Презентация пищеварительная система человека. Пищеварение Пищеварение презентация

Пищеварительная система человека

Учитель:
Мельникова Ирина Викторовна

Пищеварительная система человека обеспечивает организм человека нужными ему веществами и энергией, получаемой из пищи.

Функции пищеварительной системы

Моторно-механическая(измельчение, передвижение, выделение пищи)
Секреторная (выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны и желчи)
Всасывающая (всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды)

Органы пищеварительной системы

Ротовая полость

Рот - телесное отверстие у животных, через которое принимается пища и, во многих случаях, осуществляется дыхание.
Слю́нные же́лезы (лат. gladulae salivales) - железы в ротовой полости. Слюнные железы выделяют слюну. У человека, кроме многочисленных мелких слюнных желез, в слизистой оболочке языка, нёба, щёк и губ имеется 3 пары крупных слюнных желез: околоушная, подчелюстная и подъязычная.

Глотка представляет ту часть пищеварительной трубки и дыхательных путей, которая является соединительным звеном между полостью носа и рта, с одной стороны, и пищеводом и гортанью - с другой. Полости глотки: верхняя - носовая, средняя - ротовая, нижняя - гортанная. Носовая часть (носоглотка) сообщается с полостью носа через хоаны, ротовая часть с полостью рта сообщается через зев, гортанная часть через вход в гортань сообщается с гортанью.

Пищевод - часть пищеварительного канала. Представляет собой сплющенную в переднезаднем направлении полую мышечную трубку, по которой пища из глотки поступает в желудок.
Пищевод взрослого человека имеет длину 25-30 см. Является продолжением глотки, начинается в области шеи на уровне VI-VII шейного позвонка, затем проходит через грудную полость в средостении и заканчивается в брюшной полости на уровне X-XI грудных позвонков, впадая в желудок.

Желу́док - полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье и эпигастрии. Кардиальное отверстие находится на уровне XI грудного позвонка. Отверстие привратника расположено на уровне I поясничного позвонка, у правого края позвоночного столба. Желудок является резервуаром для проглоченной пищи, а также осуществляет химическое переваривание этой пищи. Кроме того, осуществляет секрецию биологически активных веществ, и выполняет функцию всасывания.

Желудок представляет собой значительное расширение пищеварительной трубы, которое располагается между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Пища из ротовой полости поступает в желудок по пищеводу. Из желудка частично переваренная пища выводится в двенадцатиперстную кишку.

Слайд №10

Тонкая кишка

Тонкая кишка - отдел кишечника у позвоночных животных, располагающийся между желудком и толстым кишечником. Тонкий кишечник осуществляет основную функцию всасывания питательных веществ из химуса в организме животных. Относительная длина и особенности строения тонкого кишечника в значительной степени зависят от типа питания животного.
Тонкая кишка делится у человека на двенадцатиперстную (лат. duodenum), тощую (лат. jejunum) и подвздошную (лат. ilium), при чем тощая образует 2/5, a подвздошная 3/5 всей длины Т. кишки, достигающей 7 - 8 м

Слайд №11

Двенадцатиперстная кишка

Двенадцатипе́рстная кишка́ (лат. duodénum) - начальный отдел тонкой кишки у человека, следующий сразу после привратника желудка. Характерное название связано с тем, что её длина составляет примерно двенадцать поперечников пальца руки.

Слайд №12

Тощая кишка

Тощая кишка человека (лат. jejunum) - средний отдел тонкой кишки, идущий после двенадцатиперстной и перед подвздошной кишкой. Название «тощая» происходит от того, что при препарировании трупа анатомы находили её пустой.
Петли тощей кишки располагаются в левой верхней части брюшной полости. Тощая кишка со всех сторон покрыта брюшиной. Тощая кишка, в отличие от двенадцатиперстной, имеют хорошо выраженную брыжейку и рассматривается (вместе с подвздошной кишкой) как брыжеечная часть тонкой кишки. От двенадцатиперстной кишки отделяется дуоденоеюнальной Л-образной складкой Трейтца.

Слайд №13

Подвздошная кишка

Подвздошная кишка́ человека (лат. ileum) - нижний отдел тонкой кишки, идущий после тощей и перед верхним отделом толстой кишки - слепой кишкой, отделяемой от последней илеоцекальным клапаном (баугнеровой заслонкой). Подвздошная кишка располагается в правой нижней части брюшной полости и в области правой подвздошной ямки.

Слайд №14

Толстая кишка

Толстая кишка наиболее широкая часть кишок у млекопитающих, в частности у человека, состоящая из слепой кишки, или coecum, из ободочной, и прямой.

Слайд №15

Слепая кишка

Слепая кишка, сесит (Caecum (от греч. typhlon, отсюда воспаление слепой кишки - typhlitis)) - придаток в месте перехода тонких кишок в толстые у позвоночных животных.

Слайд №16

Ободочная кишка

Ободо́чная кишка́ (лат. colon) - основной отдел толстой кишки, продолжение слепой кишки. Продолжением ободочной кишки является прямая кишка.
Ободочная кишка не принимает непосредственного участия в пищеварении. Но в ней всасывается большое количество воды и электролитов. Относительно жидкий химус, попадающий из тонкой кишки (через слепую кишку) в ободочную, превращается в более твёрдый кал.

Слайд №17

Прямая кишка

Пряма́я кишка́ (лат. rectum) - конечная часть пищеварительного тракта, названная так за то, что идет прямо и не имеет изгибов. Прямой кишкой называется сегмент толстой кишки книзу от сигмовидной кишки и до ануса (лат. anus), или иначе заднепроходного отверстия, анального отверстия.
Нижняя, узкая часть прямой кишки, проходящая через промежность, и находящаяся дистальнее, ближе к анальному отверстию, называется заднепроходным каналом (лат. canalis analis), верхняя, более широкая, проходящая в области крестца - ампулярной частью прямой кишки, или просто ампулой прямой кишки (лат. ampulla recti, часть кишки между ампулой и дистальной частью сигмовидной кишки - надампулярный отдел.).

Слайд №18

Функции пищеварительной системы:

Моторная функция, заключающаяся в механическом измельчении пищи, в продвижении ее вдоль пищеварительного тракта, в выведении отработанных продуктов;
- секреторная функция, основанная на выработке ферментов и пищеварительных соков;
- всасывающая функция, состоящая во всасывании белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды.

Cлайд 1

Cлайд 2

Питание и пищеварение Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Из питательных веществ каждая клетка организма черпает необходимые компоненты. Основные компоненты нормального рациона питания представлены главным образом тремя классами химических соединений: углеводами (в том числе сахарами), белками и жирами (липидами). Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

Cлайд 3

В результате пластического обмена усваиваются части питательных веществ. Из них строятся новые белки, жиры, углеводы, которые необходимы организму для роста и развития. Другая часть питательных веществ используется для энергетического обмена. Вместе с пищей в организм поступают органические вещества, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии, накопленной растениями в результате фотосинтеза. В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению: углеводы и жиры – до углекислого газа и воды, белки – до углекислого газа, воды, солей аммония, фосфора и других простых соединений. В результате данного процесса, происходящего в каждой клетке тела, освобождается энергия, которая нужна для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы сердца и других внутренних органов.

Cлайд 4

Превращение пищевых веществ в ходе пластического обмена В организм человека поступают В пищеварительном канале распадаются и всасываются в кровь и лимфу В клетке человека создаются Пищевые белки Аминокислоты Собственные белки человека Пищевые жиры Глицерин и жирные кислоты Собственные жиры человека Сложные пищевые углеводы (крахмал и др.) Глюкоза и другие простые сахара Собственные углеводы человека: гликоген и др.

Cлайд 5

Кроме белков, жиров и углеводов, которые дают организму топливо в виде калорий (поэтому их называют «энергетическими питательными веществами»),с пищей в организм поступают и другие важные соединения, как органические, например витамины и другие биологические биологически активные вещества, так и неорганические, например вода, минеральные соли. Состав пищи Питательные вещества Минеральные вещества Витамины Вода Белки Углеводы Жиры Соли, содержащие ионы Fe, Na, K, Ca, Cl Водорастворимые: С, B1, B6 и др. Жирорастворимые: А, D и др. Необходима для растворения большинства химических соединений, находящихся в организме.

Cлайд 6

Значение питательных веществ пищи Органические вещества Минеральные соли Витамины Белки Углеводы Жиры Соли Na, K, P, Ca А, D, С, E, К, витамины группы В Строительство растущего организма, обновление клеток, тканей Обеспечение организма энергией Обеспечение организма энергией, строительство мембран клеток, участвуют в терморегуляции Участвуют в образовании скелета, соляной кислоты, ионы входят в состав ферментов и гормонов, в проведении нервного возбуждения Регулируют обмен веществ, обеспечивают рост организма, обеспечивают сопротивляемость болезням

Cлайд 7

ПИЩЕВАРЕНИЕ - процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом. В результате физических процессов и разнообразных химических реакций, протекающих под действием пищеварительных соков и ферментов, питательные вещества, т.е. углеводы, белки и жиры, изменяются таким образом, что организм может их всасывать и использовать в обмене веществ. Процесс пищеварения складывается из следующих этапов: 1) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками; 2) расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений; 3) всасывание этих соединений в кровь и лимфу 4) удаление непереваренных остатков из организма.

Cлайд 8

Органы пищеварения Органы пищеварения состоят из: пищеварительного канала; пищеварительных желез. Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.

Cлайд 9

Cлайд 10

Пищеварительные ферменты Ферменты – биологические катализаторы, при помощи которые происходит расщепление пищи. Они представляют собой белки сложного строения. Наибольшую активность они проявляют при температуре 37-39°С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент специфичен, то есть действует на строго определенный субстрат. Ферменты работают строго при определенных условиях. Фермент слюны амилаза – в слабощелочной среде; фермент желудка пепсин – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы трипсин и амилаза в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.

Cлайд 11

Пищеварение в ротовой полости Ротовая полость - начальный отдел пищеварительного тракта, функциями которого являются опробывание вкуса и качества пищи, ее измельчение, начало расщепления углеводов, формирование пищевого комка и проталкивание его в следующий отдел. Механическая обработка состоит в том, что пища измельчается и перетирается зубами во время жевания. Одновременно пища перемешивается и смачивается слюной. В ротовую полость открываются протоки трех пар слюнных желез: околоушных, подчелюстных и подъязычных.

Cлайд 12

Cлайд 13

Слюна - прозрачная, слегка вязкая жидкость, имеющая слабощелочную реакцию. В ее состав входят вода (98-99%), неорганические соли (1-1,5%) и органические вещества: белок муцин и ферменты птиалин и мальтаза. Слизистый тягучий муцин обеспечивает пищевому комку легкость проглатывания. Содержащийся в слюне лизоцим выполняет бактерицидную функцию, растворяя клеточную оболочку бактерий. В составе слюны имеются ферменты, способствующие перевариванию крахмала. Ферментов, расщепляющих жиры и белки, в слюне нет. Количество и состав слюны зависят от характера пищи. В среднем за сутки выделяется около 1--1,5 л слюны. Состав и функции слюны Неорганические вещества 98–99 % Органические вещества 1–2 % Вода Ферменты Клейкое вещество Бактерицидное вещество – лизоцим Растворение веществ слюны Частичное расщепление крахмала до глюкозы Формирование, склеивание пищевого комка, облегчение глотания Частичное уничтожение бактерий

Cлайд 14

Язык - мышечный орган, в слизистой оболочке которого расположены вкусовые рецепторы, дающие возможность ощутить вкус еды. Он также участвует в перемешивании пищи и проталкивании ее в глотку. Вкус – ощущение сложное. Оно возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка.

Cлайд 15

Строение зубов связано с выполняемыми функциями. У человека две смены зубов: молочные и постоянные. Первые молочные зубы (они не имеют корней) прорезываются в шестимесячном возрасте. Их количество равно 20 - по 10 на каждой челюсти. У взрослого человека 32 постоянных зуба: по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Резцы и клыки используются для откусывания, а коренные зубы - для размельчения и пережевывания пищи. У новорожденных зубов нет. Примерно к шестому месяцу начинают появляться молочные зубы. К 10-12 годам молочные зубы заменяются постоянными. У взрослых людей по 28-32 постоянных зуба. Последние зубы – зубы мудрости – вырастают к 20-22 годам.

Уход за зубами При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в том случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и не подготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения, ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению в эмали трещин, через которые в полость зуба проникают микроорганизмы. Микроорганизмы вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью и последующим разрушением всего зуба. При обнаружении трещин или повреждений зуба следует немедленно обратиться с стоматологу, который примет все необходимые меры к предотвращению разрушения и потери зуба. Заболевание зубов Наиболее распространенное заболевание зубов - кариес - размягчение и разрушение твердых тканей с образованием полости. Кариес развивается в результате нарушений функций разных систем организма, при неправильном питании: потребление большого количества сахаросодержащих продуктов (сахара, конфет и т. п.) и понижение содержания в пище белка, молочных продуктов и др., отсутствие в рационе сырых овощей и фруктов, недостаток кальция и фосфора. Разрушение твердых тканей зуба при кариесе протекает с участием микроорганизмов, поэтому, если кариес не вылечен, постепенно развивается воспаление пульпы - пульпит, а затем и воспаление окружающих корень зуба тканей (периодонта). Причиной периодонтита может быть травмирование периодонта при раскусывании твердой пищи, переломе или вывихе от удара, а также проникновение инфекции через канал зуба при невылеченном пульпите. При недостаточном уходе за зубами мягкие отложения на зубах превращаются в зубной камень, вызывающий воспаление десны стоматит.





Полость рта 1-околоушная железа; 6-щечные железы; 10-передняя язычная железа; 17-подъязычная железа; 1-околоушная железа; 6-щечные железы; 10-передняя язычная железа; 17-подъязычная железа; 20-поднижнечелюстная железа; железа; 23-задняя язычная железа с




Ферменты слюны Амилаза – расщепляет углеводы до дисахаридов (мальтозы) Амилаза – расщепляет углеводы до дисахаридов (мальтозы) Мальтаза – расщепляет дисахариды до моносахаридов (глюкозы) Мальтаза – расщепляет дисахариды до моносахаридов (глюкозы) Лизоцим – фермент, растворяющий оболочку бактерий Лизоцим – фермент, растворяющий оболочку бактерий








Состав желудочного сока рН = 0,9-1,5 V = 1,5-2,5 л. Соляная кислота – 0,5 %; Соляная кислота – 0,5 %; Вода – 99,4 %; Вода – 99,4 %; Неорганические вещества Неорганические вещества (хлориды, сульфаты, карбонаты); (хлориды, сульфаты, карбонаты); Органические вещества Органические вещества (белки, небелковые вещества); (белки, небелковые вещества); Слизь (муцин). Слизь (муцин).


Ферменты желудочного сока Пепсинрасщепляют белки Пепсин расщепляют белки до крупных частиц - до крупных частиц - Гастриксинполипептидов Гастриксин полипептидов Липаза расщепляет молочные жиры до Липаза расщепляет молочные жиры до глицерина и жирных кислот глицерина и жирных кислот


Фазы секреции желудочного сока запах пищи, вид, разговоры о еде, жевание и глотание запах пищи, вид, разговоры о еде, жевание и глотание Мозговая при попадании пищи в желудок при попадании пищи в желудок Желудочная при попадании желудочного содержимого в кишечник при попадании желудочного содержимого в кишечник Кишечная












Состав поджелудочного сока рН = 7,3-8,7 V = 1,5-2 л. Амилаза, мальтаза Амилаза, мальтаза – углеводы до моносахаридов; Лактаза Лактаза – лактоза (молочный сахар) до моносахаридов; Нуклеаза Нуклеаза – нуклеиновые кислоты до нуклеотидов; Трипсин Трипсин – пептиды до аминокислот; Липаза Липаза – жиры до глицерина и жирных кислот.









27


Функции микрофлоры толстого кишечника Разрушает остатки непереваренной пищи; образуются токсичные для организма вещества (фенолы), которые обезвреживаются в печени. Разрушает остатки непереваренной пищи; образуются токсичные для организма вещества (фенолы), которые обезвреживаются в печени. Расщепляет целлюлозу (клетчатку) и пектины, продукты всасываются и используются организмом. Расщепляет целлюлозу (клетчатку) и пектины, продукты всасываются и используются организмом. Синтезирует витамин К и витамины группы В. Синтезирует витамин К и витамины группы В. Обезвреживает патогенные микроорганизмы. Обезвреживает патогенные микроорганизмы.
Литература 1. Дубровский, В. И. Спортивная физиология [Текст] / В. И. Дубровский. - М.: Владос, – 462 с. 2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Учеб. пособие [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов – М.: Академия, с. 3. Фарфель, В. С. Физиология человека: учеб. [Текст] / В. С. Фарфель, Я. М. Коц.- М.: Физкультура и спорт, – 344 с. 4. Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека. Учеб. пособие [Текст] / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д.: Феникс, с.




















1 из 19

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Питание и пищеварение Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Из питательных веществ каждая клетка организма черпает необходимые компоненты. Основные компоненты нормального рациона питания представлены главным образом тремя классами химических соединений: углеводами (в том числе сахарами), белками и жирами (липидами). Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

№ слайда 3

Описание слайда:

В результате пластического обмена усваиваются части питательных веществ. Из них строятся новые белки, жиры, углеводы, которые необходимы организму для роста и развития. Другая часть питательных веществ используется для энергетического обмена. Вместе с пищей в организм поступают органические вещества, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии, накопленной растениями в результате фотосинтеза. В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению: углеводы и жиры – до углекислого газа и воды, белки – до углекислого газа, воды, солей аммония, фосфора и других простых соединений. В результате данного процесса, происходящего в каждой клетке тела, освобождается энергия, которая нужна для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы сердца и других внутренних органов.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Кроме белков, жиров и углеводов, которые дают организму топливо в виде калорий (поэтому их называют «энергетическими питательными веществами»),с пищей в организм поступают и другие важные соединения, как органические, например витамины и другие биологические биологически активные вещества, так и неорганические, например вода, минеральные соли.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

ПИЩЕВАРЕНИЕ - процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом. В результате физических процессов и разнообразных химических реакций, протекающих под действием пищеварительных соков и ферментов, питательные вещества, т.е. углеводы, белки и жиры, изменяются таким образом, что организм может их всасывать и использовать в обмене веществ. Процесс пищеварения складывается из следующих этапов: 1) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками; 2) расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений; 3) всасывание этих соединений в кровь и лимфу 4) удаление непереваренных остатков из организма.

№ слайда 8

Описание слайда:

Органы пищеварения Органы пищеварения состоят из: пищеварительного канала; пищеварительных желез. Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Пищеварительные ферменты Ферменты – биологические катализаторы, при помощи которые происходит расщепление пищи. Они представляют собой белки сложного строения. Наибольшую активность они проявляют при температуре 37-39°С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент специфичен, то есть действует на строго определенный субстрат. Ферменты работают строго при определенных условиях. Фермент слюны амилаза – в слабощелочной среде; фермент желудка пепсин – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы трипсин и амилаза в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.

№ слайда 11

Описание слайда:

Пищеварение в ротовой полости Ротовая полость - начальный отдел пищеварительного тракта, функциями которого являются опробывание вкуса и качества пищи, ее измельчение, начало расщепления углеводов, формирование пищевого комка и проталкивание его в следующий отдел. Механическая обработка состоит в том, что пища измельчается и перетирается зубами во время жевания. Одновременно пища перемешивается и смачивается слюной. В ротовую полость открываются протоки трех пар слюнных желез: околоушных, подчелюстных и подъязычных.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Слюна - прозрачная, слегка вязкая жидкость, имеющая слабощелочную реакцию. В ее состав входят вода (98-99%), неорганические соли (1-1,5%) и органические вещества: белок муцин и ферменты птиалин и мальтаза. Слизистый тягучий муцин обеспечивает пищевому комку легкость проглатывания. Содержащийся в слюне лизоцим выполняет бактерицидную функцию, растворяя клеточную оболочку бактерий. В составе слюны имеются ферменты, способствующие перевариванию крахмала. Ферментов, расщепляющих жиры и белки, в слюне нет. Количество и состав слюны зависят от характера пищи. В среднем за сутки выделяется около 1--1,5 л слюны.

№ слайда 14

Описание слайда:

Язык - мышечный орган, в слизистой оболочке которого расположены вкусовые рецепторы, дающие возможность ощутить вкус еды. Он также участвует в перемешивании пищи и проталкивании ее в глотку. Вкус – ощущение сложное. Оно возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка.

№ слайда 15

Описание слайда:

Строение зубов связано с выполняемыми функциями. У человека две смены зубов: молочные и постоянные. Первые молочные зубы (они не имеют корней) прорезываются в шестимесячном возрасте. Их количество равно 20 - по 10 на каждой челюсти. У взрослого человека 32 постоянных зуба: по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Резцы и клыки используются для откусывания, а коренные зубы - для размельчения и пережевывания пищи. У новорожденных зубов нет. Примерно к шестому месяцу начинают появляться молочные зубы. К 10-12 годам молочные зубы заменяются постоянными. У взрослых людей по 28-32 постоянных зуба. Последние зубы – зубы мудрости – вырастают к 20-22 годам.

№ слайда 16

Описание слайда:

Каждый зуб имеет коронку, шейку, корень и состоит из плотного костного вещества - дентина. Внутри зуба расположена полость, заполненная зубной мякотью - пульпой, - состоящей из соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов. Коронка зуба выступает над десной и покрыта более прочной, чем дентин, костной тканью - эмалью. Корень зуба лежит в зубной альвеоле.

№ слайда 17

Описание слайда:

Уход за зубами При болезни зубов нарушается пищеварение, так как в том случае в желудок попадает недостаточно пережеванная и не подготовленная к дальнейшей химической обработке пища. Вот почему важно постоянно следить за зубами. Большой вред зубам и деснам наносит никотин, выделяющийся во время курения, ни в коем случае не следует грызть твердые предметы, нельзя сразу после приема горячей пищи пить холодную воду или есть мороженое. Это ведет к появлению в эмали трещин, через которые в полость зуба проникают микроорганизмы. Микроорганизмы вызывают воспаление пульпы, сопровождающееся зубной болью и последующим разрушением всего зуба. При обнаружении трещин или повреждений зуба следует немедленно обратиться с стоматологу, который примет все необходимые меры к предотвращению разрушения и потери зуба.

Описание слайда:

Заболевание зубов Наиболее распространенное заболевание зубов - кариес - размягчение и разрушение твердых тканей с образованием полости. Кариес развивается в результате нарушений функций разных систем организма, при неправильном питании: потребление большого количества сахаросодержащих продуктов (сахара, конфет и т. п.) и понижение содержания в пище белка, молочных продуктов и др., отсутствие в рационе сырых овощей и фруктов, недостаток кальция и фосфора. Разрушение твердых тканей зуба при кариесе протекает с участием микроорганизмов, поэтому, если кариес не вылечен, постепенно развивается воспаление пульпы - пульпит, а затем и воспаление окружающих корень зуба тканей (периодонта). Причиной периодонтита может быть травмирование периодонта при раскусывании твердой пищи, переломе или вывихе от удара, а также проникновение инфекции через канал зуба при невылеченном пульпите. При недостаточном уходе за зубами мягкие отложения на зубах превращаются в зубной камень, вызывающий воспаление десны стоматит.

Пищеварение

Слайдов: 13 Слов: 474 Звуков: 0 Эффектов: 0

Урок – смотр знаний «Пищеварение. Пищеварительная система». Цель урока: повторение и проверка знаний по теме «Пищеварение. Первый конкурс «Термины». Конкурс 2 «слабое звено». Из каких частей состоит зуб. Назовите виды зубов О чем свидетельствует наличие клыков у человека? Перечислите основные составные части пищеварительной системы. В каких отделах пищеварительной системы происходит пищеварение? Какова длина тонкого кишечника? Какова длина толстой кишки? Назовите слепой отросток толстой кишки? Сколько часов в желудке задерживается пища? Какую роль играет в пищеварении печень? Почему нельзя говорить во время еды? - Пищеварение.ppt

Урок Пищеварение

Слайдов: 28 Слов: 686 Звуков: 0 Эффектов: 45

Питание и органы пищеварения. Для чего человек ест? Человек может жить без еды 30-40 дней. За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон. Тема: «Питание и органы пищеварения». Какая пища полезная и вредная? Какие питательные вещества должны содержаться в пище? Как пища преобразуется и усваивается нашим организмом? Вопросы: Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы: Полезные продукты. Неполезные продукты. Пепси, фанта, чипсы, жир торты, «Сникерс», шоколадные конфеты. Два условия правильного питания: Разнообразие. - Урок Пищеварение.ppt

Пищеварение 8 класс

Слайдов: 10 Слов: 59 Звуков: 0 Эффектов: 0

Заболевания органов пищеварения. Объясните значение биологических терминов. Кишечные инфекции. Дизентерия холера ботулизм сальмонеллёз брюшной тиф. Глистные заболевания. Острицы Аскариды. Пищевые отравления. Грибами. - Пищеварение 8 класс.ppt

Процесс пищеварения

Слайдов: 9 Слов: 430 Звуков: 0 Эффектов: 15

Пищеварение. Органы пищеварения. У многих позвоночных во рту расположены зубы и язык. Желу?док- полый мышечный орган, расположенный между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. В желудке происходит механическое измельчение пищи. Объём пустого желудка составляет около 500 мл. В тонкой кишке в основном и происходит процесс пищеварения. Поговорки. Голодное брюхо к ученью глухо. Ешь в полсыта, пей в полпьяна - проживешь век до полна. Брюхо не мешок, - в запас не наешься. Больному помогает врач, а голодному - калач. Голодному Федоту любые щи в охоту. Загадки. - Процесс пищеварения.ppt

Пищеварение биология

Слайдов: 25 Слов: 413 Звуков: 10 Эффектов: 57

Интегрированный урок математика + биология. Тема:Математическое путешествие по органам пищеварения. ХОД УРОКА: I.Проблемный вопрос. Зачем мы едим? II.Что происходит с пищей во рту? Ответьте на биологические и математические вопросы. В-2:Выписать питательные вещества. МАТЕМАТИКА В-1 a>b,0c, то расположите в порядке возрастания числа a,b,c,0 В-2 nn,m0,то расположите числа m,n,k,0 в порядке возрастания. В-1 Начальная часть тонкой кишки называется двенадцатиперстная. В-2 Самая большая железа- слюнная. В-1 Желчный пузырь вырабатывает желчь. - Пищеварение биология.ppt

Биология 8 класс пищеварение

Слайдов: 13 Слов: 199 Звуков: 0 Эффектов: 62

Белинский. Пищеварение в желудке. Урок биологии в 8 классе. Составляющие производства. Сырье для производства. ПИЩЕВЫЕ пищеварение ПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ВЕЩЕСТВА. Производственные помещения. Производственное оборудование. Внутреннее строение желудка. Желудочных железок. Желудочный сок. Квалифицированные кадры. Производственный процесс. Белки пищи пепсин Аминокислоты. Жиры молока липаза глицерин и жирные кислоты. Действие желудочного сока. Система управления. Регуляция. Нервная Гуморальная. рефлекторная дуга БАВ пищи слизистая оболочка. Безусловные рефлексы кровь Условные. - Биология 8 класс Пищеварение.ppt

Система пищеварения

Слайдов: 19 Слов: 682 Звуков: 0 Эффектов: 0

Питание и пищеварение. Содержание. Пищеварение. Пищеварение происходит в процессе перемещения пищи по органам, составляющим пищеварительный тракт. Пищеварительная система. Питание. Источником такого возмещения являются вещества, поступающие с пищей. Белки. Углеводы. Для обозначения количества углеводов в пище используется специальная хлебная единица. Углеводы являются основным энергетическим материалом. При окислении 1 грамма углеводов выделяются 4,1 ккал энергии и 0,4 г воды. Углеводы участвуют в обеспечении осмотического давления и осморегуляции. Так, в крови содержится 100-110 мг/% глюкозы. - Система пищеварения.pptx

Пищеварительная система

Слайдов: 13 Слов: 456 Звуков: 0 Эффектов: 0

Пищеварительная система человека. Пищеварительная система и процесс пищеварения: Данный процесс называется пищеварением. Ротовая полость: Слюнные железы: Глотка и пищевод: Пищеварение в желудке: Пищеварение в кишечнике: Тонкий кишечник состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Непереваренные остатки поступают в толстую кишку. Начальная часть толстой кишки называется слепой. Пищеварительные железы: . Печень: Печень – самая крупная железа человеческого организма. Печень задерживает ядовитые вещества и защищает организм от отравления. Поджелудочная железа: Поджелудочная железа находится между желудком и двенадцатиперстной кишкой. - Пищеварительная система.ppt

Пищеварительная система организма

Слайдов: 10 Слов: 739 Звуков: 0 Эффектов: 24

Пищеварение и пищеварительная система. Пищеварение. Пищеварение происходит в процессе перемещения пищи по органам, составляющим пищеварительный тракт. Состав пищеварительной системы. Условно выделяют три отдела пищеварительной системы. Передний отдел включает органы ротовой полости, глотку и пищевод. Здесь осуществляется, в основном, механическая переработка пищи. Функции пищеварительной системы. Органы пищеварительной системы. Передний отдел пищеварительной системы. Пищевод - часть пищеварительного канала. Средний отдел пищеварительной системы. В тонкой кишке в основном и происходит процесс пищеварения. - Пищеварительная система организма.pptx

Пищеварительная система человека

Слайдов: 18 Слов: 316 Звуков: 0 Эффектов: 0

Пищеварительная система человека. Функции пищеварительной системы. Органы пищеварительной системы. Ротовая полость. Слю?нные же?лезы (лат. gladulae salivales) - железы в ротовой полости. Слюнные железы выделяют слюну. Глотка. Полости глотки: верхняя - носовая, средняя - ротовая, нижняя - гортанная. Пищевод. Пищевод - часть пищеварительного канала. Пищевод взрослого человека имеет длину 25-30 см. Желудок. Желу?док - полый мышечный орган, расположенный в левом подреберье и эпигастрии. Кардиальное отверстие находится на уровне XI грудного позвонка. Пища из ротовой полости поступает в желудок по пищеводу. - Пищеварительная система человека.ppt

Строение пищеварительной системы

Слайдов: 21 Слов: 793 Звуков: 0 Эффектов: 2

Пищеварительная система. Система органов пищеварения. Строение пищеварительной системы. Ротовая полость. Зубы. Внешнее поперечный строение зуба. Слюнные железы. Язык. Глотка. Пищевод. Желудок. Двенадцатиперстная кишка. Тонкая кишка. Толстая кишка. Прямая кишка. Печень. Желчный пузырь. Поджелудочная железа. Аппендикс. - Строение пищеварительной системы.ppt

Анатомия пищеварительной системы

Слайдов: 33 Слов: 2167 Звуков: 0 Эффектов: 130

Пищеварение. Биомарафон. Пищеварительная система. Плакаты по теме. Условия игры. Вступительное слово учителя. Разминка. Ответить на вопрос. Тонкий кишечник. Конкурс. Медико-диагностический центр. Радиоэлектронный метод. Студенты мединститута. Сделать подписи к рисункам. Жюри для подведения итогов. Археологи. Что бы это значило. Пословицы к конкурсу. Приятный незнакомец. Поле чудес. Центр профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Аскаридоз. Дизентерия. Игра. Химическая переработка. Вещество. Глюкоза. Дентин. Печень. Подведение итогов игры. - Анатомия пищеварительной системы.ppt

Ротовая полость

Слайдов: 24 Слов: 448 Звуков: 0 Эффектов: 18

Правила работы в графическом редакторе Paint. Заливка. Выбор цвета. Если ошиблись. Для выполнения задания. Тема: Пищеварение в ротовой полости. Органы ротовой полости. Губы. Щеки. Зубы. Слюнные железы. Язык. Обработка пищи, состояние ротовой полости имеют важное значение! Здоровые зубы – здоровое тело. Воспаление зубов. Околоушные. Подъязычные. Поднижнечелюстные. Слюна. Вода 99,5%. Бактерицидные вещества. Слизь. Ферменты. Ишь, какая прелесть! И.П.Павлов. Лабораторная работа. Тема: Действие слюны на крахмал. Установить при каких условиях ферменты слюны будут активны. Качественная реакция на крахмал. - Ротовая полость.ppt

Пищеварение в ротовой полости

Слайдов: 51 Слов: 2698 Звуков: 4 Эффектов: 57

Тема: «Пищеварительная система». Задачи: Изучить особенности строения, функции и гигиену органов пищеварительной системы. Десять аминокислот являются незаменимыми. Основная часть углеводов и жиров окисляется, обеспечивая организм энергией. Значение пищи. Для человека характерны полостное и мембранное пищеварение. Строение пищеварительной системы. Молочные зубы к 12 годам заменяются постоянными. Пищеварение в ротовой полости. Прорезывание молочных зубов начинается на 6-7 месяце и заканчивается к 3 годам жизни. У ребенка 20 молочных зубов. Цемент и связки закрепляют зубы в альвеолах. - Пищеварение в ротовой полости.ppt

Строение зуба

Слайдов: 28 Слов: 618 Звуков: 0 Эффектов: 35

Микроскопическое строение зуба. Общий план структурной организации зуба. Тканевой состав зуба. Источники формирования зубного зачатка. Строение зубного зачатка. Дентиногенез. Микроскопическое строение дентина. Ультраструктура дентина. Вторичный и заместительный дентин. Чувствительность дентина. Склерозированный, мертвый дентин. Энамелогенез. Строение эмали. Уровни структурной организации эмали. Белки эмали. Поверхностные образования эмали. Строение пульпы. Архитектоника пульпы. Кровоснабжение и иннервация пульпы. Функции пульпы. Реактивные изменения пульпы. Возрастные изменения пульпы. - Строение зуба.ppt

Чтобы зуб не болел

Слайдов: 20 Слов: 389 Звуков: 0 Эффектов: 26

Чтобы зубы не болели. Исследовательская работа. Береги платье снову, а зубы смолоду. У всех существ на земле есть зубы. Смена зубов у человека – естественный процесс. Зубная Фея. Мышонок Перес. Амулет из зубов. Чёрная птица. Герои легенд, связанных с зубами. Оберег-кулон «Клык кабана». Строение зуба. Виды зубов. Резцы, которые находятся в центре, кусают пищу. Клыки, которые располагаются по обеим сторонам от резцов, растирают пищу. Большие коренные зубы в задней части рта перемалывают пищу. Заболели зубы? Причины заболевания зубов. Апельсиновый сок портит эмаль зубов. Белое вино разрушает зубы. - Чтобы зуб не болел.ppt

Желудок

Слайдов: 64 Слов: 1205 Звуков: 0 Эффектов: 46

Строение и функции желудка. Практическая работа. Нажмите клавишу для продолжения. Содержание. Методы изучения желудка. Работа желудка. Органы пищеварения недоступны для прямого наблюдения. Поэтому долгое время пищеварение изучалось на оперированных животных. Для более подробного просмотра щелкните мышкой по рис. 1. Система органов пищеварения состоит из пищеварительного канала и пищеварительных желез. Расширенный канал грушевидной формы – желудок – расположен в левой части подреберья. Для более подробного просмотра щелкните мышкой по рис. 2. Внешнее строение желудка. Желудок служит резервуаром для накопления и переваривания. - Желудок.pps

Пищеварение в желудке

Слайдов: 34 Слов: 1015 Звуков: 0 Эффектов: 0

Пищеварение. Содержание: Что такое пищеварение? Ротовая полость. Слюнные железы. Пищеварение. Пищеварение в желудке. Функции пищеварительного тракта Полезные продукты для организма. Выводы. Использованная литература. Также в ходе работы пищеварительной системы вырабатываются продукты жизнедеятельности. Слюна, которая на 99% состоит из воды, смачивает измельченную пищу. Основной из таких ферментов - амилаза - расщепляет сложные углеводы до мальтозы. Далее пищевой комок передвигается по пищеводу. Своей вершиной желудок соединяется с пищеводом (трубкой для проведения пищи). Железы слизистой оболочки желудка выделяют желудочный сок. - Пищеварение в желудке.pptx

Пищеварение в кишечнике урок

Слайдов: 30 Слов: 427 Звуков: 0 Эффектов: 64

Тема урока «Изменение питательных веществ в кишечнике». Цель урока. Систематизировать и углубить знания о строениях и функция пищеварительной системы; Изучить особенности процесса пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Что такое пищеварение? 2. Какие органы образуют пищеварительную систему? 3. Какие питательные вещества содержатся в пище? 4. Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости? 5. Как происходит продвижение пищи по пищеводу? 6. Какие химические изменения происходят с пищей в желудке? 7. Состав и роль в пищеварении желудочного сока. - Пищеварение в кишечнике урок.ppt

Печень

Слайдов: 36 Слов: 1481 Звуков: 0 Эффектов: 0

Производные энтодермы. 1.Печень. Гепатогенез. Региональная спецификация энтодермы. Формирование энтодермальных зачатков головного отдела млекопитающего (Gilbert, 2003). Гепатогенез (формирование клеток, составляющие печень). Печень. самая большая железа в теле позвоночных. Функции печени. Печень участвует в регуляции уровня глюкозы (сахара) в крови. Еще одна функция печени - детоксикация. Клетки Купфера особенно эффективно удаляют и разрушают бактерии и другие инородные частицы. В печени синтезируются также кетоновые тела (продукты метаболизма жирных кислот) и холестерин. Строение печени. - Печень.ppt

Резекция поджелудочной железы

Слайдов: 25 Слов: 708 Звуков: 0 Эффектов: 18

Whipple 1935 год. Хирургическая анатомия поджелудочной железы и панкреатодуоденальной зоны. Длинна от 15-20 см. Ширина от 3-6 см. Толщина от 2-3 см. ПЖ – повышенный к хирургической агрессии орган. Покрыта тонкой, слабо выраженной соединительнотканной капсулой. J.E. Skandalaksis (1983). Japanese Pancreatic Society. Показания для ПДР. Синдром головки поджелудочной железы. Может быть проявлением псевдотуморозного панкреатита или рака головки ПЖ. Дооперационная диагностика: УЗИ, КТ: Интраопреационная биопсия ПЖ с целью выбора объема хирургического вмешательства. Резекция головки ПЖ при верифицированном псевдотуморозном панкреатите. - Поджелудочная железа.ppt

Гигиена пищеварения

Слайдов: 7 Слов: 279 Звуков: 0 Эффектов: 35

Тема: Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Пищеварение. Процесс. Измельчение. Расщепление. Всасывание. Удаление. Пищеварительная система. Пищеварительный канал. Пищеварительные железы. Гигиена. Правила приёма пищи. Желудочно – кишечные инфекции. Регуляция. Нервная. Гуморальная. Качества пищи. 1.Разнообразная 2.Вкусная 3.Свежеприготовленная. Составление маркировочной таблицы (инсерт). Заболевания. Сальмонеллёз. Холера. Дизентерия. Ботулизм. Источники. Человек. Молоко, мясо. Вода. Бактерии. Бациллы. Дизентерийная палочка. Холерный вибрион. Сальмонелла. - Гигиена пищеварения.ppt

Заболевания пищеварения

Слайдов: 16 Слов: 1278 Звуков: 0 Эффектов: 21

Пищеварение. Цель урока. Питание и пищеварение. Строение органов пищеварения. Поджелудочная железа. Строение зубов и возможные заболевания. Пищеварение в ротовой полости. Правильный уход за полостью рта. Болезни пищеварительной системы. Кариес. Острый холецистит иногда называют «праздничной» болезнью. Гастрит - воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения. Колит - воспалительное поражение слизистой оболочки толстой кишки. Язва желудка - хроническое заболевание. Правильное питание. - Заболевания пищеварения.pptx

Заболевания пищеварительной системы

Слайдов: 13 Слов: 431 Звуков: 0 Эффектов: 0

Заболевания пищеварительной системы. Содержание. Общие сведения. Причины расстройства пищеварительной системы. Виды заболеваний. Гастрит. Дисбактериоз. Колит. Панкреатит. Холецистит. Язва желудка и двенадцатиперстной кишки. - Заболевания пищеварительной системы.ppt

Питательные вещества

Слайдов: 13 Слов: 424 Звуков: 0 Эффектов: 3

Органы пищеварения. Основные вопросы урока. Актуализация знаний. Правильные ответы: Клеток Орган Система органов Эпителиальная Ткань. Строительная. Энергетическая. Функции пищеварительной системы. Ротовая полость. Слюнные железы. Глотка. Пищевод. Печень. Желудок. Желчный пузырь. 12-перстная кишка. Толстая кишка. Аппендикс. Тонкая кишка. Прямая кишка. Поджелудочная железа. Строение зуба. Коронка. Шейка. Корень. Десна. Пульпа. Артерия. Вена. Нерв. Цемент. Опыт. Закрепление знаний. Общий вывод урока. Пищевые продукты состоят из питательных веществ. Функциями питательных веществ являются строительная и энергетическая. -