Рис плюсы и минусы. Белый рис: плюсы и минусы любимой крупы . Противопоказания рисовой диеты

Свадебный наряд на Руси

Ольга Самойлова

Свадебный наряд русской невесты

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…

История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, вместе с отделения церкви от государства и отменой венчания. До этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.

В старину девушка, выходящая замуж, считалась "умершей" для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.

На венчание девушка шла в "траурных", печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.


Русская невеста

Подвенечный наряд для невесты, в основном, состоял из комплекса одежд с сарафаном. Свадебный сарафан русской невесты был настоящим произведением искусства - ведь он демонстрировал мастерство рукоделия будущей хозяйки и материальную обеспеченность ее семьи. Часто подвенечные наряды передавались из поколения в поколение и служили частью приданого невесты.

Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью. Шился он из парчи, и оторачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг.

Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткую широкую душегрею, напоминающую жакет. Она также богато отделывалась вышивкой, позументами и канителью.

Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались "плакательными", и выполняли "защитную" функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.

Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.



Свадебный головной убор русской невесты

Головные уборы русских невест

Украшением головы невесты в древности являлся венок, сплетенный из полевых цветов. Позднее появились головные уборы, служившие интерпретацией венку - ленты, обручи, охватывающие область лбы и закрепленные на затылке. Головной убор также богато украшался. Волосы могли быть распущенными, либо заплетенными в одну косу.

Особое место можно отвести украшениям косы невесты. такие украшения назывались косниками и представляли собой богато расшитые ленты с объемными подвесками на концах, расшитые бисером, жемчугом, бахромой, кружевом.

Сразу после венчания прическа невесты менялась на две заплетенные косы, которые оборачивались вокруг головы. Голова обязательно покрывалась женским головным убором - кокошником, повойником, сорокой, или другим видом головного убора.


Свадебный наряд жениха

Свадебный наряд жениха

Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.

Свадебный мужской наряд состоял из темно-синих, в тонкую полоску, штанов из домотканого сукна, рубахи, отделанной вышивкой и тканого пояса. Иногда ансамбль дополнял кафтан или шуба. Во время венчания жениха нередко подпоясывали искусно расшитым полотенцем.

Рубаха украшалась широким узором вышивки красного цвета по рукавам и подолу. Иногда расшивалась и грудь. Свадебная рубаха готовилась руками невесты, которая с молитвами вышивала ее, вкладывая в узор своеобразное послание с пожеланиями благополучия, доброты и любви.

История культуры каждого народа включает в себя самые разнообразные обряды и верования. И, наверно, самыми красочными и разнообразными были .

Повлияли на формирование вышеупомянутых в первую очередь старинные народные поверья.

История формирования свадебных обрядов на Руси

Свадебные обряды на Руси уходят своими корнями в языческие времена, до принятия христианства, люди просили у различных божеств расположения к новообразовавшейся семье, проводя для этого всевозможные ритуалы. После крещения Руси произошло слияние верований, что и породило уникальную, свойственную только ей систему свадебных обрядов. Немалое влияние на традиционный русский свадебный обряд оказали и иностранные традиции. Так, например, обмен обручальными кольцами и венчальные свечи пришли на территорию Руси с древней Греции, осыпание новобрачных льном – от римлян. Все это придало необычайный колорит русским свадебным обрядам.

Предварительные свадебные обряды

Выбором невесты на Руси согласно древней традиции занимались только родители жениха, и чаще всего его мнение при этом не учитывалось. В то время очень популярными были весенне-летние гулянья, на которых и происходила своеобразная презентация невест.

Девушки в лучших своих нарядах с песнями ходили по деревням, давая возможность хорошенько себя рассмотреть. Оценивалась не только красота девушки, но и её умение вести домашнее хозяйство, мастерство рукоделия, и самое главное её приданое. После того, как выбор был сделан, в семью будущей невесты засылали сватов.

Сватовство

Старинные предания гласят, что для удачного брака необходимо было найти отличных сватов. Выбирали их из замужних людей, обладающих талантом ораторства и убеждения. Самыми удачными днями для сватовства считались четверг, вторник, суббота и воскресенье.

Дабы избежать сглаза имена сватов и сам день сватовства держали втайне, и в путь они должны были отправляться только после заката солнца. Ни в коем случае нельзя было разговаривать с кем-либо по дороге. На некоторых территориях древней Руси, сватов перед дорогой забрасывали головными уборами или же хлестали. Придя в дом потенциальной невесты, сваты начинали бойко расхваливать жениха, не забывая при этом рассматривать все вокруг. Если родители девушки соглашались, наступал очередной этап свадебных обрядов – смотрины.

Смотрины

Примерно через неделю после обряда сватовства происходили смотрины – такая своеобразная презентация невесты родителям жениха. Помимо будущих молодоженов, на смотринах всегда присутствовали родственники с обеих сторон, а также близкие подруги девушки, которые сопровождали весь обряд песнями.

Для будущей невесты это было нелегкое испытание.Разговаривать во время обряда она могла лишь в самых крайних случаях, нередко её просили продемонстрировать своё мастерство рукоделия или приготовить ужин для собравшихся под суровыми взглядами будущих родственников. Если презентация проходила успешно, отец жениха целовал невесту в обе щеки в знак того, что девушка ему понравилась. На смотринах девушка могла и отказаться выходить замуж. Однако встречалось подобное довольно редко, так как в те, далекие времена, мало какая девушка осмеливалась перечить своим родителям.

Сговор

После смотрин происходил обряд сговора, на котором и решались все главные вопросы, относительно предстоящей свадьбы. Когда стороны договаривались, в избу приглашалась молодая, которую с этих пор называли невестой. Будущие молодожены целовали иконы и друг друга.

Отказ от свадьбы с этого момента был невозможен и считался страшным грехом.

День накануне свадьбы

Накануне свадьбы для невесты обязательно растапливали баню – своеобразный символ прощания с девичеством и отчим домом. Туда её сопровождали подружки, неся с собою красиво украшенный веничек. Все это сопровождалось песнями и специальными ритуалами, которые должны были уберечь невесту от сглаза, порчи и укрепить её связь с будущим мужем. Девушке в последний раз заплетали девичью косу, а потом начинался своеобразный девичник, на котором пелись песни. Но в некоторых местах древней Руси, вместо распевания веселых песен, девушке полагалась горько плакать за своим девичеством.

Жених в это время тоже не скучал. С друзьями и родственниками мужского пола они весело праздновали завершение его холостой жизни, распивая мед и пиво и вспоминая различные истории.

Свадебный наряд невесты

Первым делом утром невеста умывалась холодной водой, а после шла к родителям за благословением. После этого начинался обряд одевания невесты. Прежде всего, голое тело девушки обматывали лыком, для того чтобы защитить её от чар злых колдунов. Под пазуху клали немного шерсти, льна и мыла, для того, чтобы одежда её всегда была качественной и чистой. На шею вешали пряники и крендельки – символы сытой жизни.

Традиционный свадебный наряд невесты на древней Руси сильно отличался от современного варианта. Но все же белый цвет был обязательной его составляющей. Наряд состоял из рубахи и широкой юбки или же сарафана. Рубаха искусно украшалась вышивкой, каждый элемент которой имел свое символическое значение. Юбка и низ сарафана были пестрых расцветок и подшиты снизу бисером, дабы уберечься от злых сил, живущих под землей. Кроме традиционной косы, голову невесты могли украшать ленточки и живые цветы.

Свадебный наряд жениха

Главным элементом свадебного наряда жениха на Руси был платок, подаренный ему невестой. Повязывали его ему на шею, или же он выглядывал из кармана брюк. Костюм состоял из светлых штанов и яркой, желательно льняной или шелковой рубахи. Непосредственно перед венчанием жениха подпоясывали роскошным вышитым рушником.

Выкуп

Ни одна свадьба на Руси не проходила без выкупа. Пока невесту наряжали к свадьбе, в семье жениха готовились к выкупу молодой. По одной из традиций все подарки для выкупа молодой должен был изготовить своими руками. Первые испытания поджидали жениха еще на пути к дому девушки. Как говорится, дорога к счастью легкой не бывает. Родственники и друзья невесты делали все возможное, что б жених прочувствовал это на себе.

Жениху приходилось перепиливать широкие бревна, чтобы доказать насколько он силен. Пройдя дорожные испытания, он оказывался у дома невесты, где его поджидали родители с новой порцией сюрпризов. Жениху предстояло отгадать несколько каверзных загадок, и за неправильный ответ его штрафовали. Войдя в комнату невесты, ему предстояло угадать свою суженую среди сидящих к нему спиной, одинаково одетых девушек. В итоге, угадав наконец-то свою будущую супругу, жених занимал место возле нее, и родители невесты благословляли их, после молодые отправлялись в церковь. Дорогу перед ними тщательно подметали, что б никто из недоброжелателей не смог подкинуть им заговоренную вещицу.

Венчание

До принятия христианства молодые отправлялись на луг, где им надевали специальные венки, проводились хороводы вокруг украшенной березы, пелись обрядовые песни. При этом от молодых всячески отгоняли злых духов водой, дымом и огнем. С приходом христианства старинные обычаи венчания древней Руси заменил церковный . При выходе из церкви молодых осыпали льняными семечками.

После венчания все отправлялись в дом жениха, где начинался свадебный пир. Самое интересное, что молодые за столом ничего не ели, а только принимали поздравления. И при третьей смене блюд их провожали в супружескую постель, а пир разгорался еще сильнее. Утром молодоженов будили, сваха демонстрировала всем любопытным рубашку невесты со следами невинности, и после молодых провожали в натопленную баню.

Свадебные традиции на Руси отличались неимоверным колоритом, проходили весело и с задором и заслуживают того, что б их помнили.

Русский народ всегда и в любом деле находит свой путь, отличный от других. Свадебные традиции, обряды и, конечно, костюмы молодых отличаются от тех, что приняты в других странах.

В дни, когда происходила свадьба, примирялись даже самые злейшие враги, люди забывали про все обиды и старались не задевать ничьи чувства.

Свадебный наряд невесты, к сожалению, не дошел до наших дней в том виде, в котором его носили в старину, и на современной свадьбе его не встретишь. Но, тем не менее, России можно гордиться уникальностью и необычной красочностью этого наряда, который является, причем даже самый бедный, поистине музейным экспонатом и произведением искусства, и его можно выставлять в музеях и рассказывать о нем посетителям.

А началось все достаточно просто: венки украшали голову девушки, выходящей замуж, а первым свадебным платьем была рубашка. Возможно, прообразом ее послужил греческий хитон, потому что считается, что свадебное платье пришло из Греции: там было принято простой холст прямоугольной формы скреплять на плече - назывался он "пеплос". Точно таким же образом была первая сшита свадебная рубашка невесты на Руси. Сшивался холст на плече, оставалась прорезь для головы, и сшивались бока - оставались прорези для рук. Все это вышивалось красивым рисунком, который являлся оберегом невесты, вышивка шла по вороту и подолу, рукава в те времена не расшивали. И в то же время это было первое украшение свадебного платья невесты на Руси. Позже к наряду добавились ленты, которые либо вышивали, либо вязали сами невесты, ленты крепили как на голову, так и на рубаху, и при ходьбе они развевались, придавая девушке некоторую таинственность и легкость. А еще вышивка защищала девушку, вывязанные же ленты тоже были своеобразным оберегом и талисманом. Все украшения в то время были знаковыми, и что-то да обозначали. Иногда под венок одевали покрывало, это было своеобразной фатой, потом в некоторых областях Руси эта традиция отошла и возродилась уже вместе с европейским белым платьем невесты.

И лишь спустя несколько столетий на Руси появился «завершенный» наряд невесты, то есть поверх рубахи стали надевать сарафан. И он на долгие годы прочно занял свое место в убранстве невесты на Руси.

Основной цвет в свадебном обряде и костюме - это красный. Белый цвет на Руси всегда считался цветом святости и не применялся в свадебных нарядах, будь это сватовство, венчание или непосредственно свадьба. Сейчас белый цвет символизирует невинность и целомудрие, но в те времена белый цвет был цветом траура, причем даже не столько траура, сколько прошлого, памяти и забвения.

Стоит отметить, что нарядов на свадьбу невеста имела несколько: один предназначался на девичник, другой - на венчание и последний - на саму свадьбу, которая проходила после венчания.

Более того, невеста на венчание одевалась скромно и зачастую - в черные цвета. Это символизировало то, что девушка «умерла» для старой семьи и для своего девичества. После венчания ее облачали в красочное и необычайно богатое убранство, показывая тем самым, что она радостно вступает в новую семью и у нее начинается новая жизнь.

Даже само слово - облачали - такое красивое, глубокое и емкое, говорит о том, как бережно на Руси относились к вступлению в брачный союз двух людей, и как ценилось рождение новой семьи. Девушку любовно и старательно облачали, убирали, наряжали и готовили к новой для нее жизни. Женщина, которая помогала одевать невесту, называлась "снарядиха", обычно это делала близкая родственница невесты. Обувь для невесты присылал жених - этим он показывал, что теперь она с ним пройдет по всей жизни. А надевал девушке башмачок так называемый "свадебный отрок" - им так же должен был быть кто-то из родственников невесты.

Каждый регион Руси имел свой свадебный костюм, но он неизменно состоял из рубахи и сарафана, отличие заключалось в отделке, поясе, которым подвязывался сарафан, в украшениях, которые надевались на шею и голову.


Фотограф Чикина Ольга

Существовали и свадебные приметы, связанные с нарядом невесты. Например, в подол перед свадьбой вкалывали булавки - от сглаза. В обувь клали монетки, что символизировало богатую совместную жизнь. А молодоженов осыпали овсом или рожью.

Если свадьба происходила в богатом и княжеском семействе, то невеста надевала еще и мантию - это нечто вроде плащика, который накидывали поверх сарафана. Мантия шилась из дорогих и тяжелых тканей, например, из парчи. Накидка эта обязательно отделывалась шитьем и дорогими камнями.

А в других губерниях одевали душегрейку, которая тоже была праздничной и напоминала жакет, весь расшитый и украшенный узорами, принятыми в данной области. Только жакет этот был очень короткий.

Свадьбы на Руси, как правило, справляли осенью и зимой - в довольное суровое время года. Именно поэтому убранство невесты было столь «массивным», ведь нужно было и наряд показать, и при этом он должен был согревать девушку.

В основном праздничные наряды невест различались только по богатству шитья и отделок, но в обязательном порядке основу его составлял сарафан и рубаха под ним, и, конечно, череда нижних юбок, которые придавали пышность - в ту пору ценились девушки округлых форм.

Свои наряды девушки получали либо по наследству и добавляли в отделку что-то свое, либо сами шили, начиная готовиться к свадьбе, будучи еще совсем юными, вкладывая в каждый стежок вышивки свою душу. Может, поэтому готовый наряд выглядел столь завораживающе красиво.

После свадьбы существовал еще один наряд - уже для молодой жены: на второй день свадьбы она выходила к гостям в лучшем платье и в пышной поневе, которая была очень густо расшита орнаментом и имела темный цвет. Понева - это такая запашная юбка, порой их было несколько. Талию опоясывал широкий тканый или вывязанный пояс. На голове красовался убор замужней женщины.

Красный цвет в убранстве невесты на Руси царил до правления Екатерины II, которая первой сделала свой свадебный наряд белым. И он закрепился в России, отодвинув прежний, который стал постепенно олицетворять собой старомодность и традиционность.

Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль , его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.

Особенности русского свадебного костюма

Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным ) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

русское платье с мстерской вышивкой

В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи , а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.

Платье в русском стиле

Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка. Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет изысканного декора , который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц. Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора. И наиболее ярко они проявляли свой удивительный талант именно в украшении свадебных нарядов.

Уникальный декор сарафана

свадьба в русском стиле

Основой свадебного наряда невесты на Руси был сарафан . Эта одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, бисером, яркой тесьмой. Самыми красивыми, разумеется, были сарафаны невест из богатых, знатных семей. Они шились из роскошных тканей, в том числе, из парчи, декорировались натуральным жемчугом, ценным мехом. Эффектный и дорогой декор делал одежду не только красивой, но и достаточно тяжелой: сарафаны богатых невест могли весить порядка 10 кг и даже больше.

Поверх сарафана невесты часто надевали укороченные душегреи — одежду, по крою напоминавшую современные жакеты. Душегреи тоже украшались — в основном, канителью, фактурной вышивкой.
Еще один элемент свадебного наряда — венчальная рубаха. В разных регионах страны было принято украшать такую одежду по-разному. Различались рубахи и по крою: они могли быть длинными, укороченными, узкими, широкими, некоторые предметы одежды имели прорези по бокам.

Под сарафан невесты было принято поддевать сразу несколько юбок — для того, чтобы придать фигуре визуальный объем. Также юбки использовались в качестве нижнего белья.

Головные уборы русских невест

Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшения — косники , которые представляли собой красивые ленты с вышивкой, натуральным жемчугом, ажурным кружевом, бисером, с массивными подвесками.

накосник

Накосник

Одну косу невеста могла носить до венчания, а уже после она заплетала волосы в две косы, которые оборачивались вокруг головы. После венчания девушка надевала соответствующий своему статусу головной убор — повойник, кокошник, сороку. Как и другие элементы свадебных костюмов, кокошники имели роскошный декор. Особую ценность представляли кокошники с жемчугом, которые выглядели как настоящие произведения искусства. Отношение к ним было соответствующее: жемчужные кокошники почитались за семейные реликвии, и передавались из поколения в поколение.

кокошник, вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Свадебный венец

Девичий венец

Пояс невесты

Следует упомянуть и такую деталь, как пояс . Пояса делали выгодный акцент на красоте женской фигуры, ее формах. Такие аксессуары выполняли и практические функции — фиксировали одежду. Для свадебных нарядов выбирались искусно украшенные пояса из плотного материала. Способ завязывания пояса зависел от длины аксессуара. В некоторых областях у невест было принято надевать сразу несколько поясов — считалось, что так наряд выглядит богаче и эффектнее. Пояса завязывались на узел, их концы могли быть закручены.

Наряд жениха

Что касается русского свадебного наряда жениха , то он был одинаковым во всех регионах страны. Основными элементами костюма были брюки из сукна, рубаха с красивой вышивкой и пояс. Нередко костюмы дополнялись шубами , теплыми, красиво расшитыми кафтанами — причем, вне зависимости от времени года. На венчании жених стоял, подпоясанный вышитым полотенцем.

Рубаха жениха обязательно должна была быть украшенной. К декору предъявлялись особые требования — вышивка красного цвета (если рубаха была белой) по линии подола и на рукавах. Также вышивкой украшался участок груди. Были распространены и яркие красные рубахи, которые смотрелись особенно празднично. Цвет брюк жениха принципиального значения не имел, однако предпочтение тоже отдавалось ярким гаммам.

Интересный факт: рубашку для жениха вышивала его невеста. Процесс вышивания у девушек на Руси было принято сопровождать молитвами: таким образом, девушка делала своему суженому своеобразное послание через узор, желала ему любви, благополучия, здоровья.

Крой свадебной мужской одежды оставался неизменным на протяжении многих столетий. Небольшие изменения касались отдельных элементов одежды, например, воротника. Косоворотка, которую сегодня многие ассоциируют с национальным мужским костюмом, появилась относительно поздно. Исконно русскими можно считать, скорее, мужские рубахи с прямым вырезом на участке горловины.

Свадебный наряд как традиция

Практически каждый элемент свадебного наряда на Руси имел особое значение, был глубоко символичным. Примечательно, что его удалось сохранить. Несмотря на сложные времена, которые переживала страна, традиции, связанные с русской свадьбой, бережно передавались из поколения в поколения. Во многом, благодаря этому их удалось сохранить. Многие современные девушки, знакомящиеся с традициями русского свадебного костюма, часто замечают знакомые черты, элементы.

Русский свадебный наряд сегодня

Свадьбы в русском стиле становятся все более популярными. Невеста в кокошнике, жених в красиво расшитом кафтане — то, что уже давно не считается экзотикой, проявлением китча. Многие молодожены делают выбор в пользу национальных костюмов, отказываясь от привычной торжественной одежды, успевшей надоесть.

Русский свадебный костюм

Современных женихов и невест привлекает самобытность национального свадебного костюма, его яркость, колорит, уникальный декор. Эффектные, красивые наряды в русском стиле создают по-настоящему праздничную атмосферу на свадьбе, формируют особое настроение у жениха, невесты и их гостей. Все, кто присутствовал на свадебных торжествах в русском стиле, отмечают: национальные наряды по-настоящему украшают собой новобрачных. Русская свадебная одежда подчеркивает женственность и красоту невесты, делает акцент на мужественности жениха.

свадьба в русском стиле

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам: