История и философия в помощь студенту. История и философия в помощь студенту Структура философского знания

Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

    Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.

Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной

личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и

объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то,

философ должен знать себя, познающего это что-то).

    Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

    Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.

Философия занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.

    Позитивизм: философия – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.

    Натурфилософия – философия природы. Конкретные науки не являются важными.

    Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.

    Диалектико-материалистическая философия должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию.

Реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений.

К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

Некоторые люди задаются вопросом: «Как так произошло, что наука с весьма абстрактными представлениями и ответами на вопросы стала одной из основ в развитии общества?». Безусловно, что не случайно это место заняла философия. В системе культуры она имеет колоссальное значение. Почему все именно так? Попробуем в этом разобраться.

История термина «философия» имеет древнегреческие корни и означает любомудрие, проще говоря, любовь к мудрости (fileo - любовь, sophia - мудрость). Первоначально наука представляла собой некий симбиоз наиболее важных течений мифологии и религии, которые пришли на смену многочисленным мифам. В отличие от эмоционально-фантастического отображения социальной и природной действительности, она относится к окружающему более рационально. Первые шаги наука начала делать с разъяснения именно природы и условно называлась натурфилософия. Несмотря на то, что философия в системе духовной культуры того времени занимала одно из важнейших мест, учения в основном велись по принципу «а представьте, что все не так, как нам говорили…». Закрытые общины развивали интересное течение и длительные обсуждения дали некую огранку на тот момент еще безликой науке.

С появлением разделения знаний на отрасли дифференциации подверглась и эта наука, с последующим уточнением целей ее исследования, что обеспечило особое место философии в системе культуры социума.

В настоящее время выделяется далектико-материалистическая философия, которая и по сей день играет немаловажную роль в позволяя под иным углом посмотреть на законы развития природы, познания, мышления и общества. Именно эта дисциплина по сей день оказывают большое влияние на формирование духовных ценностей у человека. Почему же вопреки популярному сциентизму ясно просматривается, что философия в системе культуры является не памятником некогда популярного научного течения, а для дальнейшего развития. Что же ее отличает?

  • Абстрактность

Всеобщность и абстрактность присущи многим наукам. К примеру, математика. Да, она абстрактна, но представляет собой лишь формальный способ описания окружающей действительности. В этом больше преуспела философия. В системе культуры просто необходимо учение, которое отвечает на вопросы не просто «сухими» фактами, а углубленно направляет к поиску ответа.

  • Рефлексивность

Исследуя реальную действительность, отображение результатов проводится через призму духовности (не путать с религией) и познания.

  • Цель науки

Особое место философии в системе культуры образовано не исследователями течения, а самими людьми. Обладая рефлексивностью, она стала некой Она не просто преподносит факты, а передает их с особым шлейфом, который, как оказалось, является стрежнем образования, делающим науку духовной. Благодаря данному направлению в человеке зарождаются и развиваются такие идеалы, как Добро, Истина, Справедливость, формируя при этом здоровый и благоприятный нравственный климат.

Философия в системе духовной культуры современного мира выделяется за счет целого ряда составляющих, которые являются частью одной структуры. Так, к примеру, ярким примером актуальности является наука исследует, как человек познает самого себя и окружающий мир. Именно данное течение предложило ряд категорий конкретное, абстрактное, чувственное и логическое, теоретическое, познания и практики, которые объясняют поведение людей и изменение личности.

Социология также является одним из важных элементов, который входит в учение под названием философия. В системе культуры данная наука занимает почетное место, так как именно она изучает и объясняет развитие и прочие изменения общества.

Особый статус этой науки незыблем. Имея мировоззренческое значение, данная наука обеспечивает должный уровень духовного образования, благодаря чему играет ведущую роль в системе культуры.

Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Между тем в различных учениях нередко односторонне акцентируются лишь те или иные аспекты этого сложного явления. Скажем, внимание фокусируется на связи «философия - наука» или «философия - религия» в отвлечении от всего остального комплекса вопросов. В других случаях в единственный и универсальный предмет философского интереса превращают внутренний мир человека или язык и т. д. Абсолютизация, искусственное сужение тематики рождает обедненные образы философии. Реальные же философские интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» - области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).

В такой схеме можно учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

Культурологический подход дал возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества. Подобный подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает насущной современной потребности в широком, полноценном миропонимании, которое не достигается на пути узких специализаций философской мысли.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамичный комплекс ее проблем и функций. Ведь при таком рассмотрении общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. Учитывается также критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта. Кроме того, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур.

Культурологический подход эффективен в исторических исследованиях. Вместе с тем он открывает новые возможности и при разработке теории тех или иных социальных явлений: таковая по сути должна быть не чем иным, как обобщением их реальной истории. Придя к выводу, что философия базируется на осмыслении человеческой истории, Гегель, в частности, имел в виду не фактическое описание исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории, выражение духа эпохи. Соответственно философ, в отличие от историка, представлялся теоретиком, особым образом обобщающим исторический материал и формирующим на этой основе философское миропонимание.

В самом деле, с исторической точки зрения философия - не первичная, простейшая форма сознания. Ко времени ее возникновения человечеством уже был пройден большой путь, накоплены разные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Философия

Тема : Философия в системе культуры

1. Мировоззрение и философия

1. Мировоззрение и философия

философия культура материализм античный

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения - вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих». В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору - в этом отношении - может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.

Знания - при всей их важности - не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия - взаимосвязаны.

Познанием движет стремление к истине - объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение -- первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие -- вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание -- высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

2. Генезис философии: отклик на потребности культуры

На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека -- миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках), представление о «мимесисе» как идеальном воссоздании реальности (отсюда понятия «мимика», «пантомима»), представление о «пайдейе» как творении человеком самого себя; греки осознали творческую силу человека, благодаря которой он становится «мерой всех вещей», по классической формуле Протагора. Обобщенное определение всех форм человеческой активности дали римляне: именно они назвали «культурой» те формы искусственного, рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного -- «натуры». Так зарождалось первоначальное представление о культуре, противостоящее мифологическому отчуждению человеком всех своих творческих сил богам.

В последующем развитии философской мысли в Европе этот совокупный плод человеческой деятельности, как и сам ее процесс, получал различные терминологические обозначения -- цивилизация, воспитание, образование, формирование. Еще в XVIII в. они употреблялись как синонимы, а затем все более строго различались, в силу чего предметом философского обсуждения становилось соотношение содержания этих и близких им по смыслу понятий «деятельность», «традиция», «общество» и др. Но все более острой становилась необходимость философско-теоретического осмысления самого отношения между внечеловеческим, существующим изначально и извечно, самобытным или сотворенным некими «высшими» силами -- богами, и плодами созидательной деятельности людей.

Первый этап развития культурологической мысли, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., -- это время зарождения культурологического знания в континууме онтологических, теологических и эпистемологических проблем. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в., сыгравшем огромную роль в становлении европейской философии современного типа, культура как специфическое явление не становилась предметом умозрения. Это объясняется, с одной стороны, многовековым господством религиозного сознания, для которого истинный творец -- тот или иной бог, и идеальное, истинное бытие самого человека полагается на небе, а не в созданной самими людьми на земле «второй природе» -- культуре, с другой же стороны, тем, что философское представление о культуре не могло сложиться до тех пор, пока обобщающая способность человеческого мышления ограничивалась операциями механического, чисто «суммативного» характера (показательно, что в средние века совокупность знаний о мире и называлась «суммой»); преодолеть такой механицизм мышления не удалось и в XVII в.

Между тем необходимость в философском осмыслении культуры могла возникнуть только тогда, когда в ней стали усматривать некую целостность, объединяющую разнородные ее составные части, и, соответственно, начали искать сверхсуммативные законы ее строения.

Между тем необходимость в философском осмыслении культуры могла возникнуть только тогда, когда в ней стали усматривать некую целостность, объединяющую разнородные ее составные части, и, соответственно, начали искать сверхсуммативные законы ее строения. Движение теоретической мысли в этом направлении шло в XVIII в. от «Всеобщей науки» Вико к «Идее философии истории человечества» Гердера, системное же обоснование оно пояучало в концепции трех «Критик...» Канта и во всеохватывающих теоретико-исторических культурологаческих конструкциях Шеллинга, Гегеля, Кота. Именно в эту эпоху ощущение целостности творимого человеком мира получило обоснование в представлениях школы Лейбница-Вольфа о трехстороннем строении духовных способностей человека, сущностно различающихся и друг друга дополняющих энергиях разума, волиичувства, которые порождаютценностную триаду «истина -- добро -- красота» и реализуются в таких плодах деятельности, как наука, нравственность и искусство. Так впервые стали вырисовываться контуры строения целостного поля человеческой деятельности -- культуры, основные подразделения которой должны были отвечать критерию необходимости и достаточности, что и позволяло видеть в ней не «сумму», а системное целое; именно в этом качестве его и следовало изучать.

Это значит, что независимо оттого, пользовались ли мыслители той эпохи понятием «культура» или употребляли синонимические термины «цивилизация», образование», разрабатывали они «историю культуры», «феноменологию духа» или «философию духа», философская мысль разворачивалась к построению общей теории культуры, которая, не поглощая всей философской проблематики, оказывалась необходимой и существеннейшей частью философского знания.

Так начинался второй этап исторического процесса формирования культурологической мысли -- превращение культуры как целостного, при всей его разнородности, поля человеческой деятельности в предмет самостоятельного философского рассмотрения. При этом культура понималась столь широко, что поглощала и общество (экономическую и политическую жизнь), охватывая в сущности все, что не есть природа (и, разумеется, Бог). Когда же в середине XIX в., особенно благодаря марксизму и его воздействию на формирование социологической мысли, стала осознаваться особенность общества как системы отношений между людьми в сфере производства и управления, и когда параллельно этому, начиная с учения Фейербаха, заявила о своем праве на существование философская антропология -- учение о человеке как уникальном и важнейшем предмете научного познания и ценностного осмысления, тогда философия культуры должна была очертить более узко и точно границы своего предмета, определяя отличие культуры от общества и от человека (как бы ни учитывались связи этих форм внеприродного бытия и как бы ни соприкасались, а часто и пересекались в общем континууме философского знания социологический, антропологический и культурологический разделы общей онтологической концепции).

Третий этап истории культурологической мысли отличается широким развитием рядом с философским ее рассмотрением различных конкретно-научных культурологических дисциплин, с одной стороны, и форм художественно-образного постижения культуры -- в прозе и поэзии, живописи и музыке, театре и кинематографе -- с другой. (Разумеется, эти различные способы познания-осмысления культуры подчас скрещивались, образуя некие гибриды, теоретико-публицистические или художественно-философские.)

Охватывая общим взглядом это многообразие проявлений современного культурологического знания и учитывая в полной мере взаимодействие всех его основных форм и их разнообразные скрещивания, нельзя в то же время не видеть и не оценивать должным образом особенности философии культуры, тем более, что её ценность часто подвергается сомнению представителями конкретных наук (таково одно из проявлений порожденного позитивизмом и сциентизмом третирования философии как «ненаучной» и потому практически бесполезной формы мышления). Подлежит поэтому специальному выяснению, что же представляет собой в наши дни философия культуры, какую специфическую информацию она может и должна добывать в условиях параллельного развития конкретных культурологических дисциплин и активизации различных способов художественного моделирования культуры.

На нынешнем этапе познавательной деятельности появляется возможность преодолеть эти объективные сложности и подняться от интуитивного ощущения целостности культуры к ее теоретическому осмыслению как системы, отличающейся наивысшей степенью сложности по своему устройству и полифункциональности, системы исторической, саморазвивающейся и саморегулирующейся, органически связанной со своим творцом и творением -- человеком -- и находящейся в постоянном взаимодействии со своей природной и социальной средой. Такой взгляд на культуру позволяет преодолеть и распространенное в культурологической мысли XX в. противопоставление «культуры» и «цивилизации», основанное на сведении первой к одним только духовным ценностям и пренебрежительную трактовку второй как «низшей», неполноценной сферы материальной, технико-технологической и технически-коммуникативной практики; системный взгляд на культуру позволяет видеть в ней сложное взаимодействие и целостное единство материальной и духовной форм деятельности, а также синкретично объединяющей их деятельности художественной.

Какой бы объем знаний о культуре ни добывался всей совокупностью наук, изучающих ее конкретные исторические, этнические, социальные и профессиональные формы (скажем, античную и средневековую, полинезийскую и бушменскую, народную и рыцарскую, научную и художественную), вскрывающих те или иные механизмы функционирования культуры (экономические и технико-технологические, социологические и социально-психологические, семиотические и педагогические), он не содержит ответов на серию существеннейших вопросов: что есть культура? почему и для чего возник такой не известный природе способ существования? как «устроена» культура, каковы ее архитектоника и механизмы функционирования? какие законы управляют ее историческим развитием? как связаны в этом процессе судьбы культуры и жизнь природы, и изменения общественных отношений, и метаморфозы человеческого сознания? Ни одна из конкретных наук не может найти ответа на эти вопросы -- масштаб содержания, универсальность выводят их за пределы компетенции всех частных наук; между тем без знания этого общего нельзя понять конкретное -- ведь оно является модификацией общего, вариацией инвариантного. Потому, открещиваясь от философского уровня познания культуры, все частные культуроведческие дисциплины обречены на чисто эмпирическую, фактолотческую, поверхностную описательность, и потому, как бы ни были они развиты, потребность в философском осмыслении культуры сохраняется, ибо за нее ни одна другая наука не решит рассматриваемых ею теоретических проблем.

3. Назначение философии в культуре (функции философии)

Философия рассматривает культуру в качестве самой плодоносной составляющей цивилизации и выявляет осуществимость именно в культуре отношения человека к миру в лучшем, то есть созидательном, выражении, тогда как в принципе его отношение к миру может быть и разрушительным. В философии раскрывается необходимо деятельностный характер такого отношения, ибо люди, чтобы удовлетворять потребности, должны создавать материальные, социальные и духовные блага, выстраивать общественные отношения, производя и воспроизводя на этой основе самих себя. Культура необходимо вырастает из превращения людьми мира в объект познания, универсального освоения и многообразного практического воздействия. В ее содержательном наполнении выявляется то благое, что человечество силами своей активности берет от мира и что оно привносит в него. Благодаря формированию культуры происходит пролиферация сущего: оно качественно разнообразится и прирастает за счет появления и обогащения ноосферы.

Поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная (правда, в особенном ракурсе).

О возможности философии, быть утехой человеческого духа писали и в средние века - Боэций (V в. н.е., трактат «Утешение философией»), и в Новое время - Маркс (1842 год: «занятия философией успокаивают»), и в ХХ в. Но философии как особому типу мировоззрения в культуре общества присущи только ей единственной функции, которых не имеют ни миф, ни религия, ни научный кругозор.

Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры. Они выражены на философском языке в категориях - интеллектуальных или ценностно-оценочных (морально-эмоциональных); в первом случае, например, категории детерминизма - причины и последствия, случайность и необходимость; в другом случае, к примеру, категории добра и зла, добродетели и порока. Следовательно, функция экспликации универсалий культуры выполняется именно философией.

Во-вторых, философия переводит в логичную, понятную форму суммарные результаты человеческого опыта. Она является их теоретическим выражением на конечном уровне абстракции (что связанно с уровнем духовного освоения мира), то есть выполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта, который она обобщает.

Третья функция философии также связанная с особенностью философского освоения мира - с ее рефлективной природой: философия освобождает мышление от его внутренних ловушек, от скрытых в нем преград к адекватному восприятию мира, то есть выполняет в культуре критическую функцию, поддавая все сомнению, требуя аргументации и отсека положения, которые не выдержали проверки критической рефлексией.

Будучи своеобразным мировоззренческим ситом, философия, таким образом, выступает аккумулятором мировоззренческого опыта и формой его трансляции - это четвертая функция философии в культуре.

Поэтому современному человеку не обязательно каждый раз снова изобретать что-то новое в осмыслении мировоззренческих вопросов (хотя, действительно, формирование мировоззренческой картины мира - особенный индивидуальный творческий процесс), - можно обратиться к истории духовной культуры, прежде всего - к истории философии, чтобы узнать, какие способы решения проблем бытия, сознания, человеческого Я и т.п. предлагались в разные эпохи разными мыслителями, на этом основании некоторые варианты были признаны ошибочными, в итоге, представление об Истине, Добре, Красоте является современными. Чтобы общественная жизнь была сбалансирована, целостна, необходимо, чтобы, культура находила способы согласования всех форм опыта - практического, познавательного, ценностного. Таким способом, который позволяет осмыслить и, следовательно, сопоставить одно с другим, согласовать в какое-то качественное обозначение, которое называют социальным организмом, все формы человеческого опыта, является философия - самосознание культурной эпохи, теоретический уровень мировоззрения, мышления, направленного на самого себя. То есть философии свойственна интегративная функция, и, возможно, сама она является наиболее значимой среди функций в культуре.

Философия культуры сама является частью культуры. Особенность философии культуры состоит, во-первых, в том, что в ней осуществляется рефлексия относительно культуры. Во-вторых, такая рефлексия осуществляется на путях рационально-теоретического мышления. В-третьих, культура осмысливается в ней не в частных своих проявлениях, а как тотальность, как целостность. В-четвертых, философия стремится определить и уяснить смысл и предназначение культуры как тотальности. Наконец, в-пятых, философия культуры ставит вопрос об условиях существования культуры и ее различных форм.

4. Основные направления философской культуры (Восток и Запад; материализм и идеализм)

Философское направление, считающее материю первичным, определяющим началом мира, а дух, сознание вторичным, производным от материи получило название материализм. Противоположное направление, рассматривающее дух как первичное начало, а материю как порождение и следствие духа, называется идеализм. Четкое определение материализма и идеализма было дано еще в XIX веке немецким философом Ф.Шлегелем: «Материализм все объясняет из материи... принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю».

Идеализм представлен в философии древнего мира Запада и Востока в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм. В философии Востока - это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма. В западной философии - это философия Пифагора и Пифагорейского союза, элейская философия, а также философия Сократа, Платона и др.

Древнегреческий философ IV в. до н. э. Платон учил о существовании двух миров - «мира идей» и «мира вещей». «Мир идей» содержит общие понятия, а «мир вещей» - это отблеск «мира идей»: в «мире идей» существуют идеальные сущности, а в «мире вещей» единичные вещи как порождение этих сущностей. Учение об идеях Платон дает в сочинениях «Пир», «Федон», «Федр», «Государство», а проблема отношения идей к материальному миру разрабатывается в сочинениях «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Критий». Он учит, что материя - чистая «инаковость» идеи, ее «несущее». Сущее же материи - идея. Подлинное бытие - это идеальное бытие, напоминающее пирамиду, в основании которой лежит идея прекрасного, выступающая «сутью начала познания и движения», рядом с ней находятся идея блага и идея мудрости (истины).

Таким образом, Платон разрабатывает философскую систему объективного идеализма, в которой «мир идей» порождает «мир вещей». И хотя Платон настаивает на том, что невозможно разорвать идеи и вещи, все же первичным для него оказывается «мир идей».

Аристотель в сочинении «Метафизика» не соглашается с учением Платона об идеях как основе возникновения вещей. Им выдвигается тезис, что нет идеи-сущности вне чувственно воспринимаемой вещи. Общее, возражая Платону, говорил Аристотель, существует лишь в единичном: «Если бы не было единичного, не было бы и общего». В своей «Метафизике» Аристотель отмечает, что философия исследует сущее и его атрибуты, высшие принципы или причины бытия. Это проблемы «общей метафизики». Но есть еще и «частная метафизика», которая изучает «неподвижную субстанцию или первый вечный двигатель».

Вместе с тем следует подчеркнуть, что философские взгляды у многих восточных и западных философов не выступают однозначно - только как материалистические или только как идеалистические. В них сочетаются те и другие идеи. Однако то или иное решение проблемы соотношения материи и сознания в ее различных формах - от осмысления космоса и природы до человека и его личностного бытия - всегда свидетельствует об определенных мировоззренческих ориентирах того или иного философа или философской школы.

С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. В этом отношении показательно конфуцианство, которое, возникнув в V веке до н. э., получило широкое распространение не только в Китае, но и в других странах Востока, ряд его концепций жив и сейчас. Так, например, концепция «сяо», или сыновней почтительности, уважения к старшим, предлагает на основе понимания сущности всех добродетелей строить свое поведение в отношении старших и по возрасту, и по социальной иерархии. Забота о престарелых, уважительное и милосердное к ним отношение, терпимость к их недостаткам, умение использовать ценное из жизненного опыта старших - вот далеко не полный перечень того благоразумного и почтительного поведения, которое Конфуций предлагает людям.

Если обратиться к западной философии, то и в ней хорошо просматривается методологическая функция философии. Например, греческие философы - софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия, ставили своей задачей научить своих учеников хорошо, «сильно» мыслить, выступать со знанием сущности предмета, о котором ведется речь, и использовать свои философские знания в политической деятельности.

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями правителям, старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение в обществе. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами»: инь - женское начало и янь - мужское начало, их соединение с эфиром - ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов - земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия: сансара - перевоплощение, возрождение души, карма - воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьба человека, аскеза - достижение сверхъестественных способностей путем самоограничения, нирвана - высшее состояние, цель человеческих стремлений, «состояние души, освобожденной от оков материи» и др. Конечно, восточная философия использует и традиционно философские категории - движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально - правило, рассуждение, вхождение в предмет, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины: восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание.

Следует отметить, что специфика западной и восточной философии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии это проблемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Так, Конфуций стремится показать необходимость иерархии социальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию: «Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает…».

Следует сказать, что философии древнего мира является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Список использованной литературы

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

2. Конфуций. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. - М., 1972. - Т. 1.

3. Лапина, Т.С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование // Философия и общество. Выпуск №2(50)/2008.

4. Ойзерман, Т.И. Основные вопросы философии / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. - 2005. - №11.

5. Фролов, И.Т. Введение в философию: учеб. для вузов; в 2 ч. /авт. кол.: И.Т.Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева, [и др.]; под общ. ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

6. Фролов, И.Т. Введение в философию. 3-е изд., перераб. и доп. / И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2003.

7. Философия культуры. Становление и развитие. / Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской -- СПб.: Издательство «Лань», 1998.

8. Философия: учеб. для вузов /под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма 2005.

9. Чанышев, А.Н. Философия древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высшая школа, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности развития античной философии. Проблема первоначала у представителей материализма, идеализма и атомистов. Атомистическая концепция античных философов. Основные проблемы зарождения греческой философии. Материализм и идеализм античной философии.

    реферат , добавлен 18.04.2010

    Периодизация античной философии: натурфилософское мышление, философия Платона и Аристотеля, век эллинизма. Античный материализм: Фалес, Гераклит и Демокрит. Идеализм Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля. Историческое значение античной философии.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2015

    Вопрос философии и его стороны. Домарксистские и немарксистские философы. Теоретическое ядро мировоззрения. Основательное, строгое, дисциплинированное мышление. Материализм и идеализм как направления современной философии. Человек в концепции Фейербаха.

    реферат , добавлен 02.03.2010

    Предмет и структура философии - системы представлений о мире и месте в нем человека, выраженной в теоретической форме. Обобщение основных типов философии: материализм и идеализм, дуализм, деизм и пантеизм. Мировоззренческая и методологическая функция.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Общая характеристика немецкой классической философии, ее ведущие направления. Особенности критической философии И. Канта и идеалистической философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. Объективный идеализм Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

    презентация , добавлен 04.12.2014

    Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

    книга , добавлен 06.02.2009

    Материалистические и идеалистические традиции в европейской философии. Материализм и идеализм в философии права. Взаимосвязь между проблемой первичных оснований бытия и формированием материалистической и идеалистической традиций в философской мысли.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2016

    Возникновение и развитие античной философии в Древней Греции. Философия Сократа, Платона, Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Демокрита, Пифагора. Материализм и идеализм. Развитие неоплатонизма, схема основных ступеней бытия, духовное восхождение.

    презентация , добавлен 11.06.2013

    Возрождение и наследие античной философии и культуры. Учение о человеке как ключевая тема софистов. Мифологическое, религиозное как формы сознания. Философское осмысление мира. Этапы взаимоотношения науки и философии. Основные задачи философии политики.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Общая характеристика культурного аспекта в немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Абсолютный идеализм Гегеля и материализм Л. Фейербаха. Завершающий этап развития немецкой философии - идеи и работы К. Маркса и Ф. Энгельса.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»


по дисциплине «Философия»

на тему «Философия в системе культуры»


Выполнила студентка

К.К. Крылова


Москва - 2013


Введение

1 Феномен культуры

1 Значение культуры в решении основного вопроса философии

2 Философия в современной культуре

Заключение

Список литературы


Введение


«Каждый человек в душе философ» - это почти риторическое утверждение все же имеет в себе глубокий смысл. Поскольку представлять или мыслить о вещах, которые находятся вне границ непосредственного восприятия, за явлениями окружающего мира, является неоспоримым свойством человеческой природы, не зависимой от его воли. Однако этот процесс размышления о мире, его явления, основания бытия вещей может быть не только спонтанным, но и управляемым. И если спонтанность здесь, хаотичность является основанием бытового философствования. Бессознательное или осознанное мышление об основаниях бытия вещей, явлений в их целостности, которые опираются на ограниченный жизненный опыт, собственный или опыт других людей, то управляемое размышление, попытка познать мир и место человека в нем, взаимоотношения между человеком и миром - прерогатива собственно философии как науки. Главная задача, которой - сделать попытку вступить в поле мышления, понять объективные и субъективно - человеческие основания и внутреннюю необходимость произведенных в истории форм и направлений философствования.

Однако, как и в индивидуальной жизни каждого, отдельно взятого человека процесс становления мировоззренческих идеалов и поиски путей их достижения сложный и противоречивый, так и в общем историко-эволюционном развитии человечества прослеживаются самые разнообразные тенденции развития философской мысли. Поэтому философию нельзя изучать, акцентируя внимание только на содержании той или иной философской концепции. Ведь концепции - это еще не философия, о чем было известно уже Платону, они - продукт философии, которая, в свою очередь, является активностью, деятельностью для создания этого продукта. Именно эту деятельность, активность и нужно осваивать.

Итак, философия учит в духовно - деятельный способ познавать мир во всей его многогранности и целостности, а также соотношение человека и мира. Сравнив такой вывод с одним из определений культуры, с философской точки зрения, а именно: «...культура есть особый, деятельный способ освоения человеком мира, включая как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле формирования и развития ее» не возможно не заметить тесную связь между понятиями философии и культуры.

Сложное и уникальное явление культуры сосредоточило на себе внимание многих ученых. Отечественная и европейская наука достигла значительных успехов в изучении истории и теории культуры конкретных эпох, регионов, специфики ее структурных элементов, методологии исследования культуры как социальной памяти человечества. И, к сожалению, нет концептуального единства в подходах к целостному процессу развития человечества. Поэтому в современных культурологических исследованиях прослеживается тенденция органического сочетания изучения определенных исторических процессов с выяснением и выявлением общих процессов движения культуры, имея целью создать ее как сложную, динамичную систему, с присущей ей диалектикой прогресса и регресса. Важно не только выяснить, что собой представляет культура, но и какое значение она имеет для человечества, каким образом человек должен организовать свою социокультурную жизнедеятельность, чтобы создать мир Гармонии и Красоты.

культура философия личность


1.1 Феномен культуры


«Культура» (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей.

Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком значении - сфера духовной жизни людей.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, результаты, нормы морали и права и др.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей). Такое понятия «культура» и глубина содержания вызвали множество научных определений. Широта охватываемых культурой явлений влияет на закрепление за этим понятием многих смысловых оттенков, что в свою очередь способствует вариативному его толкованию, пониманию и использованию различными дисциплинами.

Философско-антропологическая направленность в определениях понятие культуры не случайна. Ведь собственно человек является субъектом и носителем культуры. Существование культуры возможно только в человеческом обществе и служит потребностям человека. Яркой иллюстрацией этого является «поэтическая» версия культуры Николая Рериха, по которой культура рассматривается «как любовь к человеку, как синтез действенного блага, очаг просвещения и красоты».

Связь человека и культуры не может быть безосновательной. Основой этой связи является природа, в широком понимании этого слова. Следовательно, для изучения феномена культуры в его существенных и исторических проявлениях следует выяснить соотношение природного и культурного в сфере человеческой жизнедеятельности.

Понятие «природа» - одно из самых широких. Прежде всего, природа занимает все то, что возникло и существует по себе, независимо от воли и желания человека. Как результат обобщения, понятие «природа» охватывает все сущее, весь мир в многообразии его форм, и близкий к понятию материи, универсума, Вселенной. Но это определение более свойственно природе как материальной действительности в ее бытии без человека. Действительность, где появляется человек как природный, но вместе с тем и социально-культурный фактор, характеризуется понятием «природа», которое подразумевает всю совокупность естественных условий существования человека. И уже как такая «природа» фиксирует определенную черту жизнедеятельности человека, отличие внешних объективных обстоятельств человеческого бытия от внутренних особенностей самой человеческой жизнедеятельности.

Понятие «культура», как уже упоминалось, латинского происхождения и первоначально употреблялось для определения процесса обработки почвы.

Даже в этом узком смысле подчеркивается наличие изменений в природном объекте, в зависимости от действий человека в отличие от изменений под действием естественных причин. Понятие «культура» в этом смысле занимает все то, обработанное, преобразованное человеком (обществом), что несет в себе человеческое начало.

Следовательно, такой анализ понятий «природа» и «культура» показывает их различие: под культурой следует понимать то, что создано человеком, то есть - искусственное; под естественной - все натуральное, что существует, по не зависящим от человека законам мироздания.

В то же время культура является средством сочетания человека с природой. И чем гармоничнее взаимодействие человека и природы, тем качественнее ее жизнь с точки зрения культурного развития.

Феномен культуры свидетельствует, что в самых общих чертах культура представляет собой материальный и духовный прогресс, как индивидов, так и общества. Универсальное (общечеловеческое) и личностно-индивидуальное сочетаются в культуре, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека, находясь в диалектической взаимосвязи с ними.



Философские категории характеризуются сочетанием в себе универсальности и мировоззренческой значимости. Универсальность заключается в отражении таких свойств, которые определяют сущность отношений человека и мира, мировоззренческое значение - философские категории пользуются осмыслению и формулировке решения основного вопроса мировоззрения (отношений между человеком и миром).

Многозначимость понятий «культура», на первый взгляд, препятствует ее определению как философской категории. Но, попробовав целостно рассмотреть феномен культуры с философской точки зрения можно несколько обобщить определение культуры.

Если рассматривать культуру не просто приложением к жизни расходящихся явлений, а как систему, органическое целое, подобно учение Эрнеста Кассиера, по которым язык, миф, наука и искусство являются специфическими «символическими формами»; философия культуры тождественна философии символических форм, культуроведение же толкует эти символы, по которым ширина понимание понятия «культура» несколько сузится.

Интересной является культурологическая концепция Макса Вебера, где понятие культуры рассматривается как ценностное; исторический процесс представлен как надстройка типов культур, имеющих свою собственную сущность, формы, ритм развития.

Макс Шелер рассматривал культуру как сферу идеальных (формируются искусством, религией, философией) и реальных, материальных (экономика, государство, семья) потребностей, которые содержатся в структуре духа человека.

Как видим, понятие культуры тесно связано с сущностью человека, человеческой деятельностью. Более того, культура без человека просто не возможна. Несмотря на разноаспектность определения культуры с философской точки зрения (природосоответствие, духовность, материальность, универсальность, индивидуальность, социальность, историчность) можно выделить объединяющую их особенность. Через перечисленные аспекты культура освещается как выражение сущности человека в отношении ее к окружающему миру.

Таким образом, культура является миром человека, в котором окружающая действительность очеловечивается, чтобы быть понятнее, а внутренний мир человека трансформируется в природу.

Как философская категория «культура» является универсальной по той причине, что в понятии культуры как деятельной сферы отношений человека и мира отражается содержание основного вопроса философии, а также через культуру человек имеет возможность осмыслить и решить его.

Глава 2. Философия в системе культуры


2.1 Значение культуры в решении основного вопроса философии


Изучая такие далекие от повседневно-практической жизни вещи, философия на первый взгляд, кажется не нужной в повседневной жизни. Ведь, в основном, бытует мнение, что для обеспечения условий нормальной жизни нужно, прежде всего, удовлетворение базовых потребностей в пище, жилище, безопасности, общении и т.д. Однако, кроме базовых потребностей, человек имеет и ряд других - потребности в самоутверждении, творчества, в реализации своего потенциала.

Осмысление «высших» потребностей философией, не означает, что изучив их, с философской точки зрения, человек обязательного станет творческой личностью, самореализуется и т.д. Философия только помогает этому. Будучи основой мировоззрения, она определяет мировоззрение человека, влияет на формирование мировоззренческих идеалов и пути их становления и претворения в реальную жизнь.

Американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом рассматривают мировоззренческий идеал, как идеал полнофункциональной личности. Переосмыслив некоторые из их взглядов, можно конкретизировать содержание этого идеала.

Одной из основных характеристик полнофункционального лица как такого, что способно к самоосуществлению, является способность к самостоятельному мышлению. Этот признак предполагает способность личности самостоятельно формировать собственные отношения и убеждения. Такой человек является свободной от жестких мировоззренческих и поведенческо-личностных зависимостей. Другой характеристикой является глубокое самосознание. Содержание ее тесно связано с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональный человек оценивает себя, свои действия, возможности. Именно философия является основанием рефлексивной переоценки «базовых интеллектуальных оснований» жизни. Только философская рефлексия способна привести к осознанию раньше не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченность, осуществить выход за эти пределы и сформировать более адекватные основания существования.

Следующий признак - гибкость. Нестабильность, кардинальные изменения в мире человеческого бытия способны сломать только жесткие, подобные мифологическим воззрениям, мировоззренческие ориентиры человека. И человека, который способен к постоянному саморефлексованому контролю, к перестройке, которая может понимать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества, они не в состоянии расшатать и нарушить.

Философия с начала своего существования предлагает рассматривать мир в его перспективе, каждую вещь в зависимости от целого, создает общую картину действительности, где всегда находится место для надежды, веры, любви, которым под силу удержать человека над пропастью небытия.

Еще одна важная характеристика полнофункциональной личности заключается в способности к творчеству. Творчество проявляется не только в сфере искусства. Творческий человек не стандартно решает любые вопросы во всех сферах своей жизнедеятельности, на всех уровнях. Основой творчества является философия. Благодаря ей человек способен абстрагироваться от своих чисто субъективных переживаний, взглянуть на вещи со стороны, постичь мир во всей его целостности, выйдя из-за пределов собственной человеческой ограниченности. Такой объективный философский взгляд на мир предоставляет возможность открыть новые перспективы решения существующих проблем.

Следующей особенностью полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, - это четко концептуализирована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и т.д. Поскольку аксиология является отраслью философии, то это дает возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.

Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл говорил, что наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом, является крайне важным.

Потеря или отсутствие смысла жизни, что определяется «высшими» потребностями, даже в условиях прекрасной карьеры и хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, часто приводит к психическим неврозам, иногда к самоубийству.

Плохо, когда человек не находит. Душевное здоровье человека в прямой зависимости от напряжения, которое возникает в психике человека, который осознает разрыв между тем, кем она является, и тем, кем она могла бы стать. В. Франкл считает философию основой метода логотерапии, лечение смыслом.

Философия учит человека, какой идеал она может для себя создать и каким путем достичь. Культура же, будучи деятельным способом освоения мира, приспособления к нему, является особым путем к воплощению мировоззренческого идеала в жизни человека. Философия - сфера деятельности человеческого духа, уникальный язык, овладев которым человек может найти общий язык с миром, познать закономерности мироздания и собственно своего существования. Культура же, в таком сравнении, послужит своеобразным речевым аппаратом. Изучая философию, человек изучает язык мира, а через культуру она общается с ним.

Для осознания значения культуры в решении основного вопроса философии является важным опыт человечества относительно становления мировоззренческих идеалов. Осознав ошибки и достижения прошлого, как человеку, так и человечеству в целом, было бы легче определиться с ценностными ориентирами, найти пути решения актуальных проблем, стоящих перед человеком.

Следовательно, изучение культуротворческого процесса с философской точки зрения является чрезвычайно актуальным. Ведь именно в общественно-исторической памяти человечества, этой чрезвычайной казны ценностей, хранятся ответы на главные вопросы, находятся лекарства и утешение для страждущих человеческих душ, здесь можно найти путь к истинному человеческому счастью. Опять же, высказанное мнение не следует понимать как то, что, освоив точно философию и культурологию в философском аспекте, можно получить готовый ответ на вопрос, что является смыслом жизни, что есть Истина. Конечно, нет. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, философия не дает готовых ответов, а только учит их находить, соответственно же и культура является отражением попыток поиска мировоззренческих ориентиров, попыток приближения к Истине.

В культуре «высшие» чувства, мировоззренческие идеалы отдельных людей становятся идеалами человечества в целом. Сохраняясь в формах исторических типов культуры, они становятся достоянием опыта человечества, которые должны использоваться будущими поколениями для создания мира Гармонии и Красоты, служить построению такого общества, в котором человек чувствовал бы себя счастливым в философском смысле этого слова.

2.2 Философия в современной культуре


Философия сегодня чаще проявляет прямой практический смысл. Цивилизация вступает в переломный момент. Старые формы культуры требуют изменения. Необходимы новые способы понимания мира и человека в новой системе ценностей. На многие вопросы, которые возникли сегодня, человечество пока не может дать ответа. В наше время можно говорить о кризисе цивилизации и человека. Выход из этого кризиса невозможен без участия философии (как и всегда в прошлом, философия приобретала особое значение именно в переломные моменты развития культуры). Иногда говорят, что наше время «лишилось каких-либо утопий». На самом деле человек всегда будет стремиться к совершенствованию, улучшению того, что есть, к проектированию будущего и формулировке идеалов. Идеи межкультурного диалога или совершенствования человеческой телесности, которые сегодня обсуждаются, между прочим, и являются такими идеалами (можно даже сказать, современными утопиями).

Другой вопрос, насколько они хороши. Но в любом случае понятно, что и их формулировки, и выявление условий их возможности и желательности невозможны без участия философии. Сегодня в философии остро встала задача не только выявить основания различных форм деятельности и формулирование способов их возможных изменений, но и сохранить и спасти те ценности, без которых, ни человек, ни культура невозможны (ценности свободы, лица, рациональности). В современном потоке разнообразных изменений возникла угроза существованию самого человека.

Философия сегодня более специализируется. Современный философ не может быть хорошим знатоком и логики, и этики, и политической философии, как бывало в прошлом. Он не может строить всеобъемлющих систем, как это делали Аристотель или Г. Гегель. Он осознает, что его построения не могут претендовать на абсолютность, ибо связаны с осмыслением конкретной культурной ситуации, которая быстро меняется, сегодня быстрее, чем раньше. Философ хорошо понимает, что предложенные им концепции имеют гипотетический характер и даже если они будут приняты и повлияют на те, или иные формы деятельности, в будущем, наверное, будут скорректированы и трансформированы. Сегодня философ не может занимать позиции постороннего наблюдателя, который извне только рефлектирует над основаниями разных типов деятельности.

Ибо теперь ясно, что философская рефлексия вовлекается в деятельность, меняет ее и при этом сама меняется. Философ осознает себя активным участником процесса культуротворчества в его различных формах, участником внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Философия больше не может претендовать на поиск «вечных истин», зато умножается ее постоянное развитие вместе с непрерывным обновлением человека и культуры. Поэтому «конец философии» невозможен в двух смыслах: и потому, что ни одна философская концепция не может сегодня дать окончательного решения философских проблем, и потому, что потребность в философском осмыслении различных форм культурной деятельности не только не исчезла, а стала острее, чем раньше.


Заключение


Значение философии в жизни человека, конечно, бесспорно. Ее изучение помогает систематизировать личный опыт, формирует упорядоченную систему знаний о мире, систему ценностей, ориентиров. Это помогает человеку чувствовать себя свободным, независимым от внешних влияний на его жизнь, поскольку, зная законы мироздания, он может к ним приспособиться. Знакомясь с историей философской мысли человек, узнает о разных точках зрения, что способствует развитию открытости, толерантности, человечности. И кроме личностной, философия имеет еще и общую значимость и выполняет ряд важных функций. Среди них выделяется мировоззренческая, методологическая, познавательная, и др. Здесь следует принять во внимание то, что функции философии имеют смысл лишь тогда, когда философия выступает элементом более широкой социально-культурной системы, вызванной к жизни этой системой, и способствует целостности и в то же время развития.

Ведь философия коренится в социально-культурной системе, является основанием для её существования. Философия помогает человеку узнать о мире, и возможности сосуществования его с человечеством, но только на теоретическом уровне. Осуществить это практически человек может через социокультурную систему.

Для человека имеет решающее значение не сам предмет культуры (форма и буквальный смысл), а его идейное содержание. При этом ценность идеи, воплощенная в той или иной объективной форме культуры, определяется тем, насколько она (идея) воплощает в себе благо для человека. Сам собой предмет культуры не имеет никакой ценности, если не является воплощением высоких чувств. В конце концов, совершенные образцы культуры являются таковыми не благодаря своей «мертвой объективной форме», а идейному содержанию, что нашел там воплощения. Ведь стимул жизни следует искать не в предметах материальной и духовной культуры, а в информации, которую они в себе несут.

Таким образом, через предметы культуры осуществляется диалог между людьми разных исторических эпох и различных культур. Диалог, в процессе которого человечество вот уже на протяжении тысячелетий пытается выяснить актуальный для себя вопрос - в чем же заключается смысл жизни, которым является истинное предназначение человека.

Взаимосвязь философии и культуры существует не только в смысле философии как формирующей образы идеального бытия, мировоззренческих ориентиров на пути к Истине, но и культуры, в свою очередь, как средства воплощения их (мировоззренческих ориентиров) в реальную жизнь человека в формах общественно-исторических типов культуры. Ведь существование философии вне культуры не имеет смысла и вообще не возможно. Философия - это активность, деятельность человеческой мысли, а человеческая деятельность является сферой культуры.

Следовательно, и философия, и культура являются полем деятельности человеческого духа. И философия, и культура в их диалектической взаимосвязи служат человеку, помогают познать мир и приспособить его к своим потребностям. Приспосабливая мир, человек и сам подстраивается к его явлениям, законам мироздания. Вооружившись философскими знаниями, обобщив позитивный социокультурный опыт, человек все же имеет возможность устроить свою жизнь так, чтобы быть счастливым.


Список использованной литературы:


1. Алексеев П.В. Философия: учеб. / П.В. Алексеев, П.В. Панин, А.В. Панин. - 3-е изд., Проспект, 2008. - 348 с.

История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. - СПб.: Питер, 2010. - 261 с.

История мировой культуры: Учеб. пособие / Руководитель авт. коллектива Л.Т. Левчук. - Киев: Лыбидь, 2009. - 368 с.

Кармин А.С. Философия: учеб. для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. - СПб.: Питер, 2009. - 457 с.

Кохановский В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 269 с.

Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В.П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 368 с.

Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной., 2009. - 362 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.