенными флигелями.

За фасадами зданий, расположенных напротив Староместской ратуши (стиль барокко-рококо) скрылись дома предыдущих эпох, с подвалами, имеющими готические аркады, сетчатыми сводами проездов и интересными архитектурными украшениями. А уж ресторанов и пивных, оформленных в стиле средневековых заведений, в округе огромное множество.

В открытых для посещения зданиях этой площади я узнала очень много исторических фактов, которые позволили взглянуть на Прагу и лучше понять, почему её культурное развитие пошло так, а не иначе. Это довольно хороший опыт: пытаться представить, как буквально в этих стенах вершились культовые моменты прошлых эпох.

Адрес: Staroměstské náměstí.

Как добраться: собственно так же, как и до Храма Девы Марии перед Тыном, так как он располагается подле этой площади.

Вацлавская площадь

Это торговый и деловой центр столицы Чехии. Здесь проходят празднества, демонстрации и многие другие события. В большей степени площадь напоминает бульвар. Архитектурный стиль окончательно сформировался лишь в 19-20 веках. Главной особенностью домов, расположенных вдоль площади, является то, что почти каждый имеет «пассаж» – проходной двор, соединяющий Вацлавак с другими улицами. Поясню, что Вацлава – это простонародное название Вацлавской площади, вовсю используемое местными жителями и хорошо обосновавшимися туристами. Поэтому не удивляйтесь услышать данное название в такой форме.

Адрес: Václavské náměstí.

Как добраться: доехать по зелёной ветке метро до станции Muzeum или Můstek, по жёлтой до станции Můstek или по красной до станции Muzeum. Также на трамвае до остановки Václavské náměstí или Národní třída.



Градчанская площадь

Это место находится подле Пражского Града. Как попасть и что ещё можно посмотреть в окрестностях, читайте . Сама площадь представляет большой интерес: в разбитом в центре сквере установлена «Чумная колонна» в память об эпидемии, заставшей врасплох Прагу. Окружает площадь множество красивейших дворцов, выполненных в стиле готики и барокко, о чём также можно прочитать в . И именно здесь часто проходят официальные государственные церемонии. Побродив среди зданий, где жили и вершили дела короли, невольно чувствуешь себя причастным к какой-то тайне.

Адрес: Hradčanské náměstí.

Парижская улица

Это кусочек Франции в столице Чехии. По первоначальной задумке весь район должен был походить на в Париже, но благоустроить получилось только эту улицу. Дома здесь возводили во всех возможных стилях: неоклассицизм, неоготика, необарокко. Улица получилась не только нарядная, но и несколько вычурная, поэтому жители города не хотели здесь жить. Вот почему здесь расположились самые дорогие магазины и рестораны Праги. Цены и правда космические, так что поберегите нервы и не заглядывайте в местные бутики!

Адрес: Pařížská ulice.

Как добраться: по зелёной ветке метро до станции Staroměstská, а также на трамвае до остановки Staroměstská или Právnická fakulta.



Карлов мост

И мне кажется, хвастаться, что побывал в Праге, не стоит до тех пор, пока не посетишь все перечисленные выше площади и улицы.

Памятники и фонтаны

Любой город богат необычными скульптурными группами, особенно столица, коей и является Прага. Кроме того, некоторые творения несут не только развлекательную составляющую, но культурную, историческую ценность.

Астрономические часы

Являются одной из главных достопримечательностей города и ежедневно притягивают толпы туристов. Эта средневековая диковинка не только показываетчасы, но и год, день, время восхода и заката солнца, а также положение знаков зодиака. Всё это разместилось на нескольких циферблатах.

По легенде создателей этого чуда тут же ослепили, чтобы они нигде больше не смогли воспроизвести эту красоту. Часты звонят каждый час, и всегда под ними толпа туристов, не устающая смотреть на это. Во время боя фигурка скелета дёргает за цепочку, а маленькие статуэтки апостолов и ангелов показываются в окошках. Циферблаты по строению и формам можно отнести к эпохе барокко, так как окончательный внешний вид они приняли после капитального ремонта в середине XIX века. Но вот фигурки апостолов и ангелов относят, скорее, к готическому стилю.

Адрес: Staroměstské náměstí, ¼.

Как добраться: точно так же, как и до Староместской площади.

Фонтан у Музея Кафки

Пожалуй, самое скандальное творение местного автора Дэвида Черного. Представляет собой двух бронзовых писающих мужчин. Стоят они в луже, по форме напоминающей карту Чехии. Вряд ли этот фонтан представляет собой особый архитектурный интерес, но посмотреть это чудо стоит. Подробнее почитать про него и Музей Кафки можно в .

Адрес: Cihelná, 635/2a.

Старое Еврейское Кладбище

На территории находятся около 12 тысяч памятников, в то время как самих захоронений здесь около 100 тысяч. Так как площадь кладбища очень мала, а уничтожать старые могилы запрещено, решили хоронить слоями. Надгробия из-за этого стоят вплотную, почти друг на друге. Заглянуть сюда стоит просто из любопытства, иная культура часто притягивает интерес.

Адрес: Starý Židovský hřbitov.

Кржижковы фонтаны

Эти фонтаны еще называют танцующими или поющими, так как воспроизведение различных водных фигур сопровождается светомузыкой. Я была здесь на одном из представлений, которые обычно проходят по вечерам, когда стемнеет. Шоу устроили потрясающее! В некоторых спектаклях иногда принимают участие танцоры – они прыгают и делают различные комбинации движений прямо среди струй воды. Всё действие управляется центральным компьютером, и для каждого представления пишется отдельная программа.

Расположены фонтаны напротив выставочного комплекса Výstaviště Praha Holešovice (на фото здание виднеется за фонтанами). Там организовано множество павильонов, в которых проводят различные культурные мероприятия, здесь же находится отделение Национального Музея. В нем хранятся произведения скульпторов разных эпох. Рядом расположился спортивный комплекс, в котором идут хоккейные матчи и концерты. А под боком, в деревянном здании, – летний театр "Глобус".

Комплекс поющих фонтанов построили к открытию Первой Чешской индустриальной выставки в 1891 году. А современный вид они приобрели благодаря реконструкции век спустя, ко Всеобщей Чехославацкой выставке. Я считаю, что это уникальнейшее творение, совмещающее в себе зрелищность и технические достижения.

Адрес: Výstaviště, 67 16, 170 00 Praha 7 – Holešovice.

Как добраться: трамваем до остановки Výstaviště Holešovice.

Музеи и галереи

Не будем расписывать все музеи города, так как это тема для отдельной статьи , остановимся только на тех, чьи здания представляют архитектурный интерес.

Еврейский музей

Музей передаёт неповторимую атмосферу еврейского квартала. Он находится в центре еврейского гетто, в районе Йозефов. Весь музей состоит из множества экспозиций, раскиданных по шести разным зданиям. Рядом как раз расположено кладбище, о котором говорилось выше.

Внутри зданий собрана огромная коллекция книг и предметы национальной культуры. Основан музей историком Августом Штейном более ста лет назад. В прошлом веке во времена перестройки в Праге встал вопрос о том, стоит ли сохранить такое множество еврейских синагог. Некоторые ценности перед разрушением этих зданий удалось спасти, и в 1906 году Пражский Еврейский музей открыл свои двери. В качестве экспонатов представили не только спасённые предметы, но и важные исторические вещи этого народа со многих уголков мира.

К сожалению, я была только в здании Испанской синагоги. Здесь проходят выставки по истории еврейской диаспоры. Также тут хранятся церковные регалии этого народа. В здании синагоги часто проходят концерты органной и камерной музыки. А ещё по предварительному соглашению здесь можно провести настоящую еврейскую свадьбу со всеми традициями и обычаями! Архитектурная композиция этого здания выполнена в мавританском стиле.

Адрес: U Staré školy 141/1.

Как добраться: так же, как и до Парижской улицы, о которой говорилось выше, они расположены совсем близко.

Национальный музей

Весь музей делится на несколько коллекций, расположенных в разных зданиях. Главное из них находится на Вацлавской площади и является её ключевым объектом. Признайте, что старейший музей города имеет внушительный внешний вид! Главное здание выполнено в архитектурном стиле неоренессанса, его создателем был Йозеф Шульц.

Музей был открыт в 1818 году, в расцвет эпохи Чешского национального возрождения. Замышлялся он как местная сокровищница. Построена эта часть музея на территории бывших конных ворот, благодаря чему имеет огромное символисечкое значение для местных жителей. Прямо перед зданием представлена скульптура с изображением Святого Вацлава. На главном фасаде расположены статуи, изображающие реку Влтаву и Эльбу, земли Богемии, Моравии и Силезию. Под центральным куполом находится Пантеон – собрание бюстов великих людей чешской культуры.

Летом 2011 года главное здание музея закрылось на реконструкцию, которая продлится аж до 2018 года. Но вы всё равно можете полюбоваться на его фасад, скульптуры и красивейшее оформление.

Адрес: Václavské náměstí, 1700/68 / Mezibranská, 1700/6 / Legerova, 1700/71.

Как добраться: так же, как и до Вацлавской площади, так как музей расположен именно там.

Музей Антонина Дворжака

Экспозиция этого музея рассказывает о жизни и творчестве композитора. Здесь представлены личные вещи и документы Антонина: нотные рукописи, фотографии, картины и даже гусиные перья, с помощью которых он записывал свои партитуры.

Здание было построено в 1712-1720 годах. Оно представляет собой роскошный пример архитектуры в стиле барокко. Изначально здесь была летняя резиденция аристократа Вацлава Михне, из-за чего здание часто называли Михневским дворцом. Музей же здесь появился в 1932 году.

Как добраться: доехать вы можете на трамвае до остановки I. P. Pavlova или Štěpánská, а также на метро по красной линии до станции I. P. Pavlova.

Бертрамка

В этом здании расположился дом-музей Моцарта, открытый в 1956 году. Изначально здесь были виноградники, а здание, построенное в стиле классицизма, являлось виллой Франтишека из Бертрамка, за что дом и получил своё название. Дом неоднократно продавался, пока однажды его не посетил Моцарт во время своего приезда в Прагу. Именно здесь было написано великое произведение «Дон Жуан».

Сыновья композитора нередко посещали эту виллу после смерти Моцарта, а старший сблизился с сыном владельца дома Адольфом. Проникшись творчеством великого композитора, его отец завещал после смерти сохранить вещи Моцарта и организовать в Бертрамке музей.

Стены каждого из семи залов обиты тканью, к которой прикреплены оригиналы пьес музыканта. Также здесь можно увидеть рукописи, афиши, документы и даже тринадцать волосков с головы великого Моцарта! Иногда в этом здании проводятся камерные концерты, на которых исполняются произведения композитора.

Адрес: U Mrázovky, 169/2, Praha 5.

Как добраться: на трамвае до остановки Bertramka, а также на метро по жёлтой линии до станции Anděl.

Авангард на площади Юнгмана

Если вам близки передовые архитектурные направления начала XX века, добро пожаловать на площадь Юнгмана. Авангардные здания буквально сконцентрированы здесь.

В 1931 году началось строительство универмага, полностью выдержанного в стиле конструктивизм.

Рядом стоит здание, по форме напоминающее вытянутый прямоугольник, шириной всего в одно окно. Это одна из первых концепций рондо-кубизма.

Также в последнем стиле выполнен дворец Адриа, построенный для страховой компании. Сейчас здесь находится ресторан и театр Bez Zábradlí.

Внутри этих красно-черных стен сегодня расположился музыкальный магазин Mozarteum, а в 1913 году здесь находился популярный концертный зал.

Старинный уличный фонарь также напоминает о кубизме, его спроектировали Эмиль Крайчек и Матей Блехт в 1912 году.

Адрес: Jungmannovo náměstí, 110 00 Praha.



Как добраться: доехать можно на трамвае до остановки Václavské náměstí, а также на метро по жёлтой или зелёной ветке до станции Můstek.

Современное искусство

Из современных архитектурных веяний Праги хочется выделить несколько объектов. Одни по-своему красивы, а другие образуют контраст с уютными улочками Праги и яркими красно-оранжевыми крышами.

Танцующий дом

Он создан в стиле деконструктивизма 1992-1996 годов, для которого характерны изломанные, нарочито деструктивные формы. Здание состоит из двух цилиндрических башен – нормальной, расширенной кверху, и «танцующей». При должной фантазии можно увидеть как бы мужчину и женщину, соответственно. Дом расположен у реки в районе Прага 2, на пересечении Рессловой улицы и набережной.

Адрес: Jiráskovo náměstí, 1981/6.

Как добраться: на трамвае до остановки Jiráskovo náměstí или Karlovo náměstí, а также на метро по жёлтой ветке до станции Karlovo náměstí.


Жижковская телебашня

Строительство было начато в 1980-х, а закончено в 1990-х после распада Чехословакии. Весь период горожане активно протестовали: новодел в стиле хай-тэк очень выделялся на фоне уютной средневековой Праги. В простонародье башню окрестили «ракетой на взлете».

Но в 2000 году местному творцу Дэвиду Черному пришла идея посадить на башню десяток огромных младенцев, что помогло горожанам примириться с этим строением. Причём неясно: то ли эта доработка действительно украсила холодный хай-тэк, то ли пришлось просто смириться, так как дальнейшие модернизации только усугубляют внешний вид.

Адрес: Mahlerovy sady, 2699/1a Žižkov, Praha 3, město Praha, 13000.

Как добраться: на трамвае до остановки Lipanská или Olšanské náměstí, а также на метро по зелёной ветке до станции Jiřího z Poděbrad.

Кстати, обратите внимание, на карты, которые я вставляю в свои статьи. насколько удобно пользоваться сервисом 2GIS, мне он помог в первые дни хотя бы не заблудиться, а в дальнейшем подсказывал уйму полезной информации.

В заключении хотелось бы сказать, что даже если вы не разбираетесь в архитектуре и не знаете особенности различных стилей, это все не так уж и важно. Просто расслабьтесь и любуйтесь окружающим великолепием. Ведь даже если не знаешь, как что-то называется, оно не перестает выглядеть от этого красивым! На меня архитектура города произвела колоссальное впечатление, хочется пройтись по улицам Праги ещё десятки или сотни раз, разглядеть то, что раньше ускользнуло от внимания.

.

Есть что добавить?

Святой Мартин, один из пяти самых главных святых Франции, человеком был редкостной души и добросердечия. Жил он в IV столетии. И до того, как стал священником, успел побывать военачальником. За свое доброе расположение был прозван Милосердным. По окончании государевой службы, удалился в пустыню Лигуже и, приняв монашество, основал монастырь. Вскоре был провозглашен епископом Тура. На его похороны в 397 году собралось более двух тысяч монахов. Во время похоронной процессии, несмотря на осеннюю пору, расцветали цветы и пели птицы. Фото из интернета.

Однажды он встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от стужи. Мартин, не раздумывая долго, скинул с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину.
(Картина Эль Греко «Святой Мартин делится плащом с нищим») Фото из интернета.


Что же касается костела св. Мартина, святого Мартина в Праге, то место это, воистину, уникальное!
Здесь уже к 1140 году было поселение. Приблизительно тридцатью годами позже его назвали Уездом св. Мартина. Название это было связано с недавно построенным костелом св. Мартина.

Правильно этот костел называется «костелом св. Мартина в стене». «Стена» в названии самое интересное! Дело в том, что костел, построенный еще в XII столетии, в середине XIII века волею обстоятельств оказался частью своей в выстроенной вокруг Старого Города городской стене. Эта стена была воздвигнута после того как Вацлавом I в 1232 году было основан Старый Город. Рядом с костелом св. Мартина располагались одноименные городские ворота. Давно уже ни стены, ни ворот нет. Однако, скошенный стилизованный кирпичный угол на боковой стене костела, дает возможность пофантазировать от души.

Храм перестраивали во времена правления Карла IV в 1350 году. А нынешний вид костел принял в 1488 году.

Во времена гуситских событий, костел оказался политически знаковым. Именно здесь в 1414 году впервые в Чехии простой люд начал причащаться не только, как обычно, хлебом, но и как священники, вином. Нам, сегодняшним, далеко не всем дано понять грандиозность этого события, а в те времена это было настолько принципиально, что, отчасти, послужило катализатором к гуситским войнам… А умеренные гуситы-чашники (воевавшие в свое время с радикалами-таборитами), даже водрузили свой главный символ победы – чашу, на крышу Тынского Храма… Во как…

Под сегодняшними заасфальтированными улицами вокруг ротонды св. Мартина, как и положено в средневековье, раскинулось огромное кладбище. Здесь, в числе прочих, похоронена знаменитая семья скульпторов Брокофов. Большую мемориальную доску по этому поводу можно увидеть на наружной кладке пресвитерия.

Вследствие акта о веротерпимости, подписанного императором Иосифом II в 1781 году, ротонда св. Мартина с 1785 года прекращает свою религиозную деятельность. Богатое внутреннее убранство было перенесено в костел св. Вацлава в Стара-Болеславе. До конца XIX века помещение храма использовалась в качестве складов и магазинов.
Теперь костел принадлежит чешско-братской церкви.

Рассказ об этом храме я взяла с сайта:
knedlikov.net/po-prage-sami/i…
(Автор сайта разрешает публикацию своих материалов со ссылкой на сайт)

В церкви по субботам в 17 часов выступает ансамбль Old Prague Music Ensemble, который играет старинную классическую музыку. Посмотреть программу концерта и заказать билеты можно на сайте classicconcertstickets.com

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую

Как вы уже могли узнать из наших передач, мало какая историческая постройка в Праге является сегодня носителем одного единственного архитектурного стиля. Не исключение и костел Святого Мартина в стене, который является одним из самых старых в Праге. Первоначально он был построен в романском стиле, а в 1178 году приобрел свои готические очертания. Однако, появился костел во времена допражские, когда еще только строились старогородские укрепления. Вокруг будущей Праги тогда располагались небольшие поселения, который обеспечивали город продуктами. Одна такая деревенька называлась уезд Святого Мартина – как раз по названию костела. При строительстве старогородских укреплений в первой половине 13 века уезд был разделен на две части. Большая часть осталась за городской стеной на территории будущего Нового города, а меньшая часть вместе с костелом стала частью Старого города, таким образом, костел и получил название Святой Мартин в стене.

«Этот костел, по моему мнению, довольно гармонично соединяет в себе части периодов высокой и поздней готики, то есть периода гуситской готики, когда повсюду в Европе уже строились здания в стиле Ренессанса, затем – барочные и псевдоготические элементы, которые появились во время реконструкции в 1905 году. Когда костел был еще романским, в нем был всего один довольно низкий неф. От романского периода остался всего один столб, который мне удалось обнаружить в нынешнем подземном помещении. Нынешний главный неф костела относится к середине 13 века. Если мы посмотрим на башню костела с задней стороны, то будет хорошо видно, что костел был построен таким образом, что стал составной частью оборонных сооружений города», - рассказывается евангелистский священник Микулаш Вымнетал.

Готическая перестройка костела была осуществлена в период правления Карела IV после 1350 года. Неф вырос в высоту и появился новый свод, с юго-восточной стороны была выстроена пирамидообразная стена, а пространство самого костела увеличилось благодаря пристройке прямоугольного в плане алтаря. Между 1360 и 1370 годами над алтарем появился реберный свод, который считается одним из самых старых подобного типа в Чехии. Удивительно, но сегодня посетитель попадает в костел через вход в барочном стиле, который был построен в 1779 году. Его украшает копия картины, изображающая Святого Мартина. Ее оригинал, созданный великим чешским живописцем Карелом Шкретой, ранее хранился внутри костела, где находилось несколько разных алтарей и часовенок. Однако, костелу Святого Мартина в стене была уготована непростая участь. В рамках Йозефинских реформ, император Йозеф II посетил некоторые пражские костелы, чтобы определить, какие из них будут реставрироваться, а какие – упраздняться.

«О Мартине в стене было сказано, что в нем слишком влажно, мало место и вообще, что находиться там вредно для здоровья. Посему костел был упразднен, здание стало использоваться в качестве складских помещений. Нашлись фотография и картина конца 19 века, на которых видно, что это здание было включено в комплекс других зданий под общей крышей. На портале была видна надпись «разлив пива», рядом виднелась надпись «продажа мебели», кроме прочего, здесь же размещался танцевальный зал, на первом этаже находились квартиры».

В таком виде костел просуществовал до 20 века, когда к нему вернулась его первоначальная функция. Свои нынешние очертания костел приобрел в 1488 году во время позднеготической перестройки. Тогда здание было приподнято примерно на полтора метра. Реконструкция оказалась возможной благодаря финансированию утраквистской мещанской семьи Голцев из Кветници. Тогда же были пристроены два боковых нефа с реберными сводами. К этому периоду относится и потолочная живопись: серебряный лев с двумя хвостами на красном фоне – герб Чешского королевства, якорь – герб семьи Голцев и серебряный волк с золотым языком на красном фоне – герб семьи Бенешей из Локанова.

«Голцы были великими меценатами, они пристроили к костелу два боковых нефа и часовенку. За это им было позволено построить свой собственный вход в костел. Тогда им принадлежал сегодняшний дом «У Платиза». Там появился мостик или же балкон, ведший на так называемую Голцеву ораторию», - продолжает Микулаш Вымнетал.

Если вы вспомните наше посещение часовни в Староместской ратуше, то там окончания сводов покоились на головах у странных фигурок, точно идентифицировать которые исследователям не удалось. Аналогичные фигурки мы можем видеть и в интерьере костела Святого Мартина в стене, однако, священник Микулаш Вымнетал предлагает иную интерпретацию.

«Если вы обратите внимание на «пятки» сводов, то увидите фигурки, которые изображают, скорее всего, комических персонажей. Для готических костелов типично соединение прекрасного и уродливого. Одна священница придерживалась мнения, что в этом можно узреть антисемитскую полемику, что фигурки изображают лица евреев. Я проверил эту информацию в Институте иудаистики в Оломоуце. Там эту информацию опровергли и ответили, что, скорее всего, это просто шуты».

На возвышении в алтарной части находится золотая чаша, которая напоминает нам о том, что в этом костеле впервые проводилось причастие двумя способами – вином и хлебом, в том числе и для мирских прихожан. Между прочим, с точки зрения евангелистской церкви, костел Святого Мартина в стене является одним из наиболее выдающихся на свете, поскольку он является одним из четырех костелов, где проводилось причастие двумя способами – именно этим началась чешская реформация. Это произошло осенью 1414 года, когда Ян Гус был еще в живых, но уже находился в заключении в костнице. В то время здесь вел причастия священник Ян из Градца. Однако, вернемся к истории костела. В 1678 году, как мы уже знаем, в Праге случился один из самых разрушительных пожаров, не минул он и костел Святого Мартина в стене. Сгорела башня, которая впоследствии была заменена барочной, а также крыша, расплавились колокола. Однако, реставрация прошла довольно быстро – за месяц и шесть дней, так что ко дню Святого Мартина костел уже снова функционировал. Есть в костеле и одна уникальная деталь, которой нет ни в одном другом пражском костеле.

«Если вы посмотрите на потолок, то увидите уникальную деталь – деревянный потолок, украшенный изображениями. Он появился уже после пожара в 1678 году. На нем очень богатая иконография. Кроме многочисленных растительных мотивов, мы видим обнаженную женщину, обвитую змеем, безусловно, это Ева, и одетого мужчину – Адама. Можно предполагать, что в эпоху барокко изображение обнаженной женщины в костеле было нормальным явлением, а вот обнаженный мужчина был бы уже проблематичным фактом. Кроме того, мы видим одного херувима, трех львов и попугая. Далее следуют изображения иных животных и птиц из чешской природы, так что можно предполагать, что художник хотел показать, что небесную райскую гармонию мы можем иметь и здесь на земле, в Чехии».

Интересные фигуры мы можем наблюдать и снаружи костела, конечно же, и они стали поводом для возникновения многочисленных легенд.

«Если вы посмотрите на скульптуру, притаившуюся на углу с левой стороны костела, вы увидите фигуру ухмыляющегося мальчишки. Можно предполагать, что появилась она одновременно с мостиком от дома Голцев, о котором мы упоминали. Об этой скульптуре существует несколько легенд. Например, одна из них гласит, что жила одна бедная вдова, сын которой был большим балбесом. Далее легенды расходятся. В одной говорится, что внизу проходила процессия, а он влез на крышу, растянул пальцами рот и высунул язык. В Библии описывается, что рот растягивался пальцами при насмешке. Как только он сделал это, то тут же превратился в камень. Другая легенда гласит, что вдова много трудилась, чтобы обеспечить своего сына-балбеса. Однажды она вышла на улицу и увидела, что люди столпились у костела и смотрят наверх, она тоже посмотрела и увидела своего сына, который показывал язык. Когда мать ему погрозила, ей он тоже показал язык, тогда она прокляла его и крикнула, чтобы он превратился в камень. Так и случилось», - заключает евангелистский священник Микулаш Вымнетал.

Мы узнали лишь одну из немногих легенд, которые окружают этот выдающийся памятник готической архитектуры. Надеемся, что у нас еще будет возможность поговорить о других легендах и притчах, родившихся вокруг костела Святого Мартина в стене.