Плещеев первые весенние цветы конспект урока. Урок литературного чтения «Стихотворение А.Н.Плещеева «Весна. И лес оденется листвою

Ход урока.
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок и позвал нас на урок.
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.
- Предлагаю музыкальную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, послушайте и подумайте какое, время года вы услышали.
1) Прослушивание записи Э. Грига «Ручей» (во время слушания тихонько говорю детям: вот бежит ручеёк, вот запели птички, вот зашумели деревья.)
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
- Какому времени года мы посвятим сегодняшний урок?
- А сейчас закройте глазки и произнесите про себя слово весна. Что вы представили себе?
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
-Давайте составим ассоциативную карту к слову весна.
2) Составление ассоциативной карты к слову ВЕСНА.
Солнышко ручьи тепло

Скворцы
ВЕСНА сосульки

Радость
мяч скакалка
– Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? Чем так привлекательно это время года? (Медленно тает снег. То оттепель, то заморозки по утрам. С крыш свисают длинные сосульки. Небо ясно-голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в селе. На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну).
Региональный компонент:
- Ребята, а где вы могли видеть сосульки?
Постановка темы и цели урока.
1) Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Вот уж снег последний в поле тает».
- Как вы думаете, с каким литературным жанром мы будем работать: сказка, рассказ или стихотворение? (Правильно, молодцы!)
- Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение, которое мы будем изучать на уроке?
-2) Мы показали свое видение весны. Узнали, как в музыке представляют это время года.
- А вот теперь познакомимся со стихотворение «Весна», и увидим, какой и как рисует весну поэт Алексей Николаевич Плещеев. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением.
- Послушайте сообщение о поэте.
Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 декабря 1825 года в дворянской семье. Он рано лишился отца, но мать смогла дать ему хорошее образование и воспитание. Много испытаний выпало на его долю, но Алексей Николаевич Плещеев всегда оставался добрым человеком.
3) – Я прочитаю вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна».
- А вы подумайте, какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения.
Стихотворение наизусть читает учитель:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!» – читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят – кто больше всех
Природы любит обновленье!

О чем это стихотворение?
-Какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения? (Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья).
– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права? (Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо).
– Какой главный образ вы можете отметить в стихотворении «Весна»?
(Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек).
–А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город, в село или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос?
- Я прочитала вам стихотворение полностью, а мы будем работать только над небольшим отрывком из этого стихотворения.
4) Словарная работа.
- Как вы понимаете слово: лазурь? (светло-синий цвет). Лазурь – краска светло-синего, лазурного цвета; цвет синевы.
5) Работа над выразительным чтением.
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
- Обратите внимание, с помощью, какой части речи он все-таки сумел показать читателю движение? (Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.)
– Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью.
6) Работа в парах. Попробуйте прочитать выразительно стихотворение своему соседу по парте.
7) Выразительное чтение стихотворения у доски (2-3 человека).
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать радость.
- Как вы думаете, почему вам понравилось чтение этих ребят?
- Ребята, у кого удалось лучше?
8. Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дородке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинкне побежим
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем (Ходьба на месте)
9. Работа в группе.
- А что такое эпитеты? (Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются "эпитеты").
А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (олицетворение)
1 группа: Выписать эпитеты.
2 группа: Выписать олицетворения.
3 группа: Выпишите признаки весны.
-Какие слова, использует поэт, чтобы было понятно, что это весна?
(МУЗЫКА)
- Защита работ.
10. Творческое задание: «Создание мультфильма»
- Как вы себе представили эти строчки? (нарисовать графический рисунок)
1 группа: Уж тает снег, бегут ручьи,
2 группа: В окно повеяло весною…
3 группа: И лес оденется листвою!
11. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм «Весна пришла».
-Понравился фильм? Какое настроение он у вас вызвал?
12. Творческое задание. А теперь попробуем составить (СИНКВЕЙН) пятистишие к слову ВЕСНА.
1. Весна.
2. Тёплая, яркая.
3. Тает, бегут, журчат.
4. Наступила долгожданная весна.
5. Эпитет. Вёдреная, влажная, дождливая, засушливая, зеленая, златая (устар.), златокудрая (устар. поэт.), золотая, кислая (разг.), красная (нар.-поэт.), лучезарная (устар. поэт.), нарядная, ненастная, непостоянная, погожая (разг.), прихотливая, прохладная, пышная, роскошная, румяная, светозарная (устар. поэт.), слякотная (разг.), солнечная, студеная, сухая, теплая, травянистая, туманная, холодная, цветоносная, цветущая, ядреная (простореч.), яркая.
Итог урока.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Как вы поработали на уроке?
3. Что понравилось на уроке?
4. Что вызвало затруднение?
5. Появился ли интерес к поэзии?
Домашняя работа: дифференцированные задания:1-2 группа написать сочинение-эссе на тему «Весна», 3 группа нарисовать рисунок к стихотворению А. Плещеева «Весна»
Выставление оценок за урок.

Прежде чем начать узнавать стихи поэта, познакомимся с его биографией (Слайд 1).

Алексей Николаевич Плещеев родился 200 лет назад - поэт, переводчик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых).
- Итак, сколько же лет назад жил А. Н. Плещеев? (2 00 лет назад)
- А для кого он писал? (Для детей и для взрослых) . Хорошо, молодцы!

Физминутка.

Немного отдохнем!

А теперь познакомимся с замечательным стихотворением «Весна». А во время прослушивания попробуйте догадаться о какой весне будет идти речь, о ранней или поздней? И почему?
(Первичное чтение учителем).

О какой же весне шла речь в стихотворении? (о ранней).
- Почему? Докажите. (Тает снег, т.е. снег еще лежит, а во время поздней весны снега уже нет).

Словарно-лексическая работа .

А теперь прочитайте стихотворение про себя. Молодцы! Встретились ли какие-то непонятные, незнакомые вам слова?

Лазурь – светло-синий цвет, синева. (Слайд 2 : это чисто голубое небо, без единого облака)
- Ребята, а как вы понимаете вот эти слова?

Миновала – прошла.(Слайд 3 )
Повеяло – подуло. (Слайд 4)
Буря – очень сильный ветер на суше или на море. (Слайд 5 )
Метель – это тоже сильный ветер, но только со снегом.(Слайд 6 ).
- Ребята, а для чего мы с вами поработали над этими словами? (Чтобы был понятен смысл стихотворения).

Работа над выразительностью стихотворения .

Давайте поработаем со стихотворением. Как вы думаете, что мы будем сейчас делать? (Расставлять паузы, выделять главные слова, выбирать правильную интонацию)
- Возьмите в руки простой карандаш. Читаем 1-ю строчку…2-у строчку и т.д.
- С каким настроением мы будем читать это стихотворение? Почему? (Радостно и весело, потому что все тает, наступает приход весны, вся живая природа пробуждается).

Несколько учеников выразительно читают.

Молодцы! Ребята, у поэта есть еще одно стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся поближе.
- Прослушайте аудиозапись и скажите, знакомо ли вам это стихотворение.
Включаю аудиозапись «Сельская песенка».
- Кто слышал уже это стихотворение? А где? (Оно из сказки «12 месяцев»). Верно!

Словарно-лексическая работа.

На стр. 113 представлено это стихотворение. Прочитайте его про себя и скажите, почему оно так названо?
- Внимательно посмотрите текст стихотворения, какое слово нам поможет сказать о том, что это «Сельская песенка»? (сени).
- А что такое «сени»? Где мы можем посмотреть это слово? (В словаре).
Сени – нежилая часть деревенского дома. Хорошо!

Прочитаем стихотворение по строчке, по цепочке.

– Какое настроение вызывает стихотворение?
– Как поэт относится к ласточке? Какие слова подтверждают это?

Тема: А. Плещеев «Весна». урока : изучение нового материала. Цель: ознакомление учащихся со стихотворениями А. Плещеева «Весна». Задачи:

Совершенствовать умения работать над выразительным чтением стихотворения;

Развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;

Воспитывать любовь к природе; воспитывать интерес и любовь к поэзии.
Планируемый результат : учащиеся познакомятся с творчеством А. Плещеева, проанализируют текст, сделают выводы.

Ход урока

Структурный компонент урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД у учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Добрый день, ребята!

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний

Введение в тему урока.
- Предлагаю ребятам музыкальную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, послушайте и подумайте какое, время года вы услышали.
1) Прослушивание записи Э. Грига «Ручей» (во время слушания тихонько говорю детям: вот бежит ручеёк, вот запели птички, вот зашумели деревья.)
- Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
- Какому времени года мы посвятим сегодняшний урок?
- А сейчас закройте глазки и произнесите про себя слово весна. Что вы представили себе?
- Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
2. Давайте составим ассоциативную карту к слову весна .

Солнышко, ручьи, тепло, птицы, сосульки, мяч, скакалка, радость……
-
Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением?

Чем так привлекательно это время года?

Медленно тает снег.

То оттепель, то заморозки по утрам.

С крыш свисают длинные сосульки.

Небо ясно - голубое.

Легко дышится!

Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек.

Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в селе.

На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки. День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну).
- Ребята, а где вы могли видеть сосульки?

Постановка проблемного вопроса : Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Вот уж снег последний в поле тает».

- О чём пойдёт речь в новом разделе учебника?

А как вы думаете, с каким литературным жанром мы будем работать?

(сказка, рассказ или стихотворение?)

(Правильно, молодцы!)
- Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение, которое мы будем изучать на уроке?
- Мы показали свое видение весны. Узнали, как в музыке представляют это время года.
- А вот теперь познакомимся со стихотворение «Весна», и увидим, какой и как рисует весну поэт Алексей Николаевич Плещеев. Попробуем передать настроение от прочитанного произведения своим выразительным чтением.

- Послушайте сообщение о поэте.

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Открытие нового знания

Работа до чтения.

Первичное чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».

Я прочитаю вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна». - А вы подумайте, какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения. Стихотворение наизусть читает учитель.

О чем это стихотворение?
-Какие звуки природы вы услышали при прослушивании этого стихотворения?

(Детский веселый смех, пение птиц, звон капели, журчание ручейков, мелодичное пение соловья).
– Подумайте, весна борется в стихотворении с зимой или полноправно вступает в свои права? (Весна пришла как хозяйка строгая, властная, но дарящая надежду и ожидание на какое-то чудо).
– Какой главный образ вы можете отметить в стихотворении «Весна»?
(Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек).
–А, как вы думаете, поэт изобразил приход весны в город, в село или в лес?! Почему нам трудно ответить на этот вопрос?
- Я прочитала вам стихотворение полностью, а мы будем работать только над небольшим отрывком из этого стихотворения.

Что представили себе, когда слушали стихотворение?

Словарная работа:

Повеяло- подуло

Лазурь- светло-синий цвет, синева

Миновала- прошла

Работа над выразительным чтением.
- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.
- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?
- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?
- Обратите внимание, с помощью, какой части речи он все-таки сумел показать читателю движение?

(Поэт наполнил стихотворение глаголами: тает, бегут, повеяло, засвищут, оденется, стучит, унесла.) – Это не просто глаголы, а глаголы звуков. И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни и довольства жизнью. 6 ) Работа в парах.

- Попробуйте прочитать выразительно стихотворение своему соседу по парте.
7) Выразительное чтение стихотворения у доски (2-3 человека).
- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать радость.
- Как вы думаете, почему вам понравилось чтение этих ребят?
- Ребята, у кого удалось лучше?

Работа в группе.
- А что такое эпитеты?

(Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова.

Такие слова в литературе называются "эпитеты").
А знаете ли вы, как называется изображение неживых предметов в виде живых существ? (олицетворение)
1 группа: Выписать эпитеты.
2 группа: Выписать олицетворения.
3 группа: Выпишите признаки весны.

Защита работ.

БЛИЦ-ТУРНИРТ.

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.
2. Время года, которое описывает поэт?

Весна, зима, осень.
3. Название птиц из стихотворения «Весна».

Ласточки, воробьи, соловьи.
4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

Природа, солнце, птицы.

Р.: Слушают отрывок стихотворения, читают, определяют его тему, главную мысль, настроение .

П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

П.: производить анализ.

Первичное закрепление.

Работа после чтения.

Физ.минутка

Представляю детям музыкальную физ. минутку и прошу повторять действия персонажей.

Л.: Ориентация на ЗОЖ.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Информация о домашнем задании

Дифференцированные задания:1-2 группа написать сочинение-эссе на тему «Весна», 3 группа нарисовать рисунок к стихотворению А. Плещеева «Весна»

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Рефлексия

Пять пальцев: я узнал, меня удивило, мне не понравилось, мне понравилось, для меня стало новым.

Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной де’.

Оборудование: портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины И.С. Остроухова «Ранняя весна», книги кубанских поэтов, мультимедийная презентация к уроку, учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний . Введение в тему урока.

Я - ... - красна, бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!

Назовите ключевое слово.

III

IV. Изучение нового материала.

1 .


(Рифма, ритм)


(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)

Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта А.Н. Плещеева. (Показ портрета поэта)

2. .

3.

4. .
- Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?

Что описывает поэт?

5.

Повеяло - подуло

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала - прошла

Буря - ненастье.

6. Выборочное чтение.


- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?

Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Что значит читать выразительно?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (один ученик размечает)

Выделим главные слова (вместе).

В каком темпе? (2-3 ученика читают выразительно)

Чьё чтение показалось более удачным, выразительным? Кто смог передать настроение?

Прочитайте.

8. Слушание музыки
- Какие приметы весны мы можем слышать? (пение птиц, капель, ручьи)

Слушание музыки

Что же удалось передать композитору этой мелодией? (красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)

Как называется такое состояние природы? (пробуждение)

Справка:

Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель - снегогон. П.И. Чайковский ценил творчество А.Н. Плещеева. Поэт подарил ему один из своих сборников стихов с автографом.

9. Словесное рисование.

-

-

10. Работа по репродукции картины И.С. Остроухова «Ранняя весна» (иллюстрация картины).

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тиши, тише,

Деревцо всё выше, выше!

-

1. Словарная работа.

Что означает слово «сени»?

(Сени - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).

2.

3.

4. Выборочное чтение.

5. Краеведческий материал.

Что вы знаете о них?

К сведению: деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Два вида этих ласточек находятся под защитой человека. Есть ещё и береговые ласточки (изображение ласточек).

В Москве и Московской области можно встретить не только эти виды ласточек, но и много других птиц, которые также охраняются законом.

7. Мини - тест.

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.

Весна, з има, осень.

Ласточки, воробьи, соловьи.

4.

Природа, с олнце, птицы.

Дополнительно по времени: Отрывок из сказки С.Я.Маршака "12 месяцев"
(время: 12:39 - 14:48)

8. Итог урока

    Что нового узнали на уроке?

    Что понравилось на уроке?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" »

Конспект урока литературного чтения

Тема: «Стихи о весне А.Н.Плещеева"

Цель: ознакомить детей со стихотворениями о весне А.Н.Плещеева;

    развивать навыки правильного, выразительного чтения.

Задачи:

    обогатить словарный запас детей;

    развивать память, внимание, наблюдательность, воображение;

    прививать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование: портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины И.С. Остроухова «Ранняя весна», книги кубанских поэтов, мультимедийная презентация к уроку , учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса.

    1. Ход урока
      1. I . Организационный момент.
      2. II . Актуализация знаний . Введение в тему урока.

Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте и назовите пропущенное слово.

Я – ... – красна, бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!

Назовите ключевое слово.

Определите литературный жанр произведения.

Кто может сформулировать тему урока?

      1. III . Проверка домашнего задания. Конкурс чтецов.
      2. -Кто помнит и хочет рассказать отрывок из стихотворения А. Барто "Верёвочка"?
      3. IV. Изучение нового материала.

1 . Подготовка к восприятию текста .

Чем отличаются стихи от прозы?
(Рифма, ритм)

Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)

Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта А.Н. Плещеева.

2. Краткие библиографические сведения о поэте .

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

3. Подготовка к восприятию текста (продолжение).

Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна».

По названию произведения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

4. Чтение стихотворения «Весна» учителем . Проверка первичного восприятия.

Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?

Что описывает поэт?

5. Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.

Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

Повеяло - подуло

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала - прошла

Буря - ненастье.

6. Выборочное чтение.

Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?

Что сказано о лесе и соловьях?

В поведении соловьев существуют интересные факты. Кто весной раньше прилетает, самки или самцы? Где обустраивают жилища? В какое время суток выводят звонкие трели? (Уч-ся даётся домашнее задание: найти информацию о птицах к следующему уроку)

      1. 7. Работа над выразительным чтением

        Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?

      2. (лит. приём - олицетворение: передача свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым)

Какие картины весны наблюдает поэт?

С каким настроением говорит о них?

Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.

    Выбрать нужный тон и темп чтения.

    Передать своё отношение к тому, что читаешь.

Давайте подумаем, где мы будем делать паузы.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

(один ученик размечает)

Выделим главные слова (вместе).

Каким тоном прочитаем эти строчки?

В каком темпе?

2-3 ученика читают выразительно.

Чьё чтение показалось более удачным, выразительным?

Кто смог передать настроение?

Что происходит с приходом весны в душе человека?

Подготовьте следующие строчки для выразительного чтения.

Прочитайте.

8. Слушание музыки
- Какие приметы весны мы можем слышать? (пение птиц, капель, ручьи)

Кто помогает людям услышать и представить пробуждение природы?

Послушайте фрагмент произведения П.И. Чайковского «Апрель» и предположите, что хотел передать композитор этой мелодией?

Слушание музыки

Что же удалось передать композитору этой мелодией?

(красоту весеннего дня, хорошее настроение, журчание воды…)

Как называется такое состояние природы?

(пробуждение)

Какие строки из стихотворения «Весна» подходят к музыкальному произведению?

Почему композитор выбрал именно такое название, «Апрель»?

Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает тёплый, солнечный. Апрель – снегогон. П.И. Чайковский ценил творчество А.Н. Плещеева. Поэт подарил ему один из своих сборников стихов с автографом.

9. Словесное рисование.

- Какие образы природы смогли бы вы отразить в своих картинах?

Постарайтесь дома выполнить этот вид работы и подготовиться к выразительному чтению стихотворения.

- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники.

10. Работа по репродукции картины И.С. Остроухова «Ранняя весна».

Что вы видите на переднем плане?

Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на репродукции картины?

(тает снег, ярко светит солнце…)

Какое настроение, какие чувства хотел передать художник?

Что заинтересовало в этой картине?

      1. Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тиши, тише,

Деревцо всё выше, выше!

      1. V. Продолжение работы над новым материалом.

- Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».

О чем (о ком) пойдёт речь в стихотворении?

1. Словарная работа.

Что означает слово «сени»?

(Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).

2. Первичное чтение стихотворения А.Н. Плещеева

Понравилось ли вам стихотворение?

Слышали ли вы раньше это произведение?

(Стих. звучит в фильме «12 месяцев»)

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

(Обращается внимание детей на расстановку знаков препинания).

4. Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

Радуется поэт приходу весны или нет?

В каких строках это выражено?

Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.

Что объединяет произведения А.Н. Плещеева?

Представьте, что вы композиторы. Какую бы музыку написали для этого произведения? (Весёлую, задорную, грустную?)

5. Краеведческий материал.

О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

Является ли ласточка весенней птицей?

Что вы знаете о них?

К сведению: деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Два вида этих ласточек находятся под защитой человека. Есть ещё и береговые ласточки.

В Москве и Московской области можно встретить не только эти виды ласточек, но и много других птиц, которые также охраняются законом.

Почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу?

Какую пользу приносят птицы?

Что нужно сделать, чтобы сократилось количество видов птиц, занесённых в Красную книгу? Что можете сделать вы для того, чтобы птицам жилось лучше?

      1. 7. Мини – тест.

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.

2. Время года, которое описывает поэт?

Весна, з има, осень.

3. Название птиц из стихотворения «Весна».

Ласточки, воробьи, соловьи.

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

Природа, с олнце, птицы.

Дополнительно по времени:
Отрывок из сказки С.Я.Маршака "12 месяцев"
(время: 12:39 - 14:48)

      1. 8. Итог урока

    Что нового узнали на уроке?

    Какое стихотворение запомнилось?

    Что понравилось на уроке?