Твердые и мягкие согласные звуки (конспект урока). Конспект урока по русскому языку твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме Конспект урока согласные твердые и мягкие

Цель : создание условий на уроке для усвоения данной темы.

Задачи:

  • научить способам обозначения мягкости и твердости согласных звуков;
  • развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, умение производить звуковой анализ слов;
  • воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество)

Оборудование: учебник «Русский язык» часть 1 (автор Т.Г. Рамзаева), карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для групповой работы, 3-цветные фишки (для оценивания).

Ход урока

1. Организационный момент.

Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь девизом нашего урока являются слова «Добрая улыбка стоит 1000 слов!»

Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).

«Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча:

Жи-ши пиши (с буквой и)

Ча-ща пиши (с буквой а)

Чу-щу пиши (с буквой у)

Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)

Наша речь состоит (из предложений)

Предложения (из слов)

Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

- Звуки мы (говорим, слышим)

Буквы мы (пишем, читаем, видим)

2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста?
Если я – капуста.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

3. Актуализация знаний.

Найдите лишнюю букву. (ь знак звука не обозначает)

Обратите внимание на буквы Е Ё Ю Я.

Что вы можете сказать про эти буквы? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах) Приложение № 1 .

Например:

Но кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают гласные согласным? Вот на эти вопросы предстоит нам ответить на уроке.

Вторая строчка – письмо с «ловушками» (зажигаем «фонарики» в опасных местах)
дер . во
друз. я
корен.
чел. век

Как связать (соединить) эти слова по смыслу, чтобы получилась пословица?

(Дети высказывают свои предположения).

Дерево живет корнями, а человек – друзьями. /Человек без друзей, что дерево без корней/

В чем смысл этой пословицы? Как вы понимаете эту пословицу? Запишите.

4. Постановка проблемы.

Распределить слова на группы (карточки слов – на доске):

  • Огонь

(Дети предлагают различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор).

Запишите в тетрадях первый и второй столбик слов: Приложение № 2 ; Приложение № 3 .

Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Сформулируйте тему урока (Мягкие и твердые согласные.)

5. Решение проблемы.

Посмотрите внимательно на слова 2-го столбика. В этих словах есть ь знак? (Нет)

А почему согласные звучат мягко? (помогают гласные)

Вывод: не только ь знак, но и гласные е , ё , и , ю , я обозначают мягкость согласных

Сверяем наши выводы с правилом в учебнике на стр. 83. Записываем в тетрадь в виде схемы.

Физкультминутка (музыкальная) Приложение № 4 .

6. Первичное закрепление.

Индивидуальная работа по карточкам:

  • 1 вариант - выписать слова с твердыми согласными
  • 2 вариант – выписать слова с мягкими согласными

Взаимопроверка. Кто не сделал ни одной ошибки – погладьте себя по голове.

7. Повторение. Работа в группах. Приложение № 5 .

В конвертах находятся слова на карточках разного цвета. Задание: распределить слова в три группы по определенным признакам.

Как проверить себя? Перевернуть карточки со словами, если в одном столбике слова одного цвета, значит задание выполнено верно.

8. Итог. Оценивание фишками

За что бы вы себя могли похвалить?

Какие трудности встретились на уроке?

9. Домашнее задание (по учебнику с.83 упр.143)

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

[ к ]- [к ‘] [л ]-[л ‘ ] [ж ]-[-‘]

[б ]-[б‘] [м ]-[м ‘] [ш ]-[- ‘]

[в ]-[в ‘] [н ]-[н ‘] [ц ]-[- ‘]

[г ]-[г "] [п ]-[п ‘]

[д]-[ д‘] [р ]-[р‘] [- ]-[ч "]

[з ]-[з ‘] [с ]-[с ‘] [- ]-[щ ‘]

[т]-[т ‘] [ф ]-[ф‘] [ -]-[й ‘]

1 вариант.

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

1 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

1 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

2 вариант.

Выполните фонетическую запись слов.

Молотьба

1 вариант.

Распределите слова в таблицу: огороды, голова, борода, катушка, копыто, домовой, мель, Петя, пятка, сосиска, петушок, грива, гребешок, травинка, кадушка, лягушка, ириска, колокольчик.

согласные

согласные

Глухие и звонкие согласные

Твердые согласные

Мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

2 вариант.

Петушок, гребешок, травинка,голова, борода, грива, катушка, кадушка,лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды,колокольчик.

Выпишите следующие слова в таком порядке:

1.те, в которых есть только глухие согласные________________________________________

_______________________________________________________________________________

2.те,в которых согласные только звонкие____________________________________________

3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные_____________________________________

________________________________________________________________________________

Тема урока: Твердые и мягкие согласные.

1 Знать о различии твердых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; о парных и непарных по твердости – мягкости согласных.

2. Уметь различать твердые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова.

Ход урока.

    Организационный момент.(1 мин.)

    Повторение пройденного материала (3 мин)

Что изучает фонетика? (звуки)

Сколько в русском языке букв? (33 буквы: 10 гласных,21 согласная,2 знака).

Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

Какими бывают согласные звуки? (звонкие, глухие, парные, непарные, твердые и мягкие)

Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы произносим и слышим)

Чем отличаются ь и ъ знаки от других букв? (они не имеют звуков).

3. Под диктовку записываются предложения.(составить схему предложений).(7 мин.)

« Снаряд!»-прокричал командир.

А теперь давайте поиграем в игру « Невидимка» . У вас в предложениях записаны слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова- невидимки.(задание выполняется устно, всем коллективом).ОЛЕНЬ- ЛЕНЬ, СНАРЯД – НАРЯД

Видите, ребята, изменение одного только звука,полностью меняет лексическое значение слова. Именно об этом сегодня мы будем говорить.

Открываем тетради, записываем число, тему урока « Твердые и мягкие согласные».

Цель наша с вами: научиться правильно находить, называть твердый и мягкий согласный, обозначать мягкость согласного при фонетической записи слова.

4 Введение нового материала. (7 мин)

А)- Обратите внимание, ребята, как ь знак изменяет слово и его лексическое значение: МЕЛЬ- МЕЛ, СТАЛ – СТАЛЬ, ЕЛ -ЕЛЬ (слова записаны на доске)

Мел- чем мы пишем на доске, а мель глубина реки.

Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все буквы русского языка имеют пару по твердости- мягкости. (на парте у детей лежит памятка « парные звуки») Но есть и такие, которые не могут образовывать пары. Это согласные [ж]

[ш],[ц]- они не могут образовывать мягкой пары [ч’],[щ’],[й’]- они не могут образовывать твердой пары. Посмотрите на свои памятки.

Б)Работа с учебником. Давайте с вами прочитаем правило помещенное на стр. 127 учебника. И так, ещё раз повторим, что для обозначения мягкости согласных в фонетике используется значок мягкости ["] справа вверху. Мягкость согласным дает ни только мягкий знак, но и гласные буквы: и,е,ю,я,ё.(на доске помещена таблица).

5. Закрепление материала. (5 мин.)

А)Ребятя, я вам предлагаю подойти к следующему заданию творчески. У меня на доске записаны названия цветов. Ваша задача выбрать цветы, в названии которых есть мягкие согласные, сделать фонетическую запись слов. (К доске вызывается один ученик).

Роза –[роза], ромашка- [рамашка], мимоза-[м’имоза], ландыш- [ландыш], колокольчик- [калакол’ч’ик], фиалка – [ф’иалка] .

Молодцы, многие из вас правильно справились с заданием.

6. Физкультминутка.(2 мин.)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Б)Давайте с вами поиграем в игру « Особый порядок». (7 мин.)

(На столе лежат таблицы с заданием для 1 варианта и 2 варианта). Дети самостоятельно выполняют задание.

В) В таблице записаны слова, выполните фонетическую запись этих слов.(по вариантам).К доске выходят 2 ученика с разными вариантами,остальные выполняют задания в тетради. (8 мин)

1 вариант: Паутина - паут’ина

Болото- балота

Ртуть- ртут"

Чайник- ч’ай’н’ик

2 вариант:

Паутина – паут’ина

Рулет- рул’эт

Молотьба – малат’ба

Слизь – сл’из’

7. Итог урока. (5 мин)

Сегодня на уроке мы познакомились с твердыми и мягкими согласными, узнали как обозначается мягкий согласный при фонетической записи слова.

Ребята, какие согласные не имеют пары по твердости – мягкости?(неимеют парных звуков твердые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные ч’,щ’,й’ )

А теперь, я хочу предложить вам сыграть в игру, я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

Сегодня на уроке я узнал ….

Я оцениваю свою работу в целом на ……

8. Домашнее задание: № 54, упражнение 279.

Спасибо за урок.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Верейская средняя общеобразовательная школа № 1.

Открытый урок

2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику:

Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.

Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку:

Маша,медведь

Сравните их.С какой буквы начинаются слова?

Какую букву будем писать на минутке чистописания

Сформулируйте цель вашей работы.

    Писать все буквы одинаковой высоты

Запишите число, классная работа.

На доске:

Мм Ммм Мммм

Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд.

Подчеркните карандашом те буквы, которые соответсвуют правилу красивого письма

На слайде:

Медведь, Маша

4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса.

Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет её домой. (“Маша и медведь”)

Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

Сравните эти звуки: - чем похожи? (Согласный, звонкий)

Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

Назовите букву для обозначения этих звуков. (М)

Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной)

Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные)

Какую цель поставим:

!)Различать согласные твердые и мягкие

2)Проведем исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки

Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор.

    Работа по теме урока.

    Составьте из слов пары: (на доске)

Что общего между словами первого столбика?

- А в словах второго столбика?

Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

Что указывает на мягкость согласных звуков?

Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

Что мы знаем о мягком знаке?

5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”.

Рассмотрите предметы (овощи).

Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки

Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)

Будьте внимательны,

Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец.помидор).

Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква).

Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими).

Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]).

А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’])

Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и)

Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных.»

ЗАНЯТИЕ №12 .

Тема. Твёрдые и мягкие согласные . Условное обозначение мягких согласных .

Цель : дать понятие о мягких и твёрдых согласных , учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных ; развивать фонематический слух; совершенствовать артикуляционный аппарат; расширять знание детей о значениях слов.

Развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы, мячик.

Ход занятия:

Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)

На какие группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные .)

Какие звуки мы называем гласными?

Вспомни, чем гласные отличаются от согласных ? (ГЛАСНЫЕ МОЖНО ПЕТЬ, ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ СВОБОДНО НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДУ НА СВОЁМ ПУТИ - ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК НЕ МЕШАЮТ ПРОХОДИТЬ ВОЗДУХУ).

Как на схеме обозначаются гласные звуки ? (кружочком)

Назовите их. (А, У, О, Э, Ы, И – в русском языке их шесть) .

Посмотрите в зеркало на свой ротик. Как проходит воздух, когда вы произносите гласные звуки?

Чем согласные звуки отличаются от гласных? (ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СТРУЯ ВОЗДУХА ВСТРЕЧАЕТ ПРЕГРАДУ – МЕШАЮТ ЗУБКИ И ЯЗЫЧОК.)

Расскажите стихи о гласных и согласных звуках .

- Какие это звуки : [с], [р], [в ], [ д]? Докажите, что они согласные .

Какие звуки на схеме обозначаются чёрточкой ? (СОГЛАСНЫЕ )

2. Работа с наглядностью.

Рассмотрите картинки. Найдите картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

Мишутка и Буратино тоже выполняли это задание. Они соединили самолёт и слона. Согласны ? Почему?

Потом они соединили зайца и зебру. Рака и ракету. Кота и кита. Вы согласны , что слова кот и кит начинаются с одного и того же звука?

Произнесите первый звук в слове кот ([к]) . Понаблюдайте за вашим язычком.

Теперь произнесите первый звук в слове кит. Что вы заметили?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы научимся определять твёрдость и мягкость согласных звуков , будем учиться их различать. Познакомимся с новыми обозначениями звуков .

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя.

В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости – мягкости . Это помогает нам различать слова. Произнеси согласный звук к и кь . Посмотри в зеркало на свой рот и сравни одинаково ли создаётся преграда в твоём ротике при произношении этих звуков? (ЧЁТКО ПРОАРТИКУЛИРОВАВ И ПРОИЗНЕСЯ ЗВУКИ к И кь ДЕТИ ОЩУЩАЮТ, ЧТО ПО СИЛЕ, И ПО ПЛОЩАДИ СМЫКАНИЯ ПРЕГРАДА СИЛЬНЕЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ МЯГКОГО ЗВУКА .)

Преграда как бы удваивается, когда произносим мягкий согласный . Поэтому будем обозначать мягкие согласные звуки не одной чёрточкой, как твёрдые , а двумя. Таким знаком будем обозначать мягкие согласные звуки

2. Игра «Озорники» .

Чтобы услышать, как меняется значение слова, если путать мягкие и твёрдые согласные , мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предложение, а вы – находить звук – озорник.

Корабль сел на мел.

В каком слове спрятался звук – озорник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель – неглубокое место в реке, озере, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

Исправьте ошибку.

Хорь пел весело и звонко.

Кто такой хорь?

(Хорь – хорёк, хищный зверёк с ценным мехом.)

3. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки, что вы видите на рисунке слева? (Лук. Люк)

Составим звуковую модель слова лук.

А теперь звуковую модель слова люк.

Сравните наши модели. Что заметили?

Для того чтобы на письме различить твёрдые и мягкие звуки , мы будем мягкие согласные обозначать двумя чёрточками .

4. Физкультминутка «Давай с тобой попрыгаем» .

Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

подрыгаем, подрыгаем,

В ладоши мы похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

И ножками, потопаем,

Потопаем, потопаем.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунок. Что вы видите?

Слева и справа изображены звуковые модели слов. (коса – коса)

Слова звучат одинаково : коса.

А что они значат?

2. Игра «Поймай звук» .

Я называю слова, вы их проговариваете и обратите на первый звук в слове. Если он твёрдый , разведите руки. Если мягкий , хлопните в ладоши.

Кот, ток, кит, лак, лук, зуб, жук, лев, мяч, дом, таз, люк…

Продолжим игру. Но теперь обратите внимание на последний звук.

Дым, лось, соль, сок, лес, рысь, гусь, цепь, мак…

3. Физкультминутка «Сова» .

По команде «день» дети приседают –совы днём спят, по команде «ночь» дети встают и машут руками –совы вылетают на охоту.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Игра «Волшебники» .

Я бросаю мяч и называю согласный звук . Ребёнок должен поймав мяч, назвать его пару по твёрдости – мягкости .

(Не называть звуки [ ж], [ш], [ц], [й], [ч],[щ]) .

2. Игра «Ремонт слов» .

Попробуйте починить слова :

Рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, буквар, утуг, футболь …

3. Беседа.

Что вы знаете о звуках?

Влияет ли на смысл слова замена твёрдых согласных на мягкие и наоборот ?

7. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

Чему научились?

Расскажите домашним, чему вы научились в школе. Сыграйте с родителями в игры, в которые играли мы на занятии .

Воспитатель : Я каждого из вас я хочу поблагодарить за хорошую работу на занятии .

Спасибо (имя ребенка) за то, что ты был внимательным, погладь себя по голове. Спасибо (имя ребенка) за то, что старался и улыбался как солнышко. Спасибо (имя ребенка) за то, что был такой умница. Спасибо (имя ребенка, что любишь играть. И. т. д.

Воспитатель : А теперь попрощаемся с вами.

«До свидания, до свидания.

Приходите к нам ещё.

Мы вас любим горячо».


+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Конспект открытого урока с использованием ИКТ по теме:
«Твердые и мягкие согласные»

Составитель учитель-логопед
Гавриленко М.А.

Урок проведен во 2-ом классе
Дата проведения: 2 декабря 2014г.
Урок во 2 классе по теме " Твердые и мягкие согласные"
ТИП УРОКА: урок -повторение.
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить умения определять твердые и мягкие согласные звуки на слух и обозначать их на письме гласными II ряда.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- закреплять умения различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах;
- повторить и закрепить навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза,
- совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог;
- развивать речевую активность;
- развивать память, внимание и мышление.
Воспитательные:
- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;
- развивать навыков сотрудничества и коммуникации;
- воспитывать умение слушать говорящего;
- формировать умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пособие «Живые буквы»; таблица гласных звуков; веер букв; индивидуальные карточки для работы; мяч; слоги, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
- Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
- Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; умеют различать на слух твердость и мягкость согласных; знают и соблюдают способы обозначения мягкости согласных на письме гласными II ряда.
- Метапредметные:
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя таблицы; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (Слайд 1)
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Вместе мы с тобой друзья.
- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.
2. Постановка цели. (Слайд 2)

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли дети Тома и Тёма. Чем отличаются их имена по звучанию? (ответы учащихся: В слове Тома 1-й звук твердый, а в слове Тёма – мягкий).
Верно. Тома и Тёма принесли листочки, где на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Некоторые из вас написали «ламка» вместо лямка, «клушка» вместо клюшка. А кто-то написал Тома вместо Тёма. Вот эти ребята и пришли к нам помочь разобраться с этим вопросом. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (учащиеся формулируют тему урока).
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА Откройте тетради, напишите число и тему урока.
3. Актуализация знаний, умений, навыков
Логопед: Прочитайте буквы (а, о, у, ы, э).
– Это гласные буквы какого ряда? (Первого ряда).
– Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).
– Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.
– Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).
Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. На правой ладошке я буду писать гласные первого ряда, а на левой – второго. (Письмо на ладошке. Цель: развитие тактильного восприятия.)
– Итак, давайте повторим еще раз правило.
Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.
– Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж, ш).
– Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ).
4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух:
- изолированных. Игра «Семафор».
Логопед: Я буду произносить звуки, какие кружки вы поднимете на мягкий звук, а какие на твердый? (На мягкий звук –зеленый кружок, а на твердый –синий): м, мь, р, н, рь, г, гь….
- в слогах. Поиграем в игру «Живые буквы»
По очереди вы будете выходить и брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете слог с мягким звуком, а если синим, то с твердым. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий кружок.
- в словах: Игра с мячом «Принцесса на горошине». (Слайд 3)
В одном королевстве в прекрасном дворце ночевала принцесса из сказки Г.Х.Андерсена. Но ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.
Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы мне возвращать тоже слово с первым мягким звуком.
Нос – нёсВол – вёлВоз – вёз была – билавыли – вилимыла – Мила рад – ряд лук – люкмал - мял тук – тюк
сэр – сер ложка – Лёшка
5. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда:
- в слогах: Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: ма, ми, мя, мы, мо, мэ, ме, му…
Компас, вещи, пила, палатка, очки, топор, пельмени, зонт, тюбики, кисель, удочка, деньги, продукты, посуда, чай
- в словах: (Слайд 4) Тёма и Тома собираются в путешествие на воздушных шарах. Помогите им собрать вещи в дорогу: в корзину для Томы перетащите слова со всеми твердыми согласными, в корзину для Тёмы – со всеми мягкими согласными.

Какие вещи не взяли Тома и Тёма, почему?
6. Физминутка для глаз (Слайд 5)
Дети следят за движущимися предметами на мониторе.
- Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.
7. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Работа на слух.
- Поделимся на 2 команды – подруги Томы и друзья Тёмы.
Девочки записывают слоги, в которых согласный твердый, а мальчики - слоги, в которых согласный звучит мягко: са, ва, ма, тю, ре, ли, гы, плё, кря, слы, ста, бли, пли.
Прочитайте слоги, которые вы выписали.
Контроль полученных умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.
Тома и Тёма прислали телеграмму, где рассказали, как они путешествуют. Внимательно прочитайте словосочетания. Все ли вам понятно? (Нет.) Почему? (Неправильно подобраны гласные на письме.) Запишите словосочетания правильно.
Плывом пo реке. Видим большой посолок. Лубуемса закатом. Сушим восла.
По окончании работы дети делятся на пары и совершают взаимопроверку.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Логопед: Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Тома и Тёма вернулись к нам. Напомните, какова тема нашего занятия. Поделитесь с ними, что вы узнали, закрепили на нашем занятии. (Мы повторили, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Учились различать твердые и мягкие согласные на слух. Вспомнили какими гласными обозначают мягкие согласные на письме.) Ребята спрашивают, все ли вам было понятно, остались ли вопросы? Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния «Лесенка»).
Список использованных источников.
1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.
2.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.
3.Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007
4. Электронное пособие «Развивающие задания для детей 5-6; 6-7; 7-9 лет» под изданием Психологического центра «Адалин».
1377315269938500100965217170000«Лесенка успеха»
Нарисуй на одной из ступенек человечка – себя. Если ты считаешь, что был внимательным, старательным и сдаешь работу без ошибок, то нарисуй себя на верхней ступеньке.