Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей роддома. Как могут проверить слух родители в домашних условиях? Методы проверки слуха. Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи. Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения. Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи. По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10. Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:

  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Объективная аудиометрия

Объективные способы оценки работоспособности слухового анализатора чаще применяются в обследовании детей в возрасте до 2 лет. Чтобы выявить патологии в развитии органа слуха специалисты используют следующие методы аудиометрии:

  • отоакустическая эмиссия – регистрация звуковых сигналов в наружном слуховом канале, генерируемых волосковыми клетками в ответ на звук, созданный аудиометром;
  • регистрация вызванных потенциалов – фиксация электрической активности мозга, возникающей при создании тестового сигнала, поступающего в орган слуха спящего новорожденного;
  • тимпанометрия – создание давления воздуха в наружном слуховом канале, которое позволяет определить степень подвижности слуховых косточек и ушной перепонки.

Объективные методы оценки костной и воздушной проводимости звуков позволяют определить, в каком из отделов слухового анализатора присутствуют нарушения.

Аудиограмма ребенка

Аудиограмма слуха для детей представляет собой двумерный график, на котором по вертикальной оси отмечены децибелы (дБ), а по горизонтальной – герцы (Гц). На нем изображены кривые, которые наглядно демонстрируют наличие отклонений в восприятии звуковых сигналов определенной интенсивности и частоты. Если точки кривых расположены в диапазоне от 0 до 25 дБ, это свидетельствует об отсутствии отклонений.

В возрасте до 5 месяцев минимальный порог слышимости новорожденного составляет примерно 50-60 дБ.

Однако следует учитывать, что на пороговую чувствительность слухового анализатора влияет возраст пациента. Не считается отклонением результат, при котором минимальное значение слышимости воздушно-проведенных сигналов составляет 15 дБ. На графике фиксируются только самые слабые звуковые колебания, которые может распознать пациент.

Самостоятельная проверка слуха

Чтобы убедиться в отсутствии кондуктивной и нейросенсорной тугоухости у ребенка специалисты рекомендуют проводить аудиологические обследования самостоятельно. При подозрении ухудшения слуха следует записаться на прием к отоларингологу, который проведет отоскопическое и аудиометрическое обследование пациента, в результате которого определит тип патологии и подходящий метод лечения.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Проще всего протестировать ребенка с помощью методов речевой аудиометрии. Для этого необходимо:

  • попросить испытуемого сесть на стул и повернуться к вам левым или правым ухом;
  • отойти на 6 м и шепотом, но четко произнести слова «мама», «спорт», «земля», «сапоги» и т.д.;
  • аналогичным образом проводят тестирование с расстояния 20 м, но при этом слова произносят достаточно громко.

Если ребенок может разобрать слов, расстояние между ним и говорящим нужно постепенно сокращать, требуя четкого воспроизведения слов. Чем меньше расстояние между испытуемым и вами, тем значительнее ухудшение слуха. При получении неудовлетворительных результатов тестирования нужно пройти обследование у врача.

Хочу описать, каков обычный порядок действий, и, какие обследования нужно будет проходить, если есть подозрение на нарушения слуха у ребенка. Речь пойдет в основном о Москве и о государственных учреждениях. В частных фирмах все может быть иначе и туда можно обратится за конкретным каким-нибудь обследованием. В регионах действия будут похожими, а обследования теми же самыми, только скорее всего придется ехать, как минимум, в областной центр.

Дай бог, чтобы вам не пригодилась эта информация, как проверить слух у ребенка. Хотя, с другой стороны, в тугоухости нет ничего ужасного (только на первый взгляд), люди с этим жили и живут, и порой гораздо более счастливо, чем мы слышащие.

ОАЭ (500 руб), импедансометрию (500 руб), объективную аудиометрию КСВП (2500 руб) можно сделать в частном порядке, например в той клинике, которой вы доверяете (многие рекомендуют Отофон в Москве и сурдолога Смирнову, а также Мелфон и Шиманскую). Однако, государственные исследования тоже стоит пройти, так как только после них можно будет оформить инвалидность, что позволит бесплатно получить слуховые аппараты и сделать кохлеарную имплантацию по квоте. К тому же дублирование обследований никогда не помешает.

Важно учесть, что слух может меняться с возрастом, как в худшую сторону, так и в лучшую, поэтому аудиометрию повторяют периодически. Особенно это касается недоношенных и маловесных детей, у которых нервная система формируется позже. Вряд ли, конечно, ребенок станет полностью слышащим, но степень тугоухости может поменяться на одну ступень. Впрочем и у обычных новорожденных окончательный диагноз можно получить к полугоду-году.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Я скептически отношусь к подобным проверкам, так как все очень индивидуально и можно много не заметить или неправильно интерпретировать. Впрочем, это касается и врачебных обследований тоже. Поэтому всегда имеет смысл читать все в интернете, перепроверять диагнозы у нескольких врачей и включать свою голову. Реально очень сложно у маленького человечка определить все очень точно. Например, может казаться что ребенок реагирует на звук, однако он просто видит, как вы трясете погремушкой. Если ребенок плохо слышит, то, как правило, у него очень цепкий взгляд, и также он еще и реагирует на вибрацию, вызываемую звуками.

Ребенок начинает проявлять реакцию на звуки уже с месяца — замирает, вздрагивает, может плакать начать. Есть разные способы, как проверить слух у ребенка дома, но все сводятся к одному и тому же. Расскажу пару штук:

  • Взять две баночки и насыпать в одну из них крупу, вторую оставить пустой. Одновременно, трясти ими около ушей. Две нужно, чтобы ребенок реагировал именно на звук, а не на движение. Сначала попробовать гречку, потом рис, потом горох. Разные крупы соответствуют разным частотам звука. Смотреть, есть ли какая-нибудь реакция.
  • Позади ребенка издать громкий звук, например стукнуть крышками от кастрюль. Важно, чтобы он вас не видел. Если слышит, должен вздрогнуть.
  • Еще можно попробовать различные громкие звуки — голосом, хлопки в ладоши и тд.

Я бы посоветовал прислушаться к своей интуиции, если вы чувствуете, что что-то не в порядке идите к сурдолгу и обследуйтесь. Нам в поликлинике давать направление в сурдоцентр не хотели, мол все нормально, слышит он у вас, а мы чувствовали, что что-то не так. Помните, ранее слухопротезирование может дать очень хорошие результаты! Чем раньше узнаете, тем будет больше времени на принятие решений, обследования, да и проще обучаться.

Как мы экономим на добавках и витаминах

Витамины, пробиотики, муку без глютена, косметику, спортивное питание, мы заказываем на iHerb.com (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине.

Как определить слух у ребенка? На этот вопрос ответит врач. Слух и умение слышать имеет большое значение в нашей современной жизни. Патологические заболевания, полученные в период внутриутробного развития плода, отражаются на состоянии здоровья, а также на развитие систем и органов. Среди них, зрение и слух. В этом текстовом материале подробно остановимся на вопросе относительно того, как проверить слух ребенка.

Как проверить слух у ребенка

Согласно статическим данным, в ходе обследования, сбой в работе слухового анализатора диагностируется у порядка 2% детей, значительная часть которых — раннего возраста. Не следует недооценивать проблему нарушения в работе слухового анализатора, ведь в зависимости от его развития осуществляется развитие малыша и адаптация к условиям окружающей среды. Детский слух выступает неотъемлемой частью в развитии речи и познавательных способностей. Детки с наличием тугоухости намного позже сверстников начинают разговаривать, не так активны в познании окружающего мира.

Однако, нет смысла расстраиваться. Любой родитель вправе помочь собственному ребенку — приобрести и вживить ему слуховой аппарат. Однако, прежде чем вести речь о нарушении в работе слухового анализатора есть смысл рассмотреть причины сбоя в работе слуха.

Каковы причины сбоя в работе слухового анализатора? Признаки тугоухости: как их определить? Для того чтобы выявить заболевание, врач проводит обследование ребенка.

У новорожденных и детей до года, как правило, тугоухость — наследственное и врожденное заболевание. Ввиду этого, если среди родственников есть те, кто страдает подобным заболеванием, есть смысл говорить о наследственности.

Тугоухость бывает:

  • наследственная;
  • врожденная;
  • приобретенная.

Развитие врожденной тугоухости происходит по следующим причинам:

  • Неблагоприятное протекание беременности. Если протекание беременности происходило с рядом трудностей, с наличием сильнейшего токсикоза, с угрозой выкидыша и преждевременными родами, ввиду этих обстоятельств следует осуществить проверку слуховых способностей. Наркотики, алкоголь и прием антибиотиков оказывает губительное влияние на развитие слуховых способностей малыша.
  • Роды с патологией. Все ныне существующие патологические отклонения становятся причиной к прекращению поступления кислорода к плоду, преждевременные, затяжные или же, наоборот, стремительные роды, частичная отслойка плаценты и прочее.

Проявление тугоухости происходит в комплексе со следующими заболеваниями:

  • глазные болезни;
  • почечные заболевания;
  • аномалии в работе наружного уха;
  • поражение кожи;
  • патологические отклонения в работе эндокринной и нервной системы;
  • заболевания опорно-двигательной системы.

Нарушения в работе слухового анализатора можно определить до года. Родители в домашних условиях, зачастую становятся первыми, кто заметил данное заболевание.

У малыша отсутствует реакция на звуки, а также возникают трудности при определении источника звука в домашних условиях. Как известно, младенец в возрасте около полугода способен определять, из какого места раздается звук.

Кроме того, в возрасте 3-4 лет малыш не заговаривает.

Если родители минули этот период, то с детками должен заниматься сурдолог, который способен проверить слух у ребенка.

Врачом осуществляется проверка слуха у детей. Если выяснилось, что слух нарушен, то врач определяет методику лечения. Он может рекомендовать вживление слухового аппарата в наружное ухо. После данной процедуры ребенок окунается в мир большого количества звуков. Малышу в 3 лет и в 3-4 года — это сложно, такое обилие звуков вызывает стрессовую ситуацию, именно по этой причине помощь детям может оказать сурдолог.

Стоит осознать, что чем раньше будет обнаружена тугоухость и начнется реабилитация, тем быстрее будет осуществляться адаптация и тем меньше последствий у малыша будет в дальнейшем.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

Как проверить слух у ребенка? Прежде чем отправлять ребенка к врачу, следует осуществить самостоятельные попытки проверки слуха в домашних условиях.

Следует осознавать, что слух по-разному проверяется у новорожденного, малыша 1 года, а также дошкольника и школьника.

У школьника и дошкольника слух проверяется посредством использования разговорной и шепотной речи. Этот способ проверки не дает 100% гарантии и зависит от субъективных факторов, качества голоса проверяющего.

И в домашних условиях слух следует проверять, исключая посторонний шум.

  1. Для осуществления проверки слуха следует стать на расстояние 7 метров. Делается это для того, чтобы ребенок не опознавал слова по губам говорящего.
  2. Так как разговорная речь громче шепотной, то контроль слуха начинают с шепота. Родители называют слова, ребенок осуществляет повторение сказанного.
  3. Если шепот ребенок не воспринимает, то процедуру следует повторить посредством разговорного тембра шепота.
  4. Подбираем словесный материал, ориентируясь на возраст ребенка.
  5. Врачи применяют при проверке слуха ребенка таблицы с подобранными словами. Чаще всего для этих целей применимы таблицы В.И. Воячека, Б.В. Богданова, Лангбека.
  6. Проверять слух каждого уха ребенка следует по отдельности. Для этого, просим ребенка закрыть ухо пальцем.

Проверяем слух младенца.

На протяжении 1 года жизни в домашних условиях применим метод гороховых проб. На раздающийся звук ребенок поворачивает голову или смотрит туда, откуда раздается звук.

Реакция на звук у ребенка возникает по прошествии 5 секунд.

Емкость с крупой меняется на громкие игрушки.

Большую часть информации на восприятие звука дают рефлексы и реакции ребенка: мигание, зажмуривание, раскрывание глаз, нахмуривание, вздрагивание, замирание, поворачивание головы и так далее.

На громкие звуки ограничится вздрагиванием или он может развести ручки и, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро. В месяц ребенок начнет замирать, слыша громкие звуки.

Слух 2 или 3- малыша можно определить, наблюдая за его реакцией на голос матери, как правило, дети оживляются, улыбаются, двигают ножками и , агукают. То, что малыш пытается агукать, является хорошим признаком проверки его слух а. Поворачивать голову на резкий звук погремушки или другого громкого звука ребенок начинает в возрасте от 3 , до этого его мышечная система еще не обладает нужной координацией.

Спящего ребенка должны беспокоить резкие звуки, если его возраст больше 1,5-2 месяцев. После он должен начинать лепетать, пытаться произносить какие-то слоги на своем языке, а от до года произносить отдельные слова и пытаться ответить на слова взрослых, при этом поворачивая голову на звук, даже, если он идет со стороны спины.

Родителей должны насторожить не соответствующие возрастным нормам реакции ребенка на звуки. Порой кажется, что малыш отстает в развитии, это бывает, ведь плохо слышащий ребенок не совсем правильно воспринимает информацию окружающего мира.

Проверить слух можно в медицинском учреждении или центре. Для этого сегодня существуют разные методы. Медицинские работники пользуются методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии, методом регистрации вызванных слух овых потенциалов и методом акустической импедансометрии. Несомненно, родители должны внимательно относиться к своему ребенку, чтобы не пропустить заболевание, но при первых симптомах , надо обязательно обратиться к специалисту, чтобы тот развеял сомнения или направил на в квалифицированное учреждение.

Видео по теме

Источники:

  • как проверяют слух у новорожденных

Очень важную роль в развитии ребенка играет хороший слух . С его помощью малыш учится распознавать голоса, подражать различным звукам, а, следовательно, и говорить. На первый взгляд, точно определить слышит малыш или нет, довольно-таки сложно. Но и эта, казалось бы, практически невыполнимая задача имеет свое решение. Проверить слух у ребенка любого возраста под силу самим родителям в домашних условиях без использования современных аппаратов.

Инструкция

Чтобы вовремя понять, что у малыша есть -либо проблемы со слух ом, в первую очередь, достаточно быть очень родителем. Маме и папе следует знать некоторые особенности развития малыша в том или ином возрасте, следить за его реакцией на внешние раздражители, на громкие звуки, голос близких ему людей, а также обращать внимание на уровень речевого развития малыша.

С семи до девяти месяцев карапуз должен издавать много различных звуков, поворачивать голову в сторону даже негромких звуков, начинает понимать самые простые слова, к примеру, «мама», «папа», «дай», «пока».

К двум годам малыш с хорошим слух ом любит, когда ему читают вслух детские книжки, четко

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации. Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка. Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

  • Смешанные формы тугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому.

Способы проверки слуха в домашних условиях

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакции на звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой. Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами. По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой. Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров. Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

мама мальчик

дом лампа

стол часы

дедушка сапоги

парта муха

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей


При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы — позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия — наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.