Методы воспитания и обучения больных шизофренией детей. Шизофрения у детей: как распознать и бороться с болезнью? Цветовой тест Люшера

психическое расстройство с психотической симптоматикой и хроническим течением. Проявляется искажением восприятия, нарушением ассоциативных процессов, уплощением аффекта, эмоциональной холодностью, аутизмом, амбивалентностью побуждений, поступков. Основными методами диагностики являются клинический, клинико-биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты группы нейролептиков. Проводится индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, направленная на коррекцию когнитивного дефицита, восстановление навыков социального взаимодействия.

Общие сведения

Осложнения

При отсутствии терапевтической, реабилитационной помощи шизофрения у детей осложняется социальной дезадаптацией. По мере взросления повышается риск алкоголизма, наркомании. Эмоционально-волевые нарушения и нарастающий когнитивный дефект приводят к прогулам школьных занятий. Стремление к одиночеству, бредовые концепции, галлюцинации могут стать причиной уходов из дома, бродяжничества , совершения асоциальных действий, суицидальных поступков . Неблагоприятное течение шизофрении способно привести к тяжелой инвалидности.

Диагностика

Для диагностики шизофрении у детей используются клинические и психологические методы. Решение о постановке диагноза принимается врачом-психиатром на основании данных комплексного обследования, которое включает:

  • Беседу. Психиатр выслушивает жалобы родителя, расспрашивает о продолжительности, выраженности симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную отягощенность. В беседе с ребенком (подростком) обсуждает его увлечения, хобби, отношение к учебе, сверстникам, родителям.
  • Наблюдение. В ходе консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций, поведения, речи ребенка. По структуре и характеру высказываний выявляет искажения мыслительного процесса, предполагает наличие бреда, галлюцинаций (если они отрицаются пациентом и родителем).
  • Психодиагностику. Психолог использует методики, позволяющие определить интеллектуальное снижение, неустойчивость внимания, качественные изменения мышления (соскальзывания, разноплановость, актуализацию латентных признаков). Используются таблицы Шульте, корректурная проба, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативная проба, тест Равена.

Задача дифференциальной диагностики – различение детской шизофрении с ранним детским ранним детским аутизмом , шизотипическим расстройством личности. Основные отличия РДА – отсутствие бредовых проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка социальных отношений, а не уход от них. Проблема различения с шизотипическим личностным расстройством возникает при непрерывной вялотекущей форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие/отсутствие галлюцинаций, бреда, грубых патологий мышления.

Лечение шизофрении у детей

Терапия шизофрении проводится полипрофессиональной бригадой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта , социального работника. Комплексный подход позволяет купировать продуктивную симптоматику, скорректировать когнитивный дефицит, эмоциональные и поведенческие отклонения, восстановить навыки межличностного взаимодействия. В состав лечения входит:

  • Фармакотерапия. Основные препараты для лечения шизофрении у детей – нейролептики. Подбор лекарственного средства, определение дозировки, схемы приема определяется индивидуально. Дополнительно назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, антиконвульсанты.
  • Психокоррекция. направлены на устранение когнитивного дефицита. Выполняются упражнения на развитие активного внимания, целенаправленного восприятия, мыслительных процессов.
  • . Индивидуальные сеансы проводятся с целью восстановления эмоционально-волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии , ориентированные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивного эмоционального реагирования. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию, восстановить межличностное взаимодействие.

Реабилитация детей с шизофренией направлена на предупреждение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие студии, образовательные учреждения либо возвращаются в привычное социальное окружение – школу, секцию – при участии куратора (социального педагога, школьного психолога).

Прогноз и профилактика

Благоприятный прогноз шизофрении у детей коррелирует с острым дебютом, старшим возрастом при первом эпизоде, преобладанием позитивных симптомов, расстройств настроения, школьными успехами до болезни, хорошим социальным положением семьи, выполнением врачебных предписаний. На исход болезни положительно влияют сильные стороны характера подростка, принятие и поддержка родственников, друзей. Профилактика шизофрении основана на создании благополучной семейной обстановки, продуктивном стиле воспитания, доверительных отношениях. Детям групп высокого риска рекомендуется периодический контроль психиатра, посещение психотерапевтических сеансов.

Нередко на начальном этапе диагностика данного заболевания у детей бывает затруднительной, и вначале сложно разграничить наличие инициальных проявлений от психопатических и реактивных невротических состояний. Диагностика шизофрении у детей учитывает исходное состояние, оно дифференцируется с формами приобретенного и врожденного слабоумия, которые обусловлены травмами и инфекциями мозга. В настоящее время среди лучших методов уточнения особенности дифференциальной диагностики считается проведение анализа диагностических ошибок. Шизофрения имеет хроническое течение, это психическое заболевание, которое постоянно прогрессирует. Для него характерно сочетание нарушений общения сниженная возбудимость или активность, разнообразные психопатологические симптомы.

Шизофрения известна давно, при данном заболевании происходит расщепление психической деятельности человека, в том числе, эмоций, поступков, речи, желаний. Учеными установлено, что расстройства психики могут наблюдаться в раннем детском возрасте. Если рассматривать особенности возрастного периода с одного года и до трехлетнего возраста, то в основном, дает о себе знать различными нарушениями. В частности, это хождение по кругу, однообразное возбуждение, импульсивное поведение. К тому же больные шизофренией могут смеяться, плакать, безо всяких причин. Дети позднего школьного возраста имеют расстройства мышления, которое представляет собой оторванное от действительности фантазирование, порой заполняющее все сознание ребенка. Оно расценивается, как бредоподобное фантазирование.

При проведении диагностики шизофрении у детей основывается на клинической картине различных поведенческих расстройств, где главное место отведено изменениям личности. В частности, это равнодушие ребенка, его безынициативность, беспомощность. В данном случае имеет место простая шизофрения. Среди ранних проявлений заболевания особую роль имеют такие очевидные признаки, как тревога, необоснованные страхи, повышенная мнительность. К тому же у ребенка происходит быстрая смена настроения, нарушается активность, возникают серии навязчивых движений. К тому же ребенок может жаловаться на скуку, он становится вялым, пассивным, не интересуется своим любимыми играми и прочими занятиями.

Шизофрения у школьников

У школьников старше двенадцати лет диагностируется шизофрения, характеризующаяся наличием бреда и галлюцинаций. В то же время, данная симптоматика может обнаружиться и в раннем возрасте. Максимально тяжелой признана форма, в которой чередуются периоды обездвиженности с двигательным возбуждением, наблюдается распад речи. Ранее у подростков чаще диагностировали гебефреническую форму, которая характеризуется дурашливым поведением, разорванностью речи, нелепыми манерами, и прочее. Дети, имеющие данную форму заболевания, отличаются вычурными фантазиями. Кроме того, подобные фантазии могут содержать желания или опасения, часто перерастающие во враждебное отношение к людям, теряется интерес к окружающим. Установлено, что такие дети не способны никого любить, только себя.

Они становятся холоднее по отношению к родным, постепенно нарастает определенное опустошение, утрачиваются душевные связи. Такая форма в настоящее время встречается не часто. Дети с шизофренией отличаются наличием притупленных эмоций, когда выражение лица и голос остаются без изменений, даже если ситуация предполагает наличие выраженного эмоционального отклика. События, заставляющие здорового человека плакать, или смеяться, у больного шизофренией очень часто не вызывают никакой реакции. Если имеет место вялотекущий вариант, то у детей диагностика шизофрении осложняется. При этом признаки проявляются различными соматическими особенностями, возникает эндокринная недостаточность.

Среди прочих проблем отмечена недоразвитая моторика, неуклюжесть, угловатость движений. Кроме того, симптоматика шизофрении дает о себе знать и в интересах детей, играх, увлечениях. К примеру, вместо того, чтобы читать детскую литературу, ребенок может увлечься изучением справочников, словарей. В значительной степени их интересуют вопросы мироздания, древность, астрономия. К тому же, страдающие шизофренией дети очень рано начинают интересоваться вопросами, имеющими философскую направленность. Если они затевают игры, то они довольно вычурны, однообразны, и характер этих игр может оставаться без изменений длительное время.

Особенности диагностики

В первую очередь, при диагностике шизофрении важны симптомы. Не существует специфических лабораторных или диагностических исследований, позволяющих выявить наличие шизофрении. В то же время необходимо исключить воздействие токсинов, наркотических веществ, а также повреждение мозга. Детская шизофрения не имеет специфических признаков, т специфичной считается лишь взаимосвязь симптомов. Устанавливая диагноз, врач учитывает полностью спектр расстройств, типичных для шизофрении. Практически невозможно разобраться самостоятельно во всех тонкостях заболевания, диагностика шизофрении у школьников проводится лишь опытными специалистами.

Хотя шизофрения относится к хроническим заболеваниям, некоторые симптомы контролируются посредством психотерапии и некоторыми лекарствами. Благодаря нейролептическим препаратам существенно сглаживаются психопатологические признаки заболевания. Следует принимать во внимание особенности ранней детской шизофрении, возникающей у детей, имеющих врожденную недостаточность нервной системы. Врачи назначают препараты, снижающие вероятность развития тяжелых побочных эффектов, таких как судороги мышц, тремор, замедленность движений, и прочее. Если симптоматика выражена слабо, то используются мягкие

Выбор методов лечения детской шизофрении зависит, прежде всего, от возраста ребенка и его психофизиологических особенностей, определяющих чувствительность организма к терапевтическому воздействию и его переносимость. Чем младше ребенок, тем более ограничены возможности лечения, так как не исключены непредвиденные реакции на те или иные препараты, особенно на транквилизаторы, возможно возникновение осложнений и побочных явлений.

При лечении детской шизофрении широко используются нейролептики, однако их применение нередко сопровождается серьезными побочными эффектами. Хотя медикаменты могут помочь контролировать психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией, необходимо использовать также и психосоциальные методы лечения, к которым относятся тренинг социальных навыков, вмешательство с участием семьи и помещение больных в специальные школы.(Информационный портал психологического центра "МАЦПЕН" http://www.matzpen.ru/ )

Методика лечения:

1. Когнитивно-поведенческая терапия.

Детская шизофрения – болезнь генетическая. Она не распространяется путем заражения от общения с больными людьми. Развитию шизофрении, заложенной на генетическом уровне, могут предшествовать различные факторы, дополняющие и увеличивающие риск заболевания. Сильный продолжительный стресс, психотравмы, агрессия по отношению к матери во время ее беременности, неблагоприятная экологическая среда и т.п.

Поэтому психотерапевты используя когнитивно-поведенческую психотерапию, работая с ребенком и родителями, выясняют все тонкости и природу развития этого заболевания у ребенка и в процессе сеансов корректируют причины спровоцировавшие развитие шизофрении. Специалисты по когнитивной терапии обучают больных шизофренией, как проверять соответствуют ли реальности их мысли и ощущения, как «не слушать» голоса и как стряхнуть с себя сковывающую их апатию. Постепенно, ребенка готовят к полноценному социальному образу жизни, прививая ему навыки адекватного восприятия окружающего мира. Ребенок учится правильно воспринимать речь и эмоции окружающих его людей, адекватно им отвечать, строить реальные планы на будущее, а главное осознавать, в чем проявляется его болезнь и предотвращать ее симптомы. Это лечение эффективно облегчает симптоматику и снижает риск рецидивов.

2. Психодинамическая психотерапия.

Начало психодинамической психотерапии положил австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Поддерживающая психотерапия психодинамической ориентации дает ребенку психологическую поддержку в обычной жизни при взаимодействии его с обществом здоровых детей, которые, как правило, из-за своей детской жестокости, не принимают в свое общество тех, кто ведет себя иначе, чем это принято. Поскольку подобное отвержение приводит ребенка в смятение и нежелание жить среди здоровых детей, психотерапия помогает с этим справиться и является незаменимым элементом лечения, особенно на этапе реабилитации и обучения общения со здоровым обществом. Кроме того, психотерапевт помогает ребенку принять факт болезни, научиться строить свою жизнь с учетом шизофрении, справиться с депрессией, победить страх и желание отказаться от всех внешних контактов, нередко возникающее у больных, страдающих этим заболеванием.

3. Семейная консультация.

Инструктаж членов семьи, с целью обучения правильному общению с больным ребенком и оказанию действенной помощи на пути его возвращения к обычному образу жизни, занимает одну из важных и ключевых задач при лечении детской шизофрении .

С родителями проводятся отдельные сеансы, которые помогают им в дальнейшем взаимодействовать с ребенком и учат справляться с приступами и симптомами заболевания. У родителей появляются необходимые инструменты для правильного психологического подхода к ребенку, по способам контакта и правильному поведению с ним, а также по его особенностям мышления и реакция. Умение близких помочь и правильно контактировать с больным положительно влияет на течение заболевания.

4. Медикаментозная поддержка при детской шизофрении.

Медикаментозное лечение, оказывающее успокоительное действие на организм и психику, позволяет ребенку вести обычную жизнь. Но, медикаменты, использующиеся для борьбы с детской шизофренией, которая требует пожизненного лечения даже в период затухания симптомов, также не являются безопасными для детского здоровья. Большинство антипсихотических лекарств, используемых при лечении детей, те же, что используются при лечении взрослых больных шизофренией. Эти медикаменты не являются специально предназначенными для детского лечения в основном потому, что они не были тщательно протестированы.

5. Социальная реабилитация.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс программ, направленных на обучение больных шизофренией способам сохранения независимости как в условиях больницы, так и в быту. Реабилитация сосредоточена на обучении социальным навыкам взаимодействия с другими людьми, навыкам, необходимым в повседневной жизни, таким, как уборка дома, совершение покупок, пользование общественным транспортом и т. п., и непрерывное обучение для тех пациентов, которые хотят закончить среднюю школу, учиться в колледже или закончить колледж; некоторые больные шизофренией успешно получают высшее образование.

Лечение современными медикаментозными препаратами оказывается достаточно эффективным у подавляющего большинства больных шизофренией и перспективы на будущее представляются довольно обнадеживающими. Новейшие экспериментальные исследования в области нейрофизиологии мозга и психофармакологии позволяют надеяться на то, что медикаментозная терапия шизофрении будет еще более эффективной и поможет еще большему числу пациентов. Но полностью избавиться от заболевания все равно не удастся, можно только лишь контролировать симптомы. (Информационный портал научно - диагностического центра клинической психиатрии "Клиника вегетативных расстройств" http://www.psychopro.ru/ )

Шизофрения – процессуальное психическое заболевание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни. Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Ведущий фактор в происхождении шизофрении – наследственное предрасположение. неизвестны, хотя существуют различные гипотезы, например, эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена. Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Шизофрения может протекать по-разному: возможно полное выздоровление после острых приступов; при благоприятном течении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе; при неблагоприятном хроническом течении заболевания может наступить , требующая обучения во вспомогательной школе; в редких случаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.

В детском возрасте шизофрения проявляется сравнительно редко, чаще всего манифестирует в подростковом возрасте. Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии. Фразовая речь появляется у них в 1,5 г., в 2-2,5 – знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать, в 4 – проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их области, сочиняют работы по интересующему их вопросу. Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер – ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев. Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранного сюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов. Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии – однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т.к. не проявляют интереса к занятиям. Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствости по отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.

У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения. Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании. Нарастает количество двигательных стереотипий. Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство). Для речи и мышления характерна разорванность – предложения грамматически построены правильно, но между ними нет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. Телефон 77-79. У меня сразу выходной. Я свое имя написал». Затем разрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов – вымышленных слов. Характерны персервации – повторение слов, фраз. Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонким переживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающими формальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. Отсутствует страх перед реальной опасностью – в этом проявляется неадекватность эмоций. Характерна абулия – бездеятельность и безынициативность. При резком обострении болезни развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.

Утрачивается , интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему. Развивается аутизм – бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с другими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится, как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания. Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.

Шизофрения может протекать прогрессирующе или приступообразно (с ремиссиями). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности. В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции. Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания, чаще шизофрения начинается в 10-14 лет (около 10% всех случаев болезни). В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20-29 лет.

При сравнительно доброкачественном течении болезни сохраняются в той или иной степени (чтение книг, не соответствующих возрасту). При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.

При злокачественном утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни волнообразный, с улучшениями под влияниями лечения и ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.

При более остром начале шизофрении в дошкольном и у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.

Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения – непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств – ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.

Возможны острые приступы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2-3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение – бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т.п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных обрывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид). Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.

Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и составляет 6-10% случаев шизофрении. Начинается в 13-18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успеваемость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, малопродуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу – философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается – подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны , бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.

Патопсихологическое изучение детей школьного возраста

Изучение школьников, больных шизофренией

По мнению Г. Е. Сухаревой, следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста. Вместе с этим в зависимости от темпа течения заболевания и его особенностей протекания выделяют остротекущие и вялотекущие формы, имевшие начало в детском возрасте. Психические процессы, протекающие при этих двух формах, безусловно, имеют отличия. Однако можно отметить и сходство качественных особенностей шизофрении при всех формах. При этом большое значение имеет интенсивность протекания болезненного процесса. Чем острее проявляются психические нарушения, чем ярче нарушения личности больного и сильнее степень выраженности болезни, тем сильнее его дезинтеграция.

Известно, что особое значение при шизофрении имеют личностные нарушения. Одним из первых признаков начала психического заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др. Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей. Это проявляется в возникших «страшных мыслях» о будущем, в мрачном и отрешенном на­строении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся. Больной ребенок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от окружающего мира. Так, например, некоторые больные подростки жалуются на то, что у них «нет внутренней жизни, нет центра, нет стремлений».

Кроме перечисленного выше, при шизофрении страдают все психические процессы. Нарушения восприятия больных шизофренией характеризуются затрудненностью перцепции целостного образа. Воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне. У детей наблюдаются большие затруднения при выделении наиболее значи­мых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком

по-своему. Так, например, мальчик 11 лет, рассматривая картинку, на которой была изображена лодка со стариком-гребцом и пассажирами, переезжающими через реку, обратил внимание только на старика с веслом и сказал, что здесь ловят рыбу. Очень часто при описании картин с содержанием эмоционального ха­рактера дети не понимают и не обращают внимания на этот ас­пект. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персонажей картины.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка. Это ведет к полной потере объективности восприятия сюжета. Напротив, вяло текущий процесс у больных детей может характеризоваться достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картинке.

Известно, что произвольное внимание страдает при любых заболеваниях, а непроизвольное оказывается более сохранным. Не­достаточность активности произвольного внимания у детей, больных шизофренией, объясняется отсутствием у них интереса к какой-либо деятельности. Выполнение любого задания этими детьми возможно лишь после усиленной и целенаправленной стимуляции. Непроизвольное внимание сохраняется даже в самых тяжелых случаях протекания заболевания. Об этом свидетельствуют их последующие высказывания. Для детей, больных шизоф­ренией, характерна также и способность к распределению внима­ния, но только в специально созданных ситуациях. Создающей подобную ситуацию может быть автоматическая деятельность, такая, как, например, механическое зачеркивание цифр, букв или заштриховывание рисунка. Такие виды деятельности позволяют, учитывая состояние больного, вывести его из аутистического со­стояния и дать ему возможность осмыслить действия.

У детей, больных шизофренией, могут быть нарушены все виды памяти. В целом, запоминание как мнестический процесс у больных шизофренией характеризуется избирательностью, причудливостью и желаемостью. Больной ребенок может не воспроизводить предложенный к запоминанию материал, а вспоминать только то, что хорошо помнит и знает (например, стихи, поговор­ки и др.). Запомнить он также может только то, что было, на его взгляд, важно (чаще это второстепенные детали, которым он придает особое значение). Исследования показывают, что запомина­ние словесного, а часто и числового материала детьми с шизофренией осуществляется легче, чем зрительного. На процесс запоминания сильно влияет и состояние больного ребенка в данный момент. Если он вял и не может сосредоточиться, то и объем запоминаемого материала чрезвычайно сужен.

Процесс сохранения материла также весьма краток. Происходит постепенное забывание полученных впечатлений, и из памяти все больше и больше вытесняются усвоенные факты. Процесс забывания также характеризуется избирательностью и особым эмоциональным отношением к запоминаемым фактам.

Детям, больным шизофренией, свойственна фиксированность на неприятных и тяжелых воспоминаниях, связанных в первую очередь с сохранением их жизнедеятельности. Их могут посещать мысли о собственной гибели. При вяло текущем процессе и доста­точно высоком общем развитии память может быть сохранна и даже развита в большей степени как логическая, чем механическая. Обследование больных детей методом пиктограммы пока­зывает, что их рисунки носят в основном схематический и фрагментарный характер.

Характерным своеобразием отличаются представления больных детей. Часто больные дети ссылаются на ирреальность происходящего, им кажется, что они как во сне (в сказке, виртуальной реальности и т.д.). Смысл представлений выхолощен. Удержание представляемого образа требует чрезмерных усилий. Представле­ния мимолетны и быстро ускользают. Особые трудности при обучении в школе вызывают предметы, связанные с формированием абстрактно-логических представлений, — геометрия и черчение.

Воображение играет большую роль в деятельности детей младшего возраста. Формирование игровой деятельности у детей предполагает развитие воображения и символической функции игры (Д. Б. Эльконин). В школьном возрасте склонность к фантазированию уменьшается и трансформируется в способность к абстрактно-логическому мышлению. У здорового ребенка фантазии тесно связаны с реальным миром. Ребенок придает предметам, с которыми играет, черты и характеристики, свойственные одушев­ленному миру (кукла — это дочка). Наделение используемых в игре предметов воображаемыми качествами лишь поднимает мышление ребенка на новый виток восприятия и осмысления окружающего мира, а не нарушает взаимосвязь с ним. Например, у дошкольника в игре «дочки-матери» в качестве предметов, имитирующих их аналоги из «взрослой» жизни, применяются кубик вместо мыла, палочка вместо ложки, кусок ткани вместо одеяла, жест руками, символизирующий еду или питье. Все предметы и действия, используемые ребенком в игре, обозначают и воспроизводят ситуации, свойственные только реальному миру и взаимоотношени­ям между людьми.

Для детей, больных шизофренией, характерен синдром патоло­гического фантазирования, когда ребенок полностью поглощается патологической продукцией и теряет связь с реальностью. Больные дети придают окружающим их предметам такие свойства, ко­торые те никогда не имели. Для организации игры они придумы­вают, создают себе воображаемых, иллюзорных товарищей по игре: беседуют, играют, дерутся с ними, могут побеждать или проигрывать им. Девочки-подростки проявляют склонность к иллюзорной мечтательности, причем процесс мечтаний может протекать у них наравне с восприятием реального мира. Таким образом, ребенок оказывается живущим в двух мирах.

При обследовании подростков с помощью теста Роршаха у них были выявлены аффективные переживания и страх перед изображаемым, которое воспринимается как движущиеся предметы или страшные животные.

Одной из основных особенностей нарушения познавательных процессов у больных шизофренией является расстройство мыш­ления. При шизофре